Традиции и новаторство в драматургии

Ф.И.О. произведение Новаторство Традиции
Денис Иванович Фонвизин Комедия «Недоросль» «Недоросль» является сатирической комедией, в которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии. И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие. Построена по правилам классицизма (правила трёх единств: единство места, времени и действия); использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии; в духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения; как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Александр Сергеевич Грибоедов Комедия «Горе от ума»   Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе. Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком». В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку». В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, Он вводит в комедию романтического героя, “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма). Чацкий открывает галерею “лишних” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи. Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию. Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, — все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения.
Николай Васильевич Гоголь Комедия «Ревизор» Развивая тенденции Грибоедова, он создает совершенно новую по принципам построения и предметам обличения комедию. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя.Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет, более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. «Ревизор» — реалистическая комедия. Все герои — типичные характеры. Ситуация, показанная в комедии, необычна, но развивается вполне реально; исключительность ситуации психологически оправдана. В драматургии XVIII века миру пошлому, миру обличительному всегда противопоставляется начало светлое. В комедии Гоголя нет идеала, нет никакого другого, кроме изображаемого. Отсюда можно сделать вывод, что все, что происходит в пьесе, является нормой, законом действительности. Единственным положительным персонажем в пьесе является смех,призванный обличить и осмеять общественные пороки. Образ этого города — это не конкретный образ, а собирательный. По концентрации здесь всяких злоупотреблений нереален, но при этом типичен. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» заключается в том, что он изображает ситуацию, при которой обман происходит непроизвольно, так как Хлестаков ни за кого себя не выдает, и лишь его внутренняя пустота и пассивность подтверждают возможность возникновения такой ситуации. Хлестаков — гениальное открытие Гоголя, который считал его самым сложным и трудным персонажем своей пьесы. Основная черта его характера состоит, по выражению Гоголя, «в стремлении сыграть роль чином выше своего собственного». В этом заключается наиболее существенная черта «хлестаковщины» как социально-исторического явления. Хлестаков — ничтожество, которое силой обстоятельств было вознесено на пьедестал. Все действия пьесы основывается на поведении героев в экстренной ситуации приезда ревизора, соответствующем характеру каждого из них. Гоголь продолжает традиции Фонвизина и Грибоедова, но в то же время он преодолевает назидательные черты драматургии и создает образец социальной и к тому же веселой комедии. Предшествующую драматургию Гоголь ценил за то, что она вскрывала болезни и раны современной жизни.
Александр Николаевич Островский Драма «Гроза» Гроза это драма, а не трагедия. В основе ее лежиҭ не трагедия отдельной личности, а конфликт Катерины и темного царства, и хотя Катерина погибаеҭ, по жанру это именно драма. При этом в ней есть и комедийные традиции это касаеҭся сатирического изображения нравов патриархальной купеческой среды. Островский впервые в драматургии показал эҭу среду, за что и получил прозвище Колумб Замоскворечья , что подчеркиваеҭ его роль как первооткрывателя темы. Соотвеҭственно, важное значение приобреҭаюҭ речевые характеристики героев, отражающие их уровень образования и кульҭуры, манеры поведения, отношение к жизни. Важную роль играюҭ в драме символы, подчеркивающие душевное состояние героев либо отношение к ним автора. Так, один из символических образов птица, с которой не один раз сравниваеҭ себя Катерина. Также один из наиболее значительных символов в драме, имеющих связь и с ее названием, символ грозы, обозначающий разлад в душе Катерины, Божью кару за совершенный ею грех. Наконец, можно указать на то, что с образом Кулигина связан громоотвод как символ просвещения, знаний, которые тот пыҭаеҭся нести своим землякам, жителям Калинова. Н. А. Добролюбов, рассматривая вопрос о новаторстве А. Н. Островского-драматурга, отмечаеҭ две характерные особенности. Во-первых, некую нравственную несообразность, отраженную в конфликте драмы. Традиционная борьба чувства и долга в душе героини разрешаеҭся в пользу чувства, и это вызываеҭ сострадание чиҭателя. Катерина преступница, с точки зрения нравственных и религиозных устоев грешная жена, изменившая мужу, но чиҭатели сочувствуюҭ грешнице, нарушившей свой долг. Во-вторых, что еще более важно, в драме, разумееҭся, не соблюдаюҭся классические единства, но нарушение единства действия здесь привело к совершенно особенному новаторскому изображению героев. Множество героев драмы Глаша, Феклуша, Кулигин не связаны непосредственно с конфликтом драмы, не имеюҭ к нему прямого отношения. Для чего же нужны эҭи второстепенные персонажи? Они создаюҭ фон, на котором развиваеҭся действие. Творчество Островского — наследие реализма Гоголя.
Антон Павлович Чехов Пьеса, комедия «Вишневый сад» Пьеса Чехова «Вишневый сад», написанная на рубеже двух веков, в корне отличалась от пьес Фонвизина, Грибоедова (уже соединивших в своем творчестве черты классицизма и реализм), Гоголя и даже Островского. В ней нет ни конфликта или действия, создающего «электричество» пьесы, ни любовного треугольника, ни даже привычной композиции. Чехов полностью отходит от канонов классицизма. Каждый герой индивидуально не наделенная ярлыком; это живой человек. Нет как таковой ни кульминации, ни развязки действия. Пьеса будто бы и ни о чем. Какой-то момент из жизни каких- то людей. Произведение начинается и заканчивается многоточием. . Но быт у Чехова — это не только фон, на котором развиваются события, как у Островского, это история, за которой скрыта другая, история душ. Поэтому конфликт развивается не на сцене, а в душах героев. Речь героев Чехова индивидуальна (гаевские бильярдные термины, епиходовские слова-паразиты»), но слова не выражают стремления к какой-либо определенной цели, а лишь отражают мир мыслей и чувств. И если диалоги в традиционном плане способствуют развитию действия, то в пьесе «Вишневый сад» многие отдельно взятые фразы передают только душевное состояние героев, причем нередко слова подменяются жестами или же действиями-сигналами. Чехов показывает героев пьесы через отношение к вишневому саду. Причем вишневый сад Чехова —это полноценный герой, развернутый символ: это и символ прекрасного, и Россия, и ее судьба, и жизнь человека сама по себе. И у каждого героя свой вишневый сад, свои надежды. Может быть, поэтому в последнем действии так различно представление героев о будущем. В пьесе нарушены все законы драматургии. Произведение полностью не вписывается ни в один драматический жанр. Авторские ремарки, подробные и многочисленные, а также огромное количество внесценических персонажей сближают «Вишневый сад» с эпическим повествованием. так, пьеса «Вишневый сад» стала принципиально новой драматургической формой как во всей русской, так и в мировой литературе. «Новая драма» Чехова, как все гениальное, явила ряд последователей, например, М. Горький («На дне»)    
Максим Горький Социально-философская драма «На дне» «На дне» - вершина горьковской драматургии и одно из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самое передовое. Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей на положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности. С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей! Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.   Продолжает традиции Чехова




