Нового международного политического 2 страница

АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (лат. apparatus – оборудование) – совокупность учреждений, организаций, их работников, осуществляющих обслуживание сферы государственного управления всех уровней. Выделяют центральный, федеральный государственный аппарат и аппарат субъектов федерации. Существуют аппараты негосударственных органов управления общественно-политической жизнью. К ним относятся аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.

Государственный аппарат реализует две основные взаимосвязанные функции. Во-первых, он осуществляет решения руководства, политических элит и тем самым связывает их с населением. Во-вторых, через него проходит обратная связь населения с институтами государственной власти. Подобная роль, относительная независимость аппарата подчеркивают его особую значимость и необходимость в процессе государственного управления и руководства всех ветвей государственной власти.

Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти. В настоящее время в данной системе происходит обновление аппарата федеральных и региональных органов исполнительной власти в России.

Однако процесс обновления кадров проходит быстро, бессистемно, в результате чего часть руководящего аппарата не имеет необходимой профессиональной компетентности (юридического образования, управленческой квалификации, достаточного опыта в области государственного управления).

Определенный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. устанавливает правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих РФ. В нем, в частности, отмечается, что кадровая служба государственного органа обеспечивает проведение конкурсов по замещению вакантных должностей государственной службы, аттестации, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы; анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих и другие ее полномочия, что сможет повысить качество деятельности государственных служащих.

АТТИТЮД – резкое, качественное изменение мировоззренческих установок общества и индивида в результате поливалентной реформации в социально-экономической, политической и духовно-нравственной системах социума. Аттитюд, как правило, сопровождается появлением полифоничности идеологий и взглядов, расструктурированностью стандартов социального поведения и общим детантом потестарных отношений. Резко усиливается духовная маргинализация основной массы населения, нарастает чувство «утраты основ», потерянности и «заброшенности» человека, но одновременно выявляются новые образцы социальной и политической инициативности, что обусловливает и распространение агрессивности отдельных лиц и слоев.. Моменты аттитюда в обществе совпадают с революционными изменениями в политике (например, европейские Реформация и Ренессанс, события 1917 г. и стратегия «перестройки» в России в конце ХХ в).

АРИСТОКРАТИЯ(от греч. aristos – лучший и kratos -власть) – форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей).

В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г.Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э.Бэрк, И.Бентам) аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам, и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов – верхняя палата парламента. В истории аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

БАЛАНС ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ (фр. вalance - весы) - система показателей, которые характеризуют соотношение или уравновешивание политических сил в быстро изменяющейся политической жизни общества и государства. Поскольку политические силы многообразны, многоуровневы, действуют на вертикальном и горизонтальном срезе политических отношений и т.п., то выявить конкретную систему показателей их взаимоотношений чрезвычайно трудно. На выявление баланса и его фиксации оказывают непосредственное и опосредованное влияние множество факторов объективного и субъективного характера. А так как политика является наиболее подвижной, динамичной, противоречивой областью человеческих взаимоотношений и видов деятельности, то баланс политических сил может быстро изменяться, детерминируясь как внутренними, так и внешнеполитическими обстоятельствами и факторами. Поэтому сопоставлять и выявлять механизмы противопоставления можно только условно, относительно данной конкретно-политической ситуации.

С другой стороны, любая политическая сила представляет собой определенную систему элементов, содержание и характеристика которых может быть положена в основу ее показателей. Так, например, политическая партия характеризуется организационным, идейно-политическим, деятельностным, культурологическим и другими элементами. В них обрисовывается уровень организационной развитости партии, ее устоявшиеся традиции, нор­мы, культура внутрипартийного и межпартийного взаимодействия, имидж партийного лидера, инте­ресы партийно-социальной общности людей, объеди­ненных общностью основных целей и способов их достижения, характером отношений между лидера­ми, его помощниками и основной массой партий­ного сообщества людей, электоратом и т. д. В зави­симости от совокупной характеристики этих элементов каждой партии выводится баланс пар­тийно-политических сил на каждом конкретном этапе политической жизни.

Этот баланс, при всей его изменчивости и подвижности, особенно интересен для поли­тических, избирательных технологий. Так, на выборах в законодательно-представительные орга­ны субъектов РФ 1997г., выяснилось, что партийная принадлежность кандидата постепенно ут­рачивает значение для избирателей; они стали отдавать предпочтение финансово-промышленным представителям; если в прошлые аналогичные компании левая, коммунистиче­ская и патриотическая организации объединяли свои усилия в рамках одного избирательного блока, то в 1997г. оппозиционные партии и организации выставили собственные списки канди­датов. Все это существенным образом сказывается на балансе политических сил на региональ­ном и федеральном уровнях.

