Социально – политическое положение республики в 1965- 1984 гг.

Смещение Н.С.Хрущева со всех занимаемых им постов не решили тех проблем, с которыми столкнулось общество. Необходимо было принять меры по стабилизации социально – экономического положения страны. Для этой цели в 1965 г. состоялись два Пленума ЦК КПСС сентябрьский, который обсудил положение дел в промышленности и дальнейшие пути ее развития, и мартовский, обсудивший вопрос о неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрном секторе, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. На рубеже 60-70-х гг. значительно расширились полномочия местных Советов. Депутаты местных и Верховных Советов республик получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. Шире стали привлекать к управлению обществом народные массы. Создавались органы народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС) и т.д.

Однако под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С.Хрущева свертывались начатые им преобразования. Начался отход от курса десталинизации. В национальных республиках и областях их руководители стали требовать, чтобы изучался родной язык, и получали больше самостоятельности в решении социально – экономических, политических и культурных проблем. Утверждение Л.Брежнева о том, что в СССР достигнуто равенства республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен, не соответствовало действительности. Огульно было заявлено, что в нашей стране сложилась новая историческая общность людей - советский народ. Все это было надумано и не вписывалось ни в какие теоретические рамки. Вновь была ужесточена цензура. Но руководство страны не уделяло должного внимания проблемам не только экономике, и культуре, по и национальным отношениям. На местах росло недовольство политикой руководства государства и местных органов. Серьезные недостатки имелись в кадровой политике. Многие партийные и хозяйственный руководители десятилетиями занимали свои должности, хотя не справлялись со своими обязанностями. В лучшем случае их пересаживали с одного кресла на другое. В национальных республиках и областях торжествовали клановость, круговая порука, угодничество. Коррупция проникла во все сферы жизни, в том числе в партии. В экономике сплошь и рядом наблюдались приписки. Несмотря на эти недостатки, в промышленности и строительства проводилась определенная работа. В 1960- 1970 гг. промышленные предприятия стали внедрять новые системы управления и стимулирования. В процессе осуществления реформы предприятия создавали собственные фонды материального поощрения и социального развития. Отдельные коллективы достигли неплохих результатов. В частности, на Тырныаузском горно – металлургическом комбинате была осуществлена комплексная механизация и автоматизация рудника «Молибден», канатных дорог, обогатительной фабрики и т.д. Благодаря модернизации комбинат за пять лет увеличил объем производства более чем в полтора раза, на 42 процента повысилась производительность труда, почти удвоилась прибыль.

За эти годы значительно вырос национальный рабочий класс, хотя его доля в общей массе всех рабочих еще оставалось еще низкой. Она составила к 70-м гг. всего треть от общей численности рабочих республики. Слабо выдвигалось представители коренных народов на руководящие должности в промышленности, строительстве, связи и транспорте.

Во второй половине 60-х гг. статус городов получили Майский, Нарткала, Терек, Баксан. Возникло 9 поселков городского типа.

Значительных успехов достиг ордена «Знак Почета» машиностроительный завод. Его продукция экспортировалась во многие зарубежные страны. Однако застойные явления не миновали и промышленности нашей республики. Качество выпускаемой продукции было низким, основной упор делался на валовое производство. Себестоимость товаров оставалась высокой, слабо внедрялись достижения научно – технической революции. В республике нарастал дефицит электрической энергии. Электричество и вода стали подаваться по графику. Не оставались колоссальные ресурсы республики в решении проблемы энергетики. Руководство республики не предприняло никаких усилий по осуществлению строительства малых и средних гидроэлектростанций. Доля ручного труда на заводах и фабриках оставалась высокой. В сельском хозяйстве это дело обстояло не лучшим образом. В сельскохозяйственной республике не хватало хлеба, мяса, молочных продуктов. В магазинах за продуктами и товарами граждане стояли часами, а то и с утра до вечера. Огромные средства, направляемые на сельское хозяйство использовались неэффективно. Отрасль получала достаточное количество сельскохозяйственной техники, но она во многом не соответствовала мировым стандартам, многие из них морально устарели и были физически изношены. Не хватало запчастей. Были перебои с горюче – смазочными материалами. Несмотря на это отдельные колхозы и совхозы добивались неплохих результатов. Многие труженики села были удостоены высоких правительственных наград. Среди них были известные кукурузоводы, организаторы производства: М. Котепахов, Х. Хажметов, председатели колхозов Б.Тхакахов, М.Атабиев, А. Панагов и др.

Кабардино – Балкария производила более 30 процентов всего семенного фонда страна и около 15 лет подряд одерживала победы по РСФСР в соревнованиях по выращиванию высоких урожаев кукурузы.

Расширилась материально – техническая была животноводства. С 1975- го по 1980 г. в республике было введено 17 молочных комплексов на более чем 11 тыс. дойных коров. Однако уровень механизации в этой отрасли сельского хозяйства оставался низким. Слабая была кормовая база. Падала трудовая дисциплина на селе.

Колхозник производил продукцию у себя в хозяйстве, а сам покупал необходимые продукты на рынке. Все произведенное сдавалось государству; и сельского труженика не было возможности получать продукты питания со своего хозяйства, где он с утра до вечера работал. На фоне такого нищенского положения простых людей, партийные и государственные чиновники отоваривались со «спецскладов» и «спецмагазинов». То немногочисленное количество товаров широкого потребления, которое поступало централизованно, распределялось между работниками аппарата управления. «Настоящим бичом стали «толкучки». Людям даже не разрешалось посещать их и покупать необходимое. Произвол властей республики послужил поводом выступления граждан в 1968 г. на территории Зеленного рынка г. Нальчика, где после этих событий несколько человек были приговорены к высшей мере наказания, а некоторые осуждены к различным срокам лишения свободы. Нам кажется, что настало время обстоятельного изучения этих событий, которые произошли в Нальчике в 1968 г.

Подбор и воспитание кадров осуществлялся обычно первым человеком республики, района, города. Отсутствие гласности, демократии привело к тому, что для многих руководителей стало привычным нарушение всяких норм этики и закона. Замалчивались острые проблемы, все преподносилось в розовом цвете. В этой атмосфере происходило перерождение кадров. Многие партийные, государственные руководители скомпрометировали себя перед народом. Народ перестал доверять государству и его органам. Негативные явления настолько углубились к 80-м гг., что необходимы, стали кардинальные меры по оздоровлению экономики и реформированию политической системы.

Наши рекомендации