Денис Иванович Фонвизин

Комедия «Недоросль» (1782)

Смысл названия

В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл
Митрофан
Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» (Стародум)

Система персонажей комедии

Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ
Положительные герои Отрицательные герои Воспитатели
Софья; Стародум; Правдин; Милон Простакова; Простаков; Скотинин; Митрофан Еремеевна; Цыфиркин; Кутейкин; Вральман

Отрицательные герои

Простакова

Значение имени От «простой, простак». В XVIII в. Слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»
Черты характера - Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать. - Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами. - Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде. - Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его
Воспитание и образование Простаковой - Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. - Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. - Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами. - Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний
Неоднозначность образа - В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей. - Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания
Функции в развитии сюжета - До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением. - В доме Простаковой происходит действие комедии. - Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана. - Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном
Простакова - «Я люблю, чтоб и чужие меня слушали». - «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». - «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». - «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». - «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» - «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». - Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»
Правдин о Простаковой - «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». - «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану)
Софья о Простаковой «Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»

Скотинин

Значение имени Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
Черты характера - Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»). - Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»). - Умственно не развитый. - Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)
Воспитание - Воспитывался в той же среде, что и Простакова. - Кичится своей необразованностью
Функции в развитии сюжета - Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить. - В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым

Митрофан

Значение имени В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания
Черты характера - Избалованный, капризный, эгоистичный. - Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее. - Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным. - Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне. - В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери. - Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин)
Воспитание и образование - Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя. «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. - Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». - Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой
Функции в развитии сюжета - Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью. - Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов

Простаков

- Наименее разработанный персонаж комедии. - Его функции сводятся к раскрытию деспотизма Простаковой и противопоставлению положительным персонажам. - Общие отрицательные черты (ограниченность, грубость, рабская психология, стремление к наживе) слабо индивидуализированы

Положительные герои

Стародум

Значение имени Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе
Черты характера - Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”». - Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»). - Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»). - Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе
Критика двора и монарха - «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». - «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». - «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». - «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». - Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны»
Наставления Стародума Софье - «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». - «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами». - «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». - «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище». - «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек»
Воспитание и образование - «Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову». - «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
Функции в развитии сюжета - С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи. - Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев - Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон — одно лицо. - Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии

Правдин

Значение имени Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»
Деятельность Правдина - Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. - Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»
Функции в развитии сюжета В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами

Милон

Характеристика - Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный. - Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней. - «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
Функции в развитии сюжета - Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана. - Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой. - Спасает Софью от похищения

Софья

Значение имени В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
Характеристика - Скромная, благоразумная, добродетельная. - Является воплощением «добродетели в руках порока». - Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»). - Уважает старших
Функции в развитии сюжета - Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы. - Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии. - В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку

Воспитатели

Еремеевна - «Мама», т. е. кормилица Митрофана. - Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана. - За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». - Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства
Пафнутьич Цыфиркин - Учитель математики, бывший солдат. - Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело. - Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания
Сидорыч Кутейкин - Учитель русского и церковнославянского языков. - Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами». - Хитер, жаден, за что в финале наказывается
Вральман - Учитель истории, немец. - Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя. - То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей

Наши рекомендации