Нового международного политического 7 страница

К середине 60-х годов 20 в., почти все «традиционные» и колониальные империи прекратили существование или принципиально изменили свой характер. В конце 20 столетия, в условиях определённой глобализации политических процессов, термин «империя» вновь несколько изменил своё значение. В настоящее время империей целесообразно считать великую державу и её «сферу влияния» - политического, идеологического, экономического, военного и культурного. То есть можно наблюдать изменение форм доминирования при сохранении принципа - центр и его периферия (сфера влияния). «Влияние» (преобладание) в разных сферах общественной жизни потеснило (хотя и не заменило) непосредственно военное давление. В данном контексте, такие государства как США и Китай следует определять типичными империями «постиндустриальной эпохи».

ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая проце­дура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государс­твенной элиты со стороны населения и демократических политических инс­титутов.

Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференци­ации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент воз­можен в любом демократическом государстве. Практически все конститу­ции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие

- одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлече­ния к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент при­менялся в США, Англии, некоторых других странах.

В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со сто­роны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Ре­акцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как по­добный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское не­довольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не тор­жества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать за­конодательство для достижения корпоративно-политического результата.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима. Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства. Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.

Наряду с этим политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются». Сегодня, в связи с появлением междисциплинарной парадигмы под названием «новый институционализм», вновь актуализировались теоретические проблемы политического института.

Согласно теоретикам нового институализма (В.Ни, Н.Флигстайн) в современных обществах институализированные правила «функционируют как мощные мифы», которые имеют важное причинное воздействие на формальную структуру организаций и на их способность выживать. Однако подлинный источник институциональных нововведений остается в самой природе социальности, которая всегда сложно иерархична. Процесс создания и преобразования институтов политики разворачивается в контексте попыток «инкумбентов», влиятельных представителей политически доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно «претендентов», т.е. тех политических «акторов», которые таким влиянием обладают в меньшей степени.

В системе современных политических институтов демократических стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится не только более свободного нравственного и эмоционального выбора, но и объектом пристального внимания со стороны общества.

ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. integratio – восстановление, восполнение целого) – объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических институтов с целью достижения определенной политической общности, стабильности развития государств и обществ.

Политическая интеграция – это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с меньшими издержками для всех субъектов, участвующих в нем. Но интегративные процессы требуют основательной подготовки субъектов, желания и умения управлять ими. При возникновении и становлении новых интегративных политических качеств, институтов и т.п. следует преодолеть старое, прежнее состояние, тормозящее объединительный процесс. Поэтому политическая интеграция в качестве своей предпосылки предполагает дезинтеграцию, в результате которой субъекты освобождаются от груза прежних стереотипов, механизмов деятельности и т.п. Дезинтеграционные процессы могут быть негативного свойства, затяжные и очень острые по форме. Их смягчение во многом определяется культурой политических элит и социальных отношений людей.

Выделяют две основные формы (вида) политической интеграции: внутригосударственная и межгосударственная, внутри каждой из которых могут происходить интегративные процессы иных уровней, способов и механизмов их проведения. Например, следует выделить межпартийную интеграцию, которая может привести к созданию одной более мощной, организованной, сплоченной и действенной партии.

Межгосударственная интеграция отражает процесс интернационализации, происходящий в современном мире. В связи с распадом социалистического блока в мире происходит смена парадигмы развития. От двух враждебных союзов мир движется в сторону полицентричности, то есть существования нескольких центров. В настоящее время наблюдается перегруппировка политических сил, государств, нахождения ими своих ниш в мировом сообществе людей. Поэтому можно отметить, что сейчас идет процесс смены парадигмы мирового развития, в том числе и политической, а посему интеграционные процессы нового качества только зарождаются, становятся.

Аналогичные по форме, но не по содержанию, процессы происходят и внутри государств в постсоциалистических странах. В них идет дезинтеграция прежнего единства, позволяющая создать принципиально новые политические субъекты, которые на новых основаниях осознанно смогут поставить и решать объективно необходимые задачи интегративного развития своих регионов, субъектов и т.п.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОЛИТИКЕ (от лат. intelligentia - понимание, in­telligens - мыслящий, разумный) занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деятельности интеллигенции, которая может быть либо творчески - пассионарной либо институционализированно - реп­родукционной, а также от свойств среды, в которой статуирована эта часть населения.