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) – есть внутреннее состояние и международное положение государства, которое обеспечивает защиту его национальных интересов, существующего политического строя и территориальной целостности, а также отводит реальную угрозу внутренней дестабилизации или агрессии со стороны других государств. В общем смысле национальная безопасность каждой страны включает в себя безопасность политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную и т.д. Профессиональным решением вопросов всех направлений национальной безопасности занимаются специализированные органы государственной безопасности. Эти органы выступают одним из главных, но отнюдь не единственным субъектом национальной безопасности. Важную и разнообразную роль играют в ее обеспечении все институты государства и субъекты гражданского общества. Национальная безопасность предполагает не только безопасность государственных органов, но прежде всего – реальную безопасность и гарантию прав отдельных граждан, общественных и политических организаций, этнических и прочих меньшинств и т.д.

В эпоху индустриального общества главными факторами обеспечения национальной безопасности являются военно-технические возможности страны, а также ее природно-экономические и геополитические условия. С переходом к постиндустриальному обществу (и с учетом абсурдности ядерной войны) усиливается роль таких невоенных факторов национальной безопасности, как состояние информационных систем государства, развитость стратегически важных отраслей науки, общий культурно-образовательный уровень населения, степень его социальной защищенности и т.д.

Для современной России приоритетными направлениями национальной безопасности являются борьба с терроризмом и сепаратизмом, организованной преступностью и коррупцией, а также обеспечение экономической и научно-технической безопасности страны.

Система национальной безопасности любой страны выступает составной частью систем региональной и глобальной безопасности.

С учетом современной взаимозависимости национальных государств, экономик и культур, национальная безопасность отдельного государства все в большей мере определяется не только внутренними, но и внешними факторами, прежде всего – состоянием глобальной безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ - состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантиру­ющие политическим субъектам их законную суверенность. Международная безопасность становится возможной при возникновении единого глобально­го политического пространства. В настоящее время эти процессы концент­рируются в ООН. Ее Совет Безопасности получил от этого международного сообщества санкцию воздействовать различными методами на агрессора. Кроме ООН безопасность контролируется частичными международными орга­низациями, носящими «блочный» характер. Например, наиболее влиятельной организацией в настоящее время является НАТО (Северо-Атлантический блок). Этот, по своему уставу оборонительный военно-политический союз, защищающий международное право и либеральные ценности в междуна­родной политической организации. В настоящее время его официальная по­литическая ориентация - нейтрализация возможной агрессии России. Вок­руг политики этого блока сконцентрировалось множество конфликтогенных проблем геополитического пространства.

Проблема международной безопасности становится все более и более актуальной. Это связано с гуманизацией современного мира, с одной сто­роны, и реальной возможностью уничтожения цивилизации в результате во­енных действий - с другой. Потребность в международной безопасности постепенно приобретает всеохватывающий характер. Так, она осуществля­ется на национальном или государственном уровне, на региональном и общепланетарном - глобальном. Для достижения безопасности используются самые различные системы воздействия - военные, политические, экономи­ческие, гуманитарные и т. д. Мировое сообщество при регулировании от­ношений обращает внимание не только на государства, но и на отдельных людей, отстаивая права человека. Современный мир все больше объединя­ется в единую систему. Этот момент политики позволяет надеяться на ук­репление безопасности. Одновременно возрастает угроза возникновения общепланетарного тоталитарного правления. Концентрация технотронной и военной энергии делает такую систему возможной. Обстоятельство ослож­няется тем, что бывший СССР прекратил свое существование в качестве сверхдержавы, а это привело к одностороннему усилению военной мощи США.

Миру нужны надежные гарантии, которые бы на реальном уровне обес­печивали безопасность всем субъектам политического процесса. Для Рос­сии , которая оказалась в процессе реформирования социализма в сложном положении, международная система безопасности необходима для создания рыночной экономики. Наша страна - преемник СССР как сверхдержавы и нуждается в демилитаризации. Следует развивать идеи резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН (1986) о создании всеобъемлющей системы междуна­родного мира и безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ – система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела.

