Политическая мысль эпохи возрождения.

История политической мысли.

История политической мысли античности.

Греция.

Платон

«Государство», «Политик», «Законы».

Государство - это форма существования общества. В идеальном государстве отношение строится на принципе справедливости. Принцип справедливости предполагает, что каждый делает на своем месте максимум полезного и ему за это воздается. Платон не разделяет понятия общество и государство, государство делится на 3 сословия:

1. правители-философы;

2. войны;

3. ремесленники и крестьяне.

Первые 2 категории не должны иметь семьи и собственности. Сила государства заключается в ее законах, законы должны устанавливать справедливые и гармоничные взаимоотношения. Законы выражают интересы большинства и им должны подчиняться все.

Аристотель-ученик Платона.

«Политика» государство появляется в результате естественного развития, а не божественного промысла, высшая форма это город-государство – это высшая форма общения людей т.к. человек по своей природе существо политическое. Цель высказывания – это достижение всеобщего блага. Для стабильности государства необходимо преобладание среднего в имущественном плане сословия, т.е. он заложил основу теории либерализма.

Цицерон.

«О государстве», «О законах».

Цицерон первым обратился к религии как к духовному основанию как к духовному основанию осуществления гос. власти, закладывает основы теории международного права, разрабатывает теорию справедливых законов, т.е. правовой принцип взаимоотношений власти и подданных.

В целом для политической мысли античности характерно:

1. развивалась в общефилософском контексте;

2. греки обобщали собственный опыт полисного устройства (около 160 полисов);

3. разрабатывалась теория идеальной формы государства;

4. заложены основы будущих политических теорий и идеологий

5. разрабатывалась теория справедливых законов

6. неразделенность понятия государства и общества, т.е. на данном уровне появляется антропоцентризм античного мировоззрения.

7. субъективные характеристики человеческой личности переносятся на государство;

Политические мысли средневековья.

Августин блаженный

«О граде земном», «О граде Божьем».

1. ставит вопрос о смысле и направленности истории, соответственно история это процесс борьбы между градом земным государство и градом божьим.

2. человек по Аристотелю рождается свободным, но государство его ограничивает

3. приоритет церковной власти и светской, т.к. последнее регулирует временное земное существование людей, а потому сама по себе является временной.

Фома Аквинский

«О правлении властителей»

Точки зрения:

1. божественный характер происхождения гос. власти;

2. сущность власти божественна, но форма ее реализации зависит от людей;

3. выступал против социального равенства, т.к. политическое и правовое неравенство сословий является естественным и проистекает из различных природных способностей людей, что соответствует божественному принципу управления миром;

4. подчинение - это добродетель подданных.

Общие черты.

Для средневековой политической мысли характерно в целом:

1. зависимость от католической религии христианства;

2. божественное происхождение власти и государства;

3. освещение, оправдание и объяснение необходимости всеобщего подчинения нормам феодального права;

4. освещение сословного неравенства

Таким образом, католичество было идеологией феодально - монархического государства.

Политическая мысль эпохи возрождения.

Никколо Макиавелли

«Государь»

1. признает независимость политики от других сфер, в том числе экономике, религии;

2. изучает реальность политическую, а не выстраивает идеальную модель, т.е. вводит в политику метод политического реализма;

3. раскрывает социальную природу политики, политика - это взаимоотношения различных слоев по поводу осуществления власти;

4. разделил понятия «общество» и «государство».

Государство - это политическая форма организации общества.

5. государство соответствует природе человека, т.е. преодолевает божественный принцип;

6. сформулировал концепцию циклического развития государственных форм;

выделяет 6 форм государственной власти:

3 неправильные:

· тираническая

· олигархическая

· охлократия - власть толпы

· монархическая

· аристократическая

· демократическая

Достигнув пика развития, государственная форма перерождается в свою противоположность. Разделяет политику от морали. Политика подчинена достижению целей, а цели необходимо согласовывать с методами их достижения. «Цель оправдывает средства». Сильная власть должна обеспечиваться не любовью подданных, а страхом, потому что человек по своей природе неблагодарен, и единственное чувство, которое он способен испытывать всегда – это страх.

Жан Боден.

«6 книг о республике»

Первым вводит понятие государственного суверенитета. Государственный суверенитет - это верховный характер государственной власти независимой от кого бы то ни было, т.е. суверенитет - это независимость государства от других государств и одновременно независимость в осуществлении власти на своей территории.

Признаки государственного суверенитета:

· право объявлять войну и заключать мир;

· право законотворчества;

· налогообложение;

· помилования;

· право чеканить монеты.

Наши рекомендации