Развитие промышленных отношений приводит к возрастанию роли ин­теллигенции. Она превращается в мощный фактор политической жизни. Ин­теллигенцию в отношении политики следует разделить на две категории: наемную рабочую силу высокой степени дифференциации, развития и слож­ности выполняемых функций, а также <свободных> мыслителей. Как наемная рабочая сила интеллигенция пронизывает всю политическую структуру - это значительная часть служащих, бюрократии, номенклатуры, членов пар­тий, идеологов, представителей элиты; публицисты и субъекты сферы об­щественного сознания и общественной психологии, искусства и т. д. Пер­вый отряд интеллигенции противоречив: он имеет свободу сознания и, од­новременно, включен в политические институты (ангажирован), что огра­ничивает его свободу законами корпорации. Вторая, немногочисленная, часть интеллигенции в максимальной мере свободна от идеологических обязанностей, частичности сознания. Это социальный слой, «парящий» вне определенных социально-политических отношений (К. Мангейм). Его предс­тавители в состоянии наиболее полно осознавать политический и социаль­ный опыт. Подобное осознание позволяет обществу ориентироваться в сво­ей организации, минимизировать социальные потрясения. Без свободы та­кой интеллигенции общество крайне идеологизируется, частичные интересы господствующих слоев и элиты превращаются в цель общественного движе­ния.

При современной развитой демократии набор свобод и плюрализм в политике формируют условия для деидеологизированного сознания, несмот­ря на то, что политика без идеологии существовать не может. В условиях господства тоталитаризма все члены общества, включая и интеллигентов, лишаются права на свободное сознание. Сознание становится функцией по­литики, критичность утрачивается. В конечном итоге общество теряет «иммунитет» ориентации и приходит к стагнации, как это произошло с со­циализмом. Открытость современного общества не может существовать без адекватного понимания происходящего. Поэтому политика не может не востребовать деятельность "независимой" интеллигенции.

ИНТЕРЕСЫ В ПОЛИТИКЕ (от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация высту­пает в качестве объективной основы интересов. Так, абсолютное выраже­ние этой основы содержится в принципе материалистического понимания истории Маркса, согласно которому общественное бытие формирует соци­альные и политические интересы. Субъективная основа интересов заключа­ется в осознании внутренних потребностей человека, формирование кото­рых исследовалось различными школами идеализма (Платон, Гегель) и мыс­лителей, пытавшихся объединить обе основы в одно целое (Юнг).

В самом общем плане политические интересы осознаются и направля­ются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных меха­низмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общест­венной психологии, приобретают статус мощной политической силы. Инте­ресы во времени можно разделить на текущие, направленные на трансляцию реальности, и перспективные, выражающие моменты возможности, будущего. Реализация перспективных интересов является предметом политической де­ятельности нарождающихся элит и политической оппозиции. Реализуются они сложным способом через различные формы социально-политической ак­тивности, являются предметом исторического действия. Неосознанные ин­тересы находятся в коллективном бессознательном (Юнг), из него они «поднимаются» в виде символов и идеологий. Они могут носить реалисти­ческий, утопический и антиутопический характер.

Исторический опыт позволяет сделать вывод, что полной реализации интересов в политике не бывает. До сих пор политика реализуется как единство сознательного и бессознательно-стихийного. Судьба России ха­рактеризуется утопичностью идеологических, осознанных интересов и действием в реальной политической жизни вуалируемых и бессознательных интересов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - термин, применяемый для обозначе­ния современного состояния индустриально развитых стран, связан­ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель­ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера­ботки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая револю­ция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х – начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа – концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти , а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности ме­няются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю­ченного в процесс производства. В информационном обществе на пер­вое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на полу­чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор­мации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном про­изводстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем – экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы – телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус «непосредственного члена» общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собствен­ности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенно­го вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является ка­питал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование ин­формации, в инновационной области и в сфере профессиональных ус­луг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоем­костью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамиз­мом, роль интеллектуальной собственности в общественном разви­тии возрастает.

О.Тоффлер, анализируя основные источники политической власти - силу, богатство и знание - делает вывод о том, что в современной цивилизации знания подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования влас­ти. Поэтому контроль над информацией дает реальную власть как в экономической, так и в политической жизни.

О.Тоффлер пишет, что «в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра – а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило – информация станет главной составляющей».

Социокультурные результаты происходящих перемен скажутся на всем спектре общественных ценностей, развитии личности, коснутся как решения многих современных вопросов, так и появления в об­ществе новых проблем.

ИСЛАМИЗМ В ПОЛИТИКЕ - организация политической жизни на основе догм и предписаний исламской религии. Ислам как мировая религия (ныне на Земле насчитывается более миллиарда мусульман) является одним из важнейших факторов современной политики. Во многих странах Азии и Африки действуют сильные исламские партии, а в некоторых государствах ислам был провозглашен официальной идеологий (Иран, Пакистан, Судан, Афганистан и др.).