Региональная безопасность является органической частью международной безопасности и формой реализации безопасности национальной. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели. Необходимость и вытекающая отсюда специфика региональной безопасности заключена в культурно-историческом, экономическом и политическом многообразии современного мира, несмотря на его целостность и взаимозависимость. Геополитические различия и международной разделение труда рождает региональную общность военных, политических и экономических интересов стран, что закрепляется созданием их военно-политических и политико-экономических союзов, блоков, организаций (НАТО, СНГ, ЕС и т.д.). Помимо этого данная общность выражается в межгосударственных договорах и соглашениях (к примеру, договоры о создании безъядерных зон).

В современном мире действует ряд традиционных систем региональной безопасности – к примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Африканского единства (ОАЕ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Современные системы региональной безопасности корректируются в соответствии с глобальными переменами в международной политике после распада СССР и окончания «холодной войны». Одной из главных задач России в этой связи является участие в создании эффективной общеевропейской системы безопасности на евразийском пространстве СНГ, а также в становлении системы Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности.

БИХЕВИОРИЗМ - (от англ. bechavior, - поведение) - одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX - начала XX вв., наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит по­нимание поведения человека как совокупности двигательных и вер­бальных реакций на воздействие внешней среды.

Концептуальные основы бихевиоризма оказали влияние на западную политологию. Бихевиористское направление в политологии - это изу­чение политики, политических отношений через призму поведения личности и групп на базе широкого применения эмпирических методов анализа.

Ряд идей бихевиоризма впервые были введен в политическую науку Артуром Бентли (1870-1957) в книге "Процесс управления" (1908), где раздался призыв изучать поведение заинтересованных групп в политическом процессе (См.: ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ).

Между двумя мировыми войнами в политологии, в пер­вую очередь американской, в связи с новыми явлениями в обществен­ной жизни началась перестройка методов политических исследований для достижения больших результатов в теоретических и практических областях. Это выразилось в интеграции политической науки с социо­логией и социальной психологией.

Политическая социология поставила в центр внимания анализ взаимоотношений политических процессов с социальной средой, соци­альными структурами и неформальными социальными институтами. Исследовались личность и малые группы, их мотивация, способы вов­лечения граждан в политику, политические системы и политические режимы и т.д.

В политическую науку активно вторгаются эмпирические методы, вклю­чая: а) статистический анализ как материалов имеющихся (избиратель­ных), так и материалов, которые политолог добывает специально для целей своего исследования; б) опросы населения с помощью специально подобранных тестов, в т.ч. зондаж общественного мнения до, во время и после выборов (с 30-х годов); в) наблюдение полити­ческого поведения, проводимое в естественных и экспериментальных условиях и др.

Эмпирический анализ, который стал аналогом бихевиористского метода, дал возможность, по мнению его сторонников, проникнуть в суть поведения отдельных личностей, политических организаций и правительственных структур.

Исследование политики во многом сводится к процессу сбора и интерпретации информации. Этот процесс включает в себя шесть автономных, но вместе с тем и связанных друг с другом этапов. Это - 1. формулирование теории; 2. операционализация теории; 3. выбор соответствующих методов исследования; 4. наблюдение за поведением; 5. анализ данных и 6. интерпретация результатов.

Эти и другие методы успешно применялись исследователями Чи­кагской школы политических наук. Бихевиоризм продолжает сохранять серьезные позиции в политической науке и оказывает серьезное влияние на многочисленные эмпирические исследования в этой области.

БОРЬБА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – состояние противопоставления интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Виды политической борьбы многообразны. Борьба может быть революционной, когда противоположные политические субъекты – антагонисты с помощью разнообразных, жестких, решительных средств стараются кардинально, радикально изменить существующую систему общества, ее институты в соответствии со своими представлениями, взглядами, ориентациями. Борьба идет с нарушением цивилизованных «правил игры», на трудно предсказуема о результатам, тяжка для народа. Термин «борьба» - один из основных в теориях революционного мышления и действия.

Политическая борьба может быть реформистской. Основное ее содержание заключается в постепенном, поэтапном удовлетворении различных, в том числе противоположных, интересов социально-политических субъектов, когда они преодолеваются ненасильственными средствами, поиском консенсусных форм разрешения противоречий, основанных на понимании того, что, в первую очередь, сближает субъекты, а не разделяет их. Результат реформистской политической борьбы поэтому предсказуем, легче прогнозируем.

Формами политической борьбы могут выступать политические кризисы, войны, мятежи, путчи, бунты. Политическая борьба может вестись между политическими партиями за расширение своей социальной базы, электората; между политическими лидерами – за сферу своего влияния, расширение авторитета; между представителями органов законодательной и исполнительной власти – за расширение своих властных полномочий и т.п. Политическая борьба может быть внутрипартийной, внутригосударственной, межгосударственной и т.д.

