Идея правового государства, возникновение и развития.

Правовое государство термин сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в 30е годы 19 века, в России была широко распространена в конце 19 до начала 20 века (до 1917г). С октября 1917 года идея отсутствовала, т.к. по мнению большевиков эта идея буржуазна, а соответственно не применима.

Государственная воля находит свое высшее выражение в нормах позитивного права. Норма позитивного права призваны регулировать наиболее важные общественные отношения.

Древнегреческое понятие:

Платон – (приоритет закона над государством) «Государство будет процветать если закон владыка над правителями, а они его рабы». Аристотель «Лучшие правители могут ошибаться (подвержены страстям), закон - это уравновешенный разум».

17-18 век:

Гуго Гроций – выдвигает идею деления (разделения) власти. Шарль Монтескье «О духе закона» аргументированно развернуто объясняет в своей работе.

Не входят в систему разделения власти – ЦИК, ЦБ РФ, Адвокатура, Нотариат, Прокуратура.

Эммануил Кант – идея категорического императива (обязательность выполнения) - каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в каких-либо намерениях. Кант формулирует основополагающую идею правового государства – правовое государство это там где царят правовые законы. Правовой закон полностью совпадает с нравственностью. В правовом государстве доминирующая роль принадлежит законодательной власти, которой подчиняются граждане и другие государственные органы, при этом устанавливается взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Роберт Моль – вводит термин «правовое государство». В русском праве идею правового государства развивал Гесса, в советском периоде термин правовое государство не использовался в плоть до 1980г.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона – создает прочный режим правовой законности, стабильности, справедливого правового порядка в обществе.

2. Взаимная ответственность государства и личности, и личности перед государством.

Основа правового государства:

1. Экономика - это производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

2. Социальную основу составляет саморегулирующиеся гражданское общество, которое объединяет свободных инициативных (предприимчивых) граждан. В центре внимания находиться человек и его интересы.

3. Нравственная основа образует общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности. Гуманизм – человек его права и интересы являются высшим приоритетом для общества.

Политическая система общества – получает распространение во 2 половине 80х годов 20 века, был подкреплен конституцией СССР.

1- политическая система - это система государственных и не государственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Институты политической системы:

· Государство

· Партии

· Профсоюзы

· Политические лидеры

· И др. участвующие в политической сфере жизни общества.

Политика – это деятельность, направленная на приобретение, поддержание и использование государственной власти.

2. – это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях с которыми связано осуществление государственной власти.

Политическая система общества – это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов, через которые граждане участвуют в управлении делами общества и государства. (для современного демократического государства).

Подсистемы политической системы:

1. Политические организации

2. Политические нормы

3. Политические отношения

4. Политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, организующих политическую власть взаимосвязь граждан и государства.

Подсистемы политической системы:

1. Политическая структура

2. Политические и правовые нормы

3. Политическая деятельность

4. Политическое сознание

5. Политическая культура

Политическая система (определение для ленивых) – это совокупность государственных партийных общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Структурные элементы политической системы (группы элементов политической системы)

1. Собственно-политические (государство, политические партии, отдельные общественные организации, политические лидеры) характерный признак – прямая связь с политикой и их активное воздействие на политику. Целью их создания и деятельности является политическая цель, она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества.

2. Не собственно-политические объединения – это организации которые возникают в силу экономических и других причин (профсоюзы, кооперативы, иные организации у которых цель не политическая, но они участвуют в политической жизни общества, прямая цель их создания и функционирования не является политической).

3. Организации имеющие незначительный политический аспект – возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельности. (объединения туристов, общество нумизматов).

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти

По функциональному признаку выделяют:

1. Институциональную: входит государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, особое место принадлежит государству. Особенность государства в политической системе:

· Является элементом политической системы

· Государство определяет политическую систему

2. Нормативную: включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает воздействие на деятельность институтов и поведение граждан. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политической процессии. Нормы привычки и нормы участия.

3. Коммуникативную – включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (институты государства и политические партии), так и с политическими системами других государств. Сюда относят: каналы передачи информации правительству в частности (процедура слушанья дел на открытых заседаниях, консультации с заинтересованными группами, общественные слушанья по законопроекту, интернет обсуждения итд) а также СМИ.