Исламизм в политике определяется такими важными для исламской религии принципами, как безусловное единобожие, абсолютная покорность Аллаху, беспрекословное подчинение верующих религиозной общине и религиозным авторитетам, а также деление всех людей на "правоверных" и "неверных". Уже в раннем исламе возникает учение о "войне за веру" - "джихад" (от арабского "усердие", "рвение"). Джихад объявлялся во время борьбы с "неверными", например, с христианскими народами, но иногда и в случае вражды между государствами, где господствовали разные направления ислама. Среди течений ислама, непосредственно влияющих на политику исламских партий и государств, следует выделить ортодоксальное, либерально-реформаторское и радикально-экстремистское направления. Первое характеризуется строгим соблюдением заповедей Корана, подчинением светской жизни религиозным принципам, но вместе с тем терпимым отношением к не­мусульманам. Реформаторское же крыло ислама стремится к отделению светской власти от власти духовенства, к признанию универсального значения прав человека. Однако политически наиболее значимым направлением современного ислама является исламский экстремизм как наиболее радикальное проявление исламского фундаментализма.

Исламские радикалы отвергают существующий мировой порядок как "гегемонию Запада", отрицают законность прав человека, особенно в отношении женщин и "врагов ислама" в своих странах (немусульманских меньшинств, сторонников секуляризации и либералов). Этим внутренним "врагам" и Западу в целом исламские радикалы объявляют "джихад" вплоть до восстановления единства всех мусульман, как это было в золотую эпоху халифатов. Время от времени радикальные исламские движения колеблются между реформами и революцией, пропагандой и насилием; во многих движениях для этого даже созданы параллельно действующие организации. В течение 80-90 годов ряд исламских движений менял ориентацию с реформистской на революционно-террористическую (Алжир, Газа), другие прошли обратный путь (Тунис), а в некоторых были сохранены обе формы (Египет и Иордания). Хотя радикальные исламисты находятся у власти только в некоторых странах (Иране, Афганистане, Судане), они во многом задают тон всей мусульманской политической сцене, становясь лидерами политической оппозиции и владея идеологической гегемонией. Поэтому не случайно исламизм в современной политике в целом характеризуется усилением ортодоксально-традиционалистских тенденций, наступлением исламского фундаментализма. Это обнаруживается в повсеместном распространении идей панисламизма, т.е. стремления к религиозно-политическому единству и солидарности мусульман всего мира. В этой связи развиваются идеи особого исламского государства, исламской экономики, а также особого исламского понимания прав человека.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ– один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей. Это не значит, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они взаимозависимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика положения исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, потому обязана гибко, подвижно, оперативно реагировать на народные потребности и интересы.

С ликвидацией осенью 1993 года системы Советов исполнительные органы стали занимать основное место в структуре властных отношений. Выстраивалась определенная вертикаль исполнительной власти. Но после введения губернаторских выборов эта становящаяся управленческая вертикаль была разрушена. Губернатор сейчас зависим в первую очередь от населения, которое его избрало. Поэтому Президент России не может снять губернатора, а последний – выбранного главу районной администрации. Создалась ситуация вертикальной неуправляемости страной, регионами, органами местного самоуправления.

Возможный выход из нее – оформление избирательной вертикали через институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации.

Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 78 Конституции России фиксирует: федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они также могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Исполнительная власть и ее институты склонны абсолютизировать свои функции, расширять их и тем самым способствовать бюрократизации системы управления, суживать поле демократии. Поэтому только в четком разделении властей, их взаимоконтроле заключен основополагающий механизм сдержек и противовесов, основа и способ их эффективного функционирования.

ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА теория - направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократи­ческого оптимизма, исходит из перспективы долгого существования классического вида действующих сил на мировой арене - суверенных государств.

Исторические пессимисты, ядром которых являются представители школы «политического реализма», выдвинули следующие постулаты: во-первых, государство не может исчезнуть как результат центростремительного развития; во-вторых, государство показывает свою устойчивость, несмотря на сепаратизм политических сил в Нигерии, Югославии, Канаде, Великобритании и многих других странах; в-третьих, боль­шинство стран из третьего мира будут имитировать развитые страны, что надолго продлит жизнь государств-наций.

Нельзя не обратить внимание на то, что национальное госу­дарство с такими его традиционными атрибутами как суверенитет, территориальность, невмешательство других в его внутреннюю моно­полию и др. остается моделью политической организации народов.