При характеристике форм политической борьбы, ее состояния и перспектив следует учитывать положение, высказанное Липсетом: «Чем выше экономическое благополучие нации, тем больше шансов, что она будет придерживаться демократического пути развития, т.е. степень политической борьбы прямо пропорциональна экономическому благополучию граждан, демократическому механизму деятельности политических субъектов. Выборы в региональные представительные органы власти субъектов РФ 1997 г. показали тенденцию: наименьшая обновляемость депутатов была достигнута в экономически развитых и политически стабильных субъектах РФ и наоборот. В последнем случае политическая борьба была высокая.

БЮРОКРАТИЗМ— способ проявления негативных качеств бюрократии как особого чиновничье-административного слоя государства. Это объективное со­стояние чиновника-бюрократа, обусловленное соци­ально-экономическими факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюрократическое от­ношение поэтому является формой проявления про­тиворечий, антагонизмов между государством и об­ществом, властью и гражданами. Поскольку бюрократ объективно включен в систему государ­ственно-властных отношений, т. е. имеет непосред­ственное отношение к власти, то отмеченные про­тиворечия, антагонизмы он трактует по-своему, с позиций интересов ложно понятых и выраженных интересов одной стороны противоречия — государ­ства. Поэтому чиновник-бюрократ отождествляет интересы общества и государства, стараясь выжать из этого практического и познавательного механиз­ма как можно больше пользы для себя лично. Та­ким образом, позитивное качество чиновника — уп­равление государственными делами неизбежно перерастает в качество негативное — удовлетворе­ние личных интересов, использование своего места в собственных целях.

Преодолеть бюрократизм невозможно. Можно его смягчить, ограничить, заставить бюрократа-чинов­ника работать на общее благо людей в первую оче­редь. Для этого необходимы, во-первых, развитое гражданское общество и правовое государство, то есть такое состояние совершенства людских взаи­моотношений, при котором ими правят закон, куль­тура, демократия, высокое содержание понятия ценности человека и его жизни; во-вторых, стабиль­ность, экономическое благополучие, индивидуальная развитость отдельной личности; в-третьих, цивилизованная управленческая система, рекрутируемая снизу, а не сверху.

Поскольку российское общество и государство, многие люди не отвечают перечисленным критериям, то еще рано отмечать факт некоторого смягчения бюрократизации. Более того, разросшаяся вертикальной и горизонтально государственная и местная власть, несовершенство общественных отношений, этатическое сознание и многие другие факторы. Воспроизводящие бюрократию повсеместно. Правовой беспредел и нигилизм к праву создают благодатное пространство для функционирования бюрократизма в России. При авторитарном, олигархическом, либеральном и криминальном (В.Шляйентах) срезах российского общества бюрократизм становится обширным явлением и процессом

БЮРОКРАТИЯ (фр.bureau - бюро, канцелярия;греч. kratos- власть; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-органи­зационного строения общества и государства. Воз­никновение бюрократии связано с генезисом госу­дарства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осущес­твляет функцию управления общества в целом (чи­новники). Место бюрократии в системе управлен­ческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и на­селением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, яв­ляясь основным коллективным субъектом, способ­ствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессив­ное значение и роль в обществе и государстве.

Но природа бюрократии двойственна. Кроме от­меченной стороны она обладает и негативной, ко­торая проявляется своеобразно в зависимости от спо­соба властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного ре­жима приводит к возникновению отчужденной сис­темы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется сле­дующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребнос­ти и интересы всех членов общества; 2) абсолюти­зируя собственные узкопрофессиональные интере­сы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвую­щей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России.

Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых «на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение «закону олигархии» (Н.Луман).

ВЕТО (от лат. veto -запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с волей органа или лица, который обладает этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица. Вето может носить абсолютный или относительный, частичный характер. В современном государстве, как правило, правом вето владеет руководитель государс­тва. Для осуществления права вето необходима властная и правовая су­бординация, иерархия. Более полномочные субъекты власти могут иметь право влиять на политический процесс принятия решений посредством это­го права. Право вето в обязательном порядке должно быть закреплено в законах государства. Поскольку вето - действенный механизм воздействия на власть, оно закрепляется в конституции. Наиболее часто этот полити­ческий механизм применяется в конституционных монархиях.

