Идея правового государства, возникновение и развития.
Правовое государство термин сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в 30е годы 19 века, в России была широко распространена в конце 19 до начала 20 века (до 1917г). С октября 1917 года идея отсутствовала, т.к. по мнению большевиков эта идея буржуазна, а соответственно не применима.
Государственная воля находит свое высшее выражение в нормах позитивного права. Норма позитивного права призваны регулировать наиболее важные общественные отношения.
Древнегреческое понятие:
Платон – (приоритет закона над государством) «Государство будет процветать если закон владыка над правителями, а они его рабы». Аристотель «Лучшие правители могут ошибаться (подвержены страстям), закон - это уравновешенный разум».
17-18 век:
Гуго Гроций – выдвигает идею деления (разделения) власти. Шарль Монтескье «О духе закона» аргументированно развернуто объясняет в своей работе.
Не входят в систему разделения власти – ЦИК, ЦБ РФ, Адвокатура, Нотариат, Прокуратура.
Эммануил Кант – идея категорического императива (обязательность выполнения) - каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в каких-либо намерениях. Кант формулирует основополагающую идею правового государства – правовое государство это там где царят правовые законы. Правовой закон полностью совпадает с нравственностью. В правовом государстве доминирующая роль принадлежит законодательной власти, которой подчиняются граждане и другие государственные органы, при этом устанавливается взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.
Роберт Моль – вводит термин «правовое государство». В русском праве идею правового государства развивал Гесса, в советском периоде термин правовое государство не использовался в плоть до 1980г.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона – создает прочный режим правовой законности, стабильности, справедливого правового порядка в обществе.
2. Взаимная ответственность государства и личности, и личности перед государством.
Основа правового государства:
1. Экономика - это производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
2. Социальную основу составляет саморегулирующиеся гражданское общество, которое объединяет свободных инициативных (предприимчивых) граждан. В центре внимания находиться человек и его интересы.
3. Нравственная основа образует общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности. Гуманизм – человек его права и интересы являются высшим приоритетом для общества.
Политическая система общества – получает распространение во 2 половине 80х годов 20 века, был подкреплен конституцией СССР.
1- политическая система - это система государственных и не государственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Институты политической системы:
· Государство
· Партии
· Профсоюзы
· Политические лидеры
· И др. участвующие в политической сфере жизни общества.
Политика – это деятельность, направленная на приобретение, поддержание и использование государственной власти.
2. – это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях с которыми связано осуществление государственной власти.
Политическая система общества – это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов, через которые граждане участвуют в управлении делами общества и государства. (для современного демократического государства).
Подсистемы политической системы:
1. Политические организации
2. Политические нормы
3. Политические отношения
4. Политическая идеология.
Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, организующих политическую власть взаимосвязь граждан и государства.
Подсистемы политической системы:
1. Политическая структура
2. Политические и правовые нормы
3. Политическая деятельность
4. Политическое сознание
5. Политическая культура
Политическая система (определение для ленивых) – это совокупность государственных партийных общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.
Структурные элементы политической системы (группы элементов политической системы)
1. Собственно-политические (государство, политические партии, отдельные общественные организации, политические лидеры) характерный признак – прямая связь с политикой и их активное воздействие на политику. Целью их создания и деятельности является политическая цель, она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества.
2. Не собственно-политические объединения – это организации которые возникают в силу экономических и других причин (профсоюзы, кооперативы, иные организации у которых цель не политическая, но они участвуют в политической жизни общества, прямая цель их создания и функционирования не является политической).
3. Организации имеющие незначительный политический аспект – возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельности. (объединения туристов, общество нумизматов).
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти
По функциональному признаку выделяют:
1. Институциональную: входит государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, особое место принадлежит государству. Особенность государства в политической системе:
· Является элементом политической системы
· Государство определяет политическую систему
2. Нормативную: включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает воздействие на деятельность институтов и поведение граждан. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политической процессии. Нормы привычки и нормы участия.
3. Коммуникативную – включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (институты государства и политические партии), так и с политическими системами других государств. Сюда относят: каналы передачи информации правительству в частности (процедура слушанья дел на открытых заседаниях, консультации с заинтересованными группами, общественные слушанья по законопроекту, интернет обсуждения итд) а также СМИ.
