Лидерство в современной России
Главной особенностью в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается то, что оно – с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой – унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.
Особенность современных политических лидеров в том, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организации производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательством распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса.
Еще одна особенность в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 года выдвигались населением, поэтому старались завоевать доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.
Политические реформы В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.
Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют не официальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а так же действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, следует учитывать степень их реального воздействия на политику. И эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека.
В Российском обществе сложилась следующая ситуация: что с одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающие качествами политических лидеров. А с другой стороны, в руководстве на первые позиции вышли люди, обладающие качествами лидеров. Особенность это процесса в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам – интеллектуалам, а не аппаратчикам.
Характерной особенностью политического лидерства, где имеет место быть демократическая практика, является активное использование такого политической деятельности, как популизм. Под популизмом понимается «политическая деятельность, основанная на манипулировании популярным в народе ценностями и ожиданиями»
В России популизм возник вследствие глубокого кризиса общества. Среди кризисных явлений в общественном сознании непосредственное отношение к возникновению популизма имеют два: острое разочарование общества в социологических ценностях и неприятие радикального обновления общества частью людей.
Процесс демократизации советского общества позволил популизму проявиться в полной мере. «Хождение в народ » инициатора политики перестройки М.С. Горбачева были поддержаны другими политическими лидерами.
Выборы народных депутатов СССР, а затем народных депутатов РСФСР так же проходили на популистской волне. Популизм этого периода был основан на критике советской номенклатуры с позиции обывателя, объявления борьбы с привилегиями. Особенно данный тезис был актуален для Б. Н. Ельцина. Через несколько лет выяснилось, что привилегии партноменклатуры – это лишь невинные шалости по сравнению с привилегиями нового класса бюрократов.
В связи со значительным расслоением российского общества по уровню жизни стал возможным популизм среди широких социальных групп. Произошло разрушение привычного образа жизни большинства граждан, которые не могут приспособиться к новым условиям жизни. У них возникает естественное желание побыстрее получить простые и понятные ответы на жизненно важные вопросы. Таким образом, широкая аудитория готова к восприятию популистской риторики и всех атрибутов популистского воздействия.
Поэтому популистские методы активно используют многие российские политики. Одним из яркий примеров популизма являет собой В.В. Жириновский, сделавший ставку на свою близость с народом. В период своей самой эффективной избирательной кампании 1993 года он пообещал российским гражданам, что уже на следующий день после выборов они почувствуют улучшение своего положения. И, хотя никто не собирался воспринимать эту фразу буквально, сама уверенность, с которой она была высказана, народу понравилась. Такие предвыборные лозунги, как «Я подниму Россию с колен!», «Мы – за бедных, мы – за русских!» нашли широкий отклик у избирателей. Этому политику характерны острота и злободневность поднимаемых проблем. Зачастую говорит вслух о том, о чем другие политики предпочитают умалчивать. Этот политик в наиболее яркой и острой форме выразил национал – патриотическую идею. Число единомышленников Жириновского тем больше, чем напряженнее обстановка в стране.
Неудачи экономического курса, нестабильная политическая обстановка породили всеобщее разочарование людей во многих политических деятелях демократического толка, в лице которых они не видят тех политиков, которые могут навести элементарный порядок в стране. На этом фоне выигрышно выглядят те политики, которые решительны, тверды, уверенны в себе, могут коротко и доходчиво довести до избирателей свои программы. К разряду таких политиков относился А.И. Лебедь, который обладал мощным популистским потенциалом.
Президентские выборы в России 1996 года продемонстрировали неиссякаемый популизм Б.Ельцина, который благодаря, как личным политическим качествам, так и эффективной деятельностью своей предвыборной команды, в течении нескольких недель, повысил свой рейтинг буквально с нулевой отметки до уровня, необходимого для победы на выборах. Политический стиль Б.Ельцина во время всего президентства был сильно окрашен популизмом. Характерными особенностями ельцинского популизма являются создание культа вождя, его легкомысленные посылы народу, за которые он никогда не отвечал, фабрикация образа врага, равнодушие к нуждам народа и обращение к тому же народу за поддержкой каждый раз, когда его власти угрожала опасность.
