Тема 1. Теория и методология исторической науки.
Занятие 1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории (4 ч.)
План:
- Формационный подход
- Сравнительная характеристика формаций
- Цивилизационный подход
- Сравнительная характеристика Восточной (Азиатской) и Западной (Европейской) цивилизаций.
Методические рекомендации:
При подготовке ответа на 1 вопрос проанализируйте сущность формационного подхода, найдите определение общественно-экономической формации. Подумайте, почему этот подход называют еще марксистским или классовым подходом. Найдите в истории примеры, подтверждающие тезис формационного подхода о том, что смена формаций происходит тогда, когда общественные отношения начинают тормозить развитие производительных сил. Подумайте, почему формационный подход называют линейным подходом, в чем его недостатки.
При подготовке ответа на второй вопрос заполните таблицу:
Черты сравнения | Феодальный строй | Капиталистический строй |
Ведущая собственность, кому принадлежит | ||
Уровень развития производительных сил | ||
Характер хозяйства (натуральный или рыночный) | ||
Основа экономики (с/х или промышленность) | ||
Основные классы | ||
Отношения между классами в процессе производства | ||
Государственное устройство (форма власти, политический режим) |
При подготовке ответа на 3 вопрос проанализируйте многообразие понятий «цивилизация», «локальная цивилизация». Раскройте сущность цивилизационного подхода. Найдите, какие культурно-исторические типы цивилизаций выделяют А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский.
При подготовке ответа на 4 вопрос заполните таблицу:
Черты сравнения | Восточная цивилизация | Западная цивилизация |
Духовные ценности | ||
Менталитет | ||
Политическая система | ||
Социальная организация | ||
Хозяйственно-культурный тип |
Литература:
- Формации и цивилизации: материалы круглого стола // Вопросы философии. 1989.№ 11.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск: «Курсив», 2000. 539 с.
- Панарин А. Философия истории. Раздел III. Проблемы исторического познания
Глава 2. Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/11.php
Основные понятия:
- Общественно-экономическая формация
- Базис
- Надстройка
- Производительные силы
- Производственные отношения
- Общественный прогресс
- Классы
- Классовое общество
- Бесклассовое общество
- Классовая борьба
- Первобытное общество
- Рабовладельческое общество
- Феодальное общество
- Капиталистическое общество
- Цивилизация
- Локальная цивилизация
- Хозяйственно-культурный тип
- Духовные ценности
- Менталитет
Тема 2. Древняя Русь (IX –нач. XII вв.) Русские земли в период политической раздробленности (XII – ½ XVвв.)
Занятие 2. Защита мультимедийных проектов «Русские земли в период феодальной раздробленности» (4 ч.)
Цель проекта:выявить варианты развития русских земель после распада Киевской Руси.
Задачи проекта:
v выявить когда и как образовалось удельное княжество, какая ветвь рода Рюриковичей стала владельцем земли после Любеческого съезда.
v дать характеристику кормящего ландшафта отдельных русских земель, проанализировать минусы и плюсы географического положения княжеств;
v раскрыть основные направления хозяйственной деятельности, уровень экономической самостоятельности земель;
v проанализировать политической развитие русских земель: общественно-политический строй, политический режим, форма власти, органы управления.
v показать историю земель через характеристику личностей ее правителей.
v дать характеристику геополитического положения земли, выявить внешнеполитические проблемы, механизмы их решений и итоги.
v выявить отличительные особенности в развитии княжества (республики)
v составить библиографический список и перечень Internet – ресурсов по исследуемой теме.
Проектные группы:
Тема | Состав группы |
Владимиро-Суздальское княжество | |
Галицко-Волынское княжество | |
Новгородская земля |
Сроки реализации проекта:2 недели
Этапы работы над проектом:
v Планирование работы
v Поиск информации
v Структурирование, обобщение и анализ информации
v Изучение необходимых теоретических материалов
v Составление сценария презентации
v Подбор иллюстраций к сценарию
v Оформление презентации
v Самооценка конечного продукта в соответствии с требованиями
v Презентация проекта
v Рефлексия
Результат проекта – мультимедийная презентация.
Представление результатов проекта –
Приложение 1.
Требования к презентации.
Презентация должна состоять из следующих разделов:
v Титульный лист (тема презентации) – 1 слайд
v Содержание – 2 слайд
v Текстовая информация по теме с ее одновременной иллюстрацией
v Выводы по теме
v Библиографический список, оформленный в соответствии с ГОСТ – 2008.
v Тест (не менее 3-х вопросов)
v Информация об авторах презентации.
Критерии оценки:
v Оптимальность подбора количества и параметра текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей
v Соответствие текста и иллюстраций
v Целесообразность использования анимации (обоснованность выбора смены, скорости анимации)
v Присутствие фонов, в том числе и рисуночного, на слайдах
v Система навигации по слайдам: наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов на каждом слайде.
v Общее дизайнерское решение презентации: все слайды выполнены в едином стиле, правильно подобран размер и цвет шрифтов, интересные иллюстрации, авторский дизайн.
Оценка снижается за:
v Отсутствие единого стиля оформления
v Фон, заданный картинкой, не позволяет читать текст
v Цветовая палитра утомляет глаза
v Использование на слайде более 3-х цветов (гарнитур)
v Отсутствие выравнивания абзацев
v Очень большие абзацы
v Неверное употребление пробелов со знаками препинания
v Движущиеся и мерцающие надписи
v Агрессивный звук на странице
v Отсутствие заголовка слайда
v Точки в коротких заголовках (длинных заголовок не должно быть)
v Отсутствие навигационных элементов или неудобная навигация
v Авторский материал без ссылок на автора
v Не работают ссылки на объекты
v Слишком длинные ссылки, многословные невыразительные разделы меню
Приложение 2.