4. Культурную связанные с политической культурой которые есть в обществе.
5. Функциональную – это методы политической деятельности, способы осуществления власти, она составляет основу государственного политико-правового режима.
Типы политических систем – это совокупность общих признаков свойственных определённым группам политических систем, которые отражают момент изменчивости или развития данного явления.
Классификация:
1) по общественно-политической формации
1. Рабовладельческая
2. Феодальная
3. Буржуазная
4. Социалистическая
2) по положению личности в обществе (отсутствие или наличие гарантии прав и свобод граждан, степень участия граждан в управлении государством)
1. Демократическая
2. Антидемократическая.
3) по отношению к действительности:
1. Консервативная политическая система – характеризуется относительной стабильностью политических институтов
2. Реформаторская политическая система – политические институты формируются или развиваются.
4) по состоянию политической структуры и уровню политической культуры:
1. Англо-американскую (США, Англия) – характеризуется однородностью культуры, политические цели и средства их достижения разделяют все, большинство населения ставит выше свободу личности, индивидуальное благосостояние и безопасность. Система четко организованна, каждый элемент выполняет свои функции, стабильна.
2. Континентально-европейскую (Франция, Германия, Италия) – характеризуется смешенной политической культурой, существованием старых и новых культур, наличием многих партий с разной идеологией, старыми и новыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.
3. Доиндустриальную
4) по характеру их взаимоотношения с внешней средой:
1. Открытые – ресурсы находятся вне системы.
2. Закрытые – они имеют ограниченные связи с внешней средой, самодостаточны, ресурсы находятся внутри системы
Важные термины:
Политическая партия, профсоюзная организация, общественная организация, СМИ.
Аппарат государства.
- это часть механизма государства, представляющий собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
В структуру механизма государства входят:
· Государственный аппарат -
· Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах.
· Государственные предприятия – это предприятия осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции, выполнение различных работ, оказание услуг с целью извлечения прибыли для государства.
Учреждение и предприятия отличаются от государственного аппарата тем что у них отсутствуют властные полномочия, а государственный аппарат специально создан для осуществления государственной власти. Влияние на государственный аппарат может оказывать влияние экономика, политика, исторический фактор, религиозный фактор.
Характерные черты государственного аппарата:
1. Наделение специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства.
2. Специально обученный состав и технические средства.
3. Собственная разветвленная структура где каждое подразделение выполняет определенные функции.
4. Строится на основах четкой внутренней организации и дисциплины
5. Действует на основе конституции и закона
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1. Законность – это обязанность соблюдать конституцию, законы и иные подзаконные акты, все НПА должны быть подчинены конституции и ее законам, гарантии прав человека должны соблюдаться, иными словами аппарат государства должен действовать на основе и во исполнение законов.
2. Публичность – возможность контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов.
3. Разделения властей – для создания механизма противодействующему произволу, беззаконию со стороны тех или иных органов государственного аппарата.
4. Приоритет прав и свобод человека – это предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан.
5. Демократизма – это широкое активное участие граждан в формировании и участие в деятельности государственного аппарата, обеспечение равных возможностей с учетом личностных качеств человека для участия в управлении государством вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.
Формы деятельности государственного аппарата:
1. Организационная – направленна на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности распространение и обмен опытом работы итд.
2. Правовая – носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Правовые формы деятельности: Правотворческая, право исполнительная, правоохранительная.
Правотворческая деятельность – особая форма деятельности компетентных органов государства в ходе которых разрабатываются, устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов. Особенность: это вид деятельности, направленный на издание изменение или отмены правовых норм, потому что в правотворческой деятельности может принимать и население. Законотворческая деятельность является здесь составным элементом.
Право исполнительная деятельность - заключается в реализации требований правовых норм в ходе которой, государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм
Правоохранительная деятельность – это разновидность государственно-правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителю.
Alleng.ru/d/jur/jur913Rtn – учебник по ТГП. ТГП автор: Ростовцева и Литвинский «подготовка к олимпиадам по праву».