В условиях открытой политической борьбы успех претендента на выборную должность во многом зависит от способности самого политического деятеля на основе знания требований и настроений избирателей предложить понятную для большинства населения политическую программу , доходчиво донести ее содержание до сознания различных социальных групп, заставить поверить людей в свои планы, выдвинуть лозунги, способные привести электорат в день выборов на избирательные участки.
Известен негативный опыт лидера движения «Демократический выбор России» Е.Гайдара, который свою предвыборную кампанию 1993 года построил на апелляции к интеллекту электората, не разъясняя людям в доступной для них форме свои позиции и цели и, являясь фаворитом предвыборной гонки, в результате проиграл партийные выборы в Государственную Думу Либерально – Демократической партии В.Жириновского.
Популизм в современной России так же имеет различные оттенки. Правого популизма придерживаются такие радикалы, как фашисты и националисты. Решение социальных проблем они видят в изгнании из своих регионов лиц отдельных национальностей, формирование руководства регионов и страны по национальному признаку. Умеренные правые популисты решение российских проблем сводят к приведению макроэкономических показателей к среднемировым, игнорируя специфику России и условия проведения реформ.
Для умеренных левых популистов характерны уравнительные настроения, для радикальных – возврат к распределительному прошлому, восстановление разрушенного Союза ССР и советского строя.
В последнее годы среди политиков стал моден популизм патриотического содержания, которому подвержены политические лидеры, как правого, так и левого направления политического строя.
В условиях публичной политики необходимой предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Такой кредит доверия у народа смог завоевать Президент России В.В.Путин. Об этом политическом лидере можно говорить много. У него много недоброжелателей, но еще больше тех, кто уважает и поддерживает его политику. Президент России удивлял и продолжает удивлять своих партнеров. При ведении любых переговоров он, как правило, лучше осведомлен в существе и деталях обсуждаемых проблем. Он всегда находит нужную интонацию и уверенно отвечает на самые неудобные вопросы. Огромный авторитет, который Путин продолжает сохранять не может не впечатлять. Он стал безусловным национальным политическим и национальным лидером.
Для публики Владимир Владимирович был малоизвестен. Но он смог привлечь себе всеобщее внимание благодаря быстрым, твердым и эффективным решениям и действиям в Дагестане, на всем Северном Кавказе.
Путин сумел внушить людям надежду, веру, дать ощущение защищенности и спокойствия. Он не играл словами, он искренне и твердо отреагировал на события так, как ожидали от него десятки миллионов людей в России.
Президент начал с того, что признал скромные размеры российской экономики и отсталость ее по сравнению не только с ведущими державами, но и со вторым – третьим эшелоном стран современного мира. Одновременно Путин признал ответственность самих россиян за такое положение дел. Вместо того, чтобы повторять риторику о непреходящем величии державы, Путин сменил акцент на необходимость сделать Россию «сильной страной». При этом он подчеркнул, что сила этой будущей России будет заключаться прежде всего в ее экономической состоятельности – остальное приложиться.
Другим популярным в народе политическим лидером современной России является Д.Медведев.
Рассмотрим вопрос о том, какие личностные характеристики представляются наиболее значимыми, по мнению россиян, на примере Д.А.Медведева. Анализ производится на основе трех шкал восприятия личностных и профессиональных качеств политиков, предложенных Е.Б.Шестопал при исследовании образов лидеров в массовом сознании:
Привлекательность – непривлекательность
-морально – психологические особенности
-политические, профессиональные и деловые качества
-внешность и телесные характеристики
Сила – слабость
Активность – пассивность
Морально – психологические особенности являются базовым критерием в рациональной оценке образа политического лидера. По данным исследований для 47% респондентов важны именно морально – психологические качества в личности идеального политического лидера. Анализируя данные исследований, можно определить, что большинством опрошенных отмечались такие черты данного государственного деятеля как уравновешенность, спокойствие, корректность, серьезность, скромность.
