Политическая мысль эпохи Возрождения

В социально-экономической жизни Западной Европы на­чиная с XIV в. в Италии и с XV в. в других странах проис­ходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исто­рической эпохи, которая получила название Возрождения. Систему раз­рабатываемых мыслителями Возрождения идей относитель­но государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики!

Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства.

Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли. Важным его вкладом в историю политичес­кой мысли явилось то, что теологической концепции госу­дарства он противопоставил концепцию светского государ­ства, выводя его законы из разума и опыта, а не из теологии. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона че­ловеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Главным в по­литических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, под­чинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно ап­риорным схемам или предписаниям религиозной морали. Политическая теория Макиавелли имела актуальное зна­чение, она призвана была стать руководством для способно­го и честолюбивого правителя, который, возглавляя сильное государство, объединил бы страну. Италия в это время была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за власть и, казалось, не было силы, способной политически объединить страну. Лучшей формой государст­венного устройства Макиавелли считал республику. В своем главном труде "Государь", посвященном проблемам политики, он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, ос­вободиться от чужеземного ига.

Следующим видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596). Свои по­литические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о государстве". Государство он определяет как пра­вовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх - единст­венный, абсолютный источник права.

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объ­единении государств и укреплении их внутреннего мира сы­грала выдвинутая Боденом одна из самых значительных по­литических идей того времени - идея государственного суве­ренитета (фр. носитель верховной власти). Абсо­лютность власти состоит в том, что она не ограничена каки­ми-либо условиями и, несмотря на свою сложную структу­ру, выступает как единое целое, является неделимой.

Бодену принадлежит также идея натуралистической, то есть географической, типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий. Д ля умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтоому нуждаются в религиозной власти и государстве, тогда как народы Севера можно заставить подчиняться лишь сильному государству

6. Понятие государства Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли.Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма.В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Признаки государства

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Обязательность членства в государстве.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений.

Наши рекомендации