4. Культурную связанные с политической культурой которые есть в обществе.

5. Функциональную – это методы политической деятельности, способы осуществления власти, она составляет основу государственного политико-правового режима.

Типы политических систем – это совокупность общих признаков свойственных определённым группам политических систем, которые отражают момент изменчивости или развития данного явления.

Классификация:

1) по общественно-политической формации

1. Рабовладельческая

2. Феодальная

3. Буржуазная

4. Социалистическая

2) по положению личности в обществе (отсутствие или наличие гарантии прав и свобод граждан, степень участия граждан в управлении государством)

1. Демократическая

2. Антидемократическая.

3) по отношению к действительности:

1. Консервативная политическая система – характеризуется относительной стабильностью политических институтов

2. Реформаторская политическая система – политические институты формируются или развиваются.

4) по состоянию политической структуры и уровню политической культуры:

1. Англо-американскую (США, Англия) – характеризуется однородностью культуры, политические цели и средства их достижения разделяют все, большинство населения ставит выше свободу личности, индивидуальное благосостояние и безопасность. Система четко организованна, каждый элемент выполняет свои функции, стабильна.

2. Континентально-европейскую (Франция, Германия, Италия) – характеризуется смешенной политической культурой, существованием старых и новых культур, наличием многих партий с разной идеологией, старыми и новыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.

3. Доиндустриальную

4) по характеру их взаимоотношения с внешней средой:

1. Открытые – ресурсы находятся вне системы.

2. Закрытые – они имеют ограниченные связи с внешней средой, самодостаточны, ресурсы находятся внутри системы

Важные термины:

Политическая партия, профсоюзная организация, общественная организация, СМИ.

Аппарат государства.

- это часть механизма государства, представляющий собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства входят:

· Государственный аппарат -

· Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах.

· Государственные предприятия – это предприятия осуществляющие хозяйственную деятельность в целях производства продукции, выполнение различных работ, оказание услуг с целью извлечения прибыли для государства.

Учреждение и предприятия отличаются от государственного аппарата тем что у них отсутствуют властные полномочия, а государственный аппарат специально создан для осуществления государственной власти. Влияние на государственный аппарат может оказывать влияние экономика, политика, исторический фактор, религиозный фактор.

Характерные черты государственного аппарата:

1. Наделение специальными полномочиями по принудительному исполнению воли государства.

2. Специально обученный состав и технические средства.

3. Собственная разветвленная структура где каждое подразделение выполняет определенные функции.

4. Строится на основах четкой внутренней организации и дисциплины

5. Действует на основе конституции и закона

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1. Законность – это обязанность соблюдать конституцию, законы и иные подзаконные акты, все НПА должны быть подчинены конституции и ее законам, гарантии прав человека должны соблюдаться, иными словами аппарат государства должен действовать на основе и во исполнение законов.

2. Публичность – возможность контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов.

3. Разделения властей – для создания механизма противодействующему произволу, беззаконию со стороны тех или иных органов государственного аппарата.

4. Приоритет прав и свобод человека – это предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан.

5. Демократизма – это широкое активное участие граждан в формировании и участие в деятельности государственного аппарата, обеспечение равных возможностей с учетом личностных качеств человека для участия в управлении государством вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

Формы деятельности государственного аппарата:

1. Организационная – направленна на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности распространение и обмен опытом работы итд.

2. Правовая – носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Правовые формы деятельности: Правотворческая, право исполнительная, правоохранительная.

Правотворческая деятельность – особая форма деятельности компетентных органов государства в ходе которых разрабатываются, устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов. Особенность: это вид деятельности, направленный на издание изменение или отмены правовых норм, потому что в правотворческой деятельности может принимать и население. Законотворческая деятельность является здесь составным элементом.

Право исполнительная деятельность - заключается в реализации требований правовых норм в ходе которой, государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм

Правоохранительная деятельность – это разновидность государственно-правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителю.

Alleng.ru/d/jur/jur913Rtn – учебник по ТГП. ТГП автор: Ростовцева и Литвинский «подготовка к олимпиадам по праву».

Наши рекомендации