Политические, профессиональные и деловые качества являются главными критериями для тех избирателей, которые осуществляют наиболее рациональный выбор. Наиболее важное политическое качество, предписываемое респондентами идеальному политическому лидеру – его социальная ориентированность (забота о народе, о простом человеке), менее важным представляется его ориентация на экономический подъем страны и укрепление внешней политики. Здесь чаще всего звучат такие определения как ответственность, исполнительность, «человек слова», компетентность. Рассматривая данные исследований можно сказать, что в целом политические, деловые и профессиональные качества Д.А.Медведева, по мнению россиян, соответствуют вышеперечисленным. Люди считают этого политика опытным, компетентным, заботящемся о благе страны.
Внешность и телесные характеристики – наиболее доступные для восприятия компоненты личности. Однако, при оценке лидерских качеств эти характеристики не имеют большого значения. Нельзя так же выделить конкретный образ идеальной внешности для политика, самое важное в данном аспекте – соответствие внешности имиджу политика. Рассматривая данные исследований, можно все же сделать вывод о том, что внешность Д.А.Медведева играет некоторую положительную роль в складывании цельного образа политика. При опросе 5% респондентов позитивно оценивают внешние характеристики Д.А.Медведева.
Рассматривая вторую шкалу – «сила - слабость», необходимо заметить, что вместе с политической силой существенным фактором для восприятия человека как политического лидера играет «масштаб» политической деятельности, потому что политик сам по себе может быть сильным и независимым, но именно масштаб его деятельности позволяет видеть его как действительного лидера. Если масштаб политической деятельности Д.А.Медведева представляется довольно обширным, то вот его волевые качества, независимость, по данным исследований, выделяются лишь частью респондентов: только 41% опрошенных отметил, что этот политик является независимым и принципиальным. Такие черты как: твердость и смелость занимают восьмое из девяти мест в рейтинге личных качеств Медведева. Вместе с тем, отсутствие вышеперечисленных характеристик не оценивается опрошенными однозначно отрицательно, напротив, большинство респондентов позитивно оценивают преемственный характер политической деятельности Медведева, его некоторую зависимость от Президента РФ Путина.
Анализируя третью шкалу личностных качеств политического лидера «активность - пассивность», нужно отметить, что если политическая активность не подкреплена какими – либо результатами, то это качество получает негативную оценку и не идет на пользу образа политика. Рассматривая данные качества личности Медведева можно сказать, что опрашиваемые оценивают его как активного, решительного. 73% респондентов назвали этого государственного деятеля энергичным, инициативным.
Таким образом, можно сделать вывод о трансформации идеальных личностных и профессиональных качеств, предписываемых россиянами политическому лидеру. В первую очередь это касается профессионально – деловых качеств: преемственность политики, стремление работать в команде становятся более важными, чем такие характеристики, как политическая независимость и индивидуализм. Россиян больше не привлекают заманчивые обещания «светлого будущего», реальные результаты деятельности становятся более важными, чем беспорядочная активность. Вместе с этим, морально – психологические особенности как наиболее стабильный элемент восприятия личностных характеристик политических лидеров не претерпел больших изменений: ценность таких качеств, как серьезность, скромность, ответственность остается традиционно высокой. Политики, претендующие на роль новых политических лидеров, должны учитывать происходящие изменения в восприятии лидерских качеств личности и пытаться корректировать свой образ сознании населения в соответствии с происходящими изменениями.
В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции – институциализация и профессионализация.
Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего в том, что процесс подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на исполнительную, законодательную и судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственным политическими партиями, контролируются ими, а так же оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства – профессионализация. Политическое лидерство сегодня – особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.
Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственным органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Необузданные политические амбиции, притязания, популизм приносят существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования «команды» лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров. И из всех проблем: главная - служение лидеров России россиянам.