Традиции и новаторство в законодательстве о журналистской деятельности
В условиях тоталитарного государства, когда свобода журналистики декларировалась, но никак законодательно не подкреплялась, журналистская деятельность регулировалась исключительно директивными документами единственной руководящей партии. Однако в конце 80-х годов, когда «повеяло добрым ветром перемен» на ХIХ партийной конференции в 1988 году была провозглашена гласность. Гласность только открывала дорогу долго замалчиваемым темам и проблемам на страницы средств массовой информации, в радио и телепрограммы. Но гласность не имела никакой законодательной силы, не регулировала отношения журналистов с представителями других социальных институтов общества. Однако именно провозглашение гласности и свободы слова сыграло историческую роль в дальнейшем продвижении идеи о принятии законов о печати и журналистской деятельности.
Первый Закон «О печати и других средствах массовой информации» был принят во времена существования Советского Союза, в апреле 1990 года. На его основе и почти в точном калькировании с небольшими поправками, связанными с особенностями языка распространения СМИ, год спустя, появился Закон Казахской ССР «О печати и других СМИ».
Несмотря на несовершенство и неразработанность многих формулировок первый Закон РК, регулирующий журналистскую деятельность, сыграл исключительно важную роль в становлении журналистики как свободного демократического института. Эта роль была обусловлена рядом принципиально новых положений, вынесенных в закон.
Во-первых, законодательно была провозглашена свобода слова и журналистской деятельности. В Конституции Республики Казахстан в статье 20 отмечается, что свобода слова и творчества гарантируется. Она дает право гражданам получать всестороннюю информацию от государственных органов, общественных объединений, политических партий и должностных лиц в пределах их компетенции. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителями СМИ вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суде, в порядке, предусмотренном законом. Цензура запрещалась. Во времена тоталитарного общественного строя функционировала разветвленная структура, имевшая аббревиатуру ЛИТО и занимавшаяся охраной тайн государства в средствах информации. Все, что публиковалось в открытой печати, выходило в эфир в радио и телепрограммах, должно было получить официальное разрешение этого самого ЛИТО в виде круглой печати и подписи цензора, что, в свою очередь, означало, что в тексте не содержится раскрытие тайн, охраняемых государством. Тайн, охраняемых государством, было много. Достаточно сказать, что справочники цензоров равнялись объему крупных словарей. Казахстан занимал важное место в общей крупномасштабной советской милитаристской политике державы, бьш буквально напичкан военными точками в виде ядерных полигонов, военных баз и космодромов, которые было запрещено упоминать.
Во-вторых, законодательно вводился регистрационный принцип издательской деятельности. В отличие от советских времен, когда необходимость того или иного издания решалась «на самом высоком уровне», очередным постановлением партии или правительства, и по большому счету, одного таланта и честолюбия журналисту явно было недостаточно, чтобы издавать свою газету или журнал, основать радиостанцию или телеканал, появилась возможность заниматься издательской деятельностью. (В данном контексте имеется в виду не только издание газет и журналов, но и создание телерадиокомпаний). Безусловно, это требовало определенных экономических условий, но юридически требовалось лишь зарегистрировать свое издание, теле- или радиостанцию в соответствии с законодательством. Издательская деятельность стала одной из форм предпринимательской деятельности, тем более, что этот вид предпринимательской деятельности никак не отличался от всех других видов предпринимательства по уплачиваемым налогам.
В-третьих, законодательно излагались обязанности редактора, издателя, учредителя. Это имело принципиальное значение в связи с новыми формами издательской деятельности на основе Договорных и Уставных отношений.
В-четвертых, четко формулировались права и обязанности журналиста.
Это была наиболее уязвимая часть для критики профессионалов в адрес законодательства, однако, бесспорно, это был очень серьезный шаг на пути демократизации общества и установления правовых отношений между представителями прессы и обществом.
В-пятых, принципиально важным также было то, что с момента принятия Закона все споры, связанные с журналистской практикой, теперь разрешались в судебном порядке. Были созданы прецеденты судебного разрешения конфликтов на основе опубликованных материалов, которые сразу же обнаружили несовершенство законодательства, что и привело к появлению второго Закона РК, регулирующего информационную деятельность.
3.2. Закон РК «О средствах массовой информации»
Казахстан строит правовое государство. В правовом государстве журналистская деятельность осуществляется в рамках законодательства о средствах массовой информации.
Закон РК «О средствах массовой информации» был принят 6 августа 1999 года. Это второй Закон РК, регулирующий общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливающий государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
В статье 1 Закона РК даны содержания понятий, использующихся в нем.
Остановимся на некоторых из них. Понятие «массовая информация», как отмечалось, базовое для теории журналистики. Закон дает определение, необходимое для употребления в общесоциальных кругах, которые будут иметь возможность сталкиваться с этими понятиями. Закон толкует понятие «массовая информация» как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Речь идет о сообщениях и материалах, имеющих место на страницах массовых изданий - газет, журналов и радио- и телепрограммах.
Средство массовой информации - это периодическое печатное издание, радио и телепрограмма. Закон также относит к средствам массовой информации и кинодокументалистику, аудивизуальную запись, иную форму периодического или непрерывного распространения массовой информации и обязательно публичного, то есть рассчитанного на прочтение, просмотр, прослушивание большой аудиторией, многими и многими читателями, слушателями, зрителями.
В век электронных средств массовой информации трудно переоценить роль телевидения в современной информационной системе. Закон определяет выход в эфир как трансляцию теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем. Значительное место в программах коммерческих телевизионных каналов занимает и ретрансляция - повторный показ программ не своего производства, прошедших по другим каналам.
Весь тираж, часть тиража отдельного номера периодического печатного издания относится к продукции средства массовой информации. В аудиовизуальной журналистике каждая отдельная аудиовизуальная программа кого-либо цикла передач или отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы также трактуется как продукция средства массовой информации.
Главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир. Главный редактор или редактор СМИ чаще всего назначается учредителями или издателями. Есть отдельные издания, в которых учредитель и редактор одно лицо. В Казахстане это двуязычная газета «Казахская правда», редактор и учредитель Алдан Аимбетов, газета «Адам и Ева» на казахском языке, учредитель и редактор Жарылап Калыбаев.
Цензура - понятие, которое в законе трактуется как предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей.
В начале 2001 года в средствах массовой информации развернулась широкая дискуссия по предложенным изменениям и дополнениям в Закон РК «О СМИ». Эти предложения сводились в основном к следующему:
1. Ограничение ретрансляции зарубежных программ 20-тью процентами эфирного времени.
2. Повышение ответственности собственников и редакторов за противоправное содержание.
3. Определение веб-сайтов как средств массовой информации. Регистрация веб-сайтов.
Применение любого закона, особенно в такой области как информационная деятельность, в огромной степени зависит от правовой и политической культуры конкретной страны, а также от общего состояния правовых норм в данной стране. Чем больше предстоит сделать в этих областях, тем настоятельнее необходимость в четком и детальном механизме регулирования закона о средствах массовой информации, который позволил бы предотвратить злоупотребления законом или несоблюдение его положений.