Французский политолог И.М. Лолан в одной из своих последних работ утверждает, что феномен «балканизации планеты» свидетельствует о «необратимости процесса распада отношений солидарности и взаимозависимости, который устанавливается в послевоенном мире».

Послевоенные годы дали новые убедительные подтверждения этой тенденции. Если в 1945 году в мире насчитывалось 60 суверенных государств, то в 1965 их было уже 100, а в настоящее время в ООН насчитывается 184 государства. О независимом государстве мечтают курды, к нему стремятся руководители Абхазии, но ближе всего к нему продвинулись палестинцы.

Видными теоретиками данного направления стали Дж.Форрестер, П.Эрлих, Р.Гарриман, Д.Медоуз, Р.Хейлбронер и другие. Большое влияние на развитие теории исторического пессимизма оказала книга "Пределы роста"(1972), написанная Дж.Медоузом по заказу Римского клуба. Это исс­ледование подстегнуло дискуссию о будущем мирового сообщества.

Развитие человеческого сообщества представлялось им полем постоянной борьбы и незати­хающих конфликтов. Пессимисты выдвинули в споре с представителями технологического оптимизма ряд положений:

1. Ухудшение экономических перспектив. Нехватка природных ресурсов приведет к обострению неравенства, дезинтеграции эконо­мических связей, росту насилия и репрессий внутри национальных организмов и на международной арене.

2. Межгосударственные конфликты из-за границ, по религиозно­му признаку и т.п. будут происходить вопреки факту взаимозависи­мости, вполне реальной и ощутимой во многих случаях.

3. Этническая, культурная, религиозная солидарность (пансла­визм, панарабизм, панафриканизм, латиноамериканская солидарность) не смогла предотвратить конфликты в прошлом, не явится сдерживаю­щим началом в возникновении конфликтов в будущем.

4. Гонка вооружений, широкое распространение оружия в мире серьезно угрожает стабильному развитию международных отношений. происходит насыщение мира не только обычным оружием, но существу­ет и реальная опасность попадания ядерного оружия в руки экстре­мистских политических сил.

5. Расползающийся международный терроризм, поддерживаемый как со стороны государственных органов, так и представляющий со­бой акции неправительственных движений.

Представителям классического направления теории исторического пессимизма нельзя отказать во взвешенном, беспристрастном, "реалистичном" подходе к анализу международных отношений. Это направле­ние достаточно долго будет оставаться прикладным инструментом в футурологических прогнозах.

КЛАССЫ (лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Марк­са, являющиеся основой, на которой формируется политическая организа­ция общества. Понятие классов появилось в науке XIX в. в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба - основной момент современной истории.

Можно считать, что теория классов связана с первоначальным эта­пом развития промышленного общества. Резкая граница между буржуа и пролетариями, а также представление о том, что общество идет к класси­ческой, по Марксу, социальной структуре, состоящей из небольшого числа крупнейших капиталистов и пролетарской массы и иных наемных работников выступили в качестве основы для теоретических выводов коммунистов. Маркс приходит к выводу, что историю определяет классовая борьба, а не иные социальные институты. В буржуазном обществе классовая борьба осу­ществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.

В теории коммунизма классы различаются в зависимости от их отно­шения к средствам производства, от места в общественном разделении труда и принадлежности к общественному богатству (В. И. Ленин). По учению Маркса, преодоление классов возможно путем установления власти пролетариата (диктатура пролетариата) и отмены частной собственности на средства производства. Эти предпосылки, как считают коммунисты, позволят минимизировать отчуждение всех членов общества от культуры посредством превращения труда в источник всестороннего развития чело­века и увеличения свободного времени. Революционная попытка в России и других капиталистических странах уничтожить частную собственность на средства производства не привела, в конечном счете, к ликвидации экс­плуатации. С обобществлением собственности связан кризис реального со­циализма. Научно-технический прогресс так изменил промышленность, что численность рабочего класса снизилась (около 15% в развитых странах). Это уменьшило его политическую роль. В перспективе возможен переход к безлюдным технологиям производства материальных благ. Это обстоятель­ство позволяет сделать вывод, что классовое деление в современном об­ществе перестает быть основой политических процессов и конфликтов. В то же время нельзя отрицать наличие классовых противоречий. Особенно классовые отношения актуальны в России. В нашей стране всегда основная масса населения характеризовалась высоким уровнем эксплуатации. Как ни странно, демократические реформы еще больше усилили эксплуатацию наем­ной рабочей силы. Поэтому политическая ситуация в современной России носит ярко выраженный классовый характер.

Наши рекомендации