РАЗДЕЛ 1. Теория и методология исторической науки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ

Донской государственный технический университет

«История. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Учебно- методическое пособие

Ростов-на-Дону

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи дисциплины «История. Отечественная история». Место дисциплины в учебном процессе.

Примерная рабочая программа базовой дисциплины «Отечественная история» на основе ООП ФГОС. Основная и дополнительная литература и источники для изучения дисциплины.

Учебно-методические рекомендации и советы для самостоятельной работы студентов с учётом рейтинговой оценки, текущего и итогового контроля полученных знаний.

. Темы рефератов и контрольные задания.

Вопросы к экзаменам (зачетам).

Тесты и задания для текущей аттестации по рейтингу, итоговой (остаточной) проверки знаний для интернет-тестирования и определения уровня компетенций студентов.

Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания данной базовой дисциплины гуманитарного цикла является введение студентов в историческую проблематику, формирование целостного и системного, научного представления о мире, месте человека в нём, развитию исторического мировоззрения и мироощущения, определения роли и места России в истории человечества.

Важнейшими задачами дисциплины так же являются: глубокое изучение студентами основных закономерностей и специфических особенностей Мировой и Отечественной истории, осмысления исторического опыта в контексте развития мировой цивилизации, усвоения идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. В результате изучения этой дисциплины у студентов соответственно должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие глубоко усваивать, понимать и системно анализировать события отечественной и мировой истории, чётко ориентироваться в событиях прошлого и настоящего, перспективах развития тенденций будущего, проводить самостоятельный анализ политических и социально-экономических процессов. Одновременно данная дисциплина решает и иные важные задачи формирования гармоничной личности специалиста-профессионала, воспитания чувств патриотизма, любви к своему Отечеству, культурной, национальной и конфессиональной толерантности в сочетании с активной гражданской и жизненной позицией.

Рабочая программа учебной дисциплины

«История. Отечественная история»

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология исторической науки.

Тема 1. Введение. Предмет и методы исторической науки. Мировой исторический процесс. Российская цивилизация: характерные черты и особенности.

Понятие «история». Предмет и методы исторической науки. Сущность, формы и функции исторического знания. Становление и основные тенденции развития исторической науки в античности, средние века, новое и новейшее время. Современная теория и историософия исторической науки. Характеристика формационного, цивилизационного и синтетического, мирсистемного подходов. Историософская синергетика и проблема альтернатив в историческом процессе.

Структура исторической науки. Основные и вспомогательные исторические дисциплины. Археология и этнология (этнография). Понятия «исторические источники», их виды. Источниковедение и историография. Выдающиеся зарубежные и российские историки и исторические школы.

Периодизация мировой и российской истории. Российская цивилизация: государство и общество, культура и менталитет между Западом и Востоком. Византийское и Западноевропейское влияние. Евразийский вектор развития. Многонациональная и полифоничная Российскя империя и СССР. Современная Россия в период модернизации и современного постмодерна

Отечественная история как часть исторической науки, и образовательная дисциплина в Вузе, ее мировоззренческое значение для сервисной и инженерной, экономической и социально-правовой деятельности будующих специалистов.

Наши рекомендации