Например, в Великобритании уже несколько столетий власть коро­ля ограничивается парламентом. При подобной форме власти король и па­лата лордов имеют право вето. Республиканское правление, при котором сильна власть президента, также, зачастую, предполагает право вето для него. В том случае, когда президент не соглашается с решением прави­тельства или парламента, он возвращает решение на доработку. Вторичное рассмотрение данного решения может привести к его принятию. Таким пра­вом обладает, например, президент России. В США президент также имеет право вето, он обязывается решить судьбу закона в течение 10 дней. Во многих странах правом вето обладает народ. Например, в России возможен референдум, который определяет судьбу важнейших законов. Но в реальной политической практике он не гарантирует проведения законов, которые противоречат воле субъектов власти.

ВЗАИМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ теории - концептуально оформившиеся подходы, позволяющие укрепить безопасность двух сторон, которые находятся или могут находиться в состоянии конфликта.

Такими сторонами могут быть страны, союзы, воинственные организации или любые группы людей. Главный принцип - добиваться безопасности для себя через увеличение безопасности для обеих сторон. В западной политической литературе термины "взаимная бе­зопасность" и "общая безопасность" часто употребляются как сино­нимы. К концу 80-х годов политологи стали разводить эти поня­тия: термин "общая безопасность" применялся при анализе безопас­ности всех стран, а "взаимная безопасность" - в отношениях между Востоком и Западом.

Впервые концепция взаимной безопасности была обозначена в 1982 году в докладе ко­миссии ООН по вопросам разоружения и безопасности (комиссия У.Пальме). В докладе под названием "Общая безопасность" говори­лось: "В современную эпоху безопасность не может быть достигнута посредством односторонних усилий...Безопасность одной страны не может быть обретена за счет других стран. Угроза ядерной войны уже сама по себе подтверждает обоснованность этого утвержде­ния...Мы стоим перед общими угрозами и поэтому должны обеспечи­вать нашу безопасность сообща".

Ученый из США Р.Смоук использовал при анализе взаимной безопасности в качестве полезной метафоры теорию игр. Согласно этой теории "игра с нулевой суммой" - это игра, в кото­рой одна из сторон выигрывает ровно столько, сколько проигрывает другая сторона. Сумма выигрыша и проигрыша сводится к нулю. "Игра с отрицательной суммой" - это игра, в результате которой обе сто­роны проигрывают; при "игре с положительной суммой" обе стороны оказываются в выигрыше. Действия, направленное на укрепление вза­имной безопасности - это создание и развитие ситуации игры с положительной суммой, при которой укрепляется безопасность обеих сторон. Действия одной стороны, направленные на укрепление собствен­ной безопасности (односторонней) предполагает получение выигрыша, равного проигрышу другой стороны, - "игра с нулевой суммой".

В содержание концепции взаимной безопасности в настоящее время входит новый элемент - идея взаимодействующей системы. Это система, в которой действия одной стороны влекут за собой реакцию другой стороны, за которой следуют ответные действия первой и т.д.

Основными положениями теории взаимной безопасности являются следующие:

1.Во взаимодействующей системе игры с положительной суммой приведут к положительным результатам для обеих сторон;

2.Во взаимодействующей системе игры с нулевой суммой со вре­менем становятся играми с отрицательной суммой.

Примером, подтверждающим это положение, является гонка воо­ружений, рассматриваемая как серия игр с нулевой суммой. Одна сто­рона понесла издержки в целях достижения военного преимущества по ряду систем вооружений (к примеру, ядерного) или структуре сил. Другая сторона в целях уравновешивания и нейтрализации этого пре­имущества также несет немалые издержки. В итоге ни одна из сторон не имеет преимущества в этой области соперничества, но при этом обе стороны понесли значительные издержки.

В итоге возможны только два вида игры: игра с поло­жительной суммой и игра с отрицательной суммой. Имеются два вари­анта выбора политики: один связан с достижением односторонней бе­зопасности, а другой - с обеспечением взаимной безопасности.

Отличительной особенностью данной концепции является фундаментальная уста­новка: двухсторонние отношения, к которым применимо понятие взаимной безопасности, относятся к одной системе, а не к двум. Сто­ронники взаимной безопасности воспринимают ситуацию в сфере безо­пасности как принципиально состоящую из единой системы, включаю­щей две половины. Взаимодействие двух половин - внутренний про­цесс в единой системе.

Трансформации, происшедшие в постсоциалистическом пространстве, создают новые возможности для практического воплощения данной концепции в жизнь.

Наши рекомендации