Лекция 3. Основы правового статуса личности

1. Понятие правового статуса личности.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Гарантии прав и свобод человека и .

1. Понятие правового статуса личности

Первые конституции и конституционные акты, закрепив приоритетную значимость человека в отношениях с обществом и государством, кардинально изменили его общественный и правовой статус.

Под общественным статусом понимают положение личности в обществе, определяемое правовыми, моральными и иными видами социальных норм. Составной частью общественного статуса является правовой статус личности, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида, все виды взаимоотношений с государством.

В самом общем виде понятие правового статуса личности можно определить как юридически закрепленное ее положение в обществе и государстве. Последний имеет несколько видов:

1) общий или конституционный статус человека и гражданина;

2) родовой статус определенной категории граждан (студенты);

3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;

4) статусы иностранцев, беженцев и т.д.

Базовым является конституционный статус. Он един и одинаков для всех. Все иные статусы производны от него.

Конституционный статус носит интегративный характер и включает в свою структуру следующие компоненты: 1) гражданство; 2) правосубъектность; 3) основные права, свободы и обязанности; 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса.

К началу лекции 3

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина

Сердцевину правового статуса личности составляют права, свободы и обязанности человека и гражданина, представляющие в своей совокупности соответствующий генеральный институт. Его содержание и структуру определяют нормы как конституции и законодательства отдельно взятой страны, так и нормы международно-правовых актов гуманитарного характера ООН, Совета Европы, Евросоюза и др.

В понимании природы и сущности прав человека имеют место два основных подхода – естественно-правовой и позитивистский.

С точки зрения первого права человека – это его естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания или непризнания государством. Естественные права, обусловленные природой человека, носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер.

Одним из первых писанных источников права, в котором нашли свое отражение естественно-правовые идеи явилась «Декларация независимости» США 1776 г. «Мы считаем очевидным, - говорится в ней, - следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».

Идеи естественного права нашли свое закрепление и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, - читаем в ней, - цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивления угнетению».

В отличие от сторонников естественного права, считающих что государство не предоставляет прав и свобод, а лишь устанавливает пределы их осуществления согласно принципу: «все что не запрещено, то разрешено», сторонники позитивистского подхода считают, что права человека предоставляет государство, определяя их вид, содержание и объем.

Отдавая должное обоим подходам, следует отметить их односторонний характер. Если абсолютизация естественно-правового подхода ведет к столкновению с реалиями общественной жизни, примером чему служит Конституция США, то абсолютизация позитивистского подхода утверждает примат государства над личностью, о чем свидетельствуют советские конституции с присущим им принципом: «делать можно только то, что разрешено».

Односторонний характер обоих подходов был преодолен во второй половине ХХ в., когда получила признание доктрина естественного права в сочетании с социальной доктриной, в результате чего в конституциях стали закреплять права и свободы, идущие как от природы человека, так и от природы общества.

В истории становления и развития института прав и свобод человека выделяется три периода.

Первый период охватывает конец XVIII – ХIХ в.в., время появления и действия старых конституций.

Здесь, прежде всего, следует сказать о Конституции США 1787 г. Ее создатели, будучи сторонниками естественного права, посчитали излишним закреплять в конституции права, принадлежащие, как считали они, человеку от природы. Поскольку отсутствие в конституции упоминания о правах вызвало недовольство народа и поставило под угрозу ее ратификацию «отцы основатели» США в спешном порядке внесли первые десять поправок в конституцию, которые вошли в историю как «Билль о правах» 1789 г.

Так было положено начало закреплению в конституционных актах прав и свобод первого поколения, т.е. личных и политических прав.

Второй период охватывает время первой воловины ХХ в. – время появления и действия новых конституций. Обострение классовой борьбы в капиталистическом обществе, влияние социалистических идей и советских конституций обусловили конституционное закрепление прав и свобод второго поколения – социально-экономических, духовно-культурных.

Третий период охватывает время второй половины ХХ в. и по сегодняшний день. В рамках этого периода происходит значительное расширение прав и свобод. К правам третьего поколения относятся права, призванные разрешить проблемы мирного сосуществования, безопасности окружающей среды, свободной информации, охраны этнических, языковых и религиозных меньшинств и др.

Большинство новейших конституций носят не только политический, но и социальный характер, закрепляя основы социального государства и все основные виды прав и свобод – личные, политические, экономические, социальные и духовно-культурные. Для примера можно сослаться на конституции Италии, Франции, РФ, Украины, Казахстана и др. страны.

А вот что касается Конституции США, то она осталась конституцией политической. США не является социальным государством. В этой стране социальные, экономические и культурные права не относятся к числу фундаментальных и не имеют конституционной гарантии.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина представляют собой генеральный конституционно-правовой институт, целостность которого обусловлена принципами, лежащими в его основе. Речь идет о выраженных в юридической форме основополагающих политико-правовых идеях, которые в общем виде определяют характер взаимоотношений человека и государства, служат руководящим началом в осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица. Основу правового статуса личности определяют принципы: равноправие граждан, неотчуждаемости прав и свобод, сочетания общественных и индивидуальных интересов, единства прав и обязанностей, гарантированности прав и свобод и др.

Отдельно следует сказать о принципе равноправия, который означает равенство всех граждан перед законом. Можно привести немало примеров его реализации во многих странах мира, но есть примеры и иного свойства. В частности в США, поучающих всех и всему, отсутствует равенство между женщинами и мужчинами, между прирожденными и натурализированными гражданами. Так, принятая Конгрессом США поправка к конституции о равенстве женщин и мужчин так и не была ратифицирована и не стала 27-ой поправкой Конституции.

Примером ущемления в правах натурализированных граждан служит также то, что президентом США может быть только прирожденный американец.

США могут фигурировать в качестве примера нарушения принципа неотъемлемости естественных прав человека. О чем свидетельствует существование в ряде штатов смертной казни, наличие резерваций, определяющих место проживания аборигенов.

К началу лекции 3

3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Реальность правового статуса личности, закрепленного на конституционном уровне, в решающей степени зависит от его гарантированности, иначе говоря, от наличия необходимых условий для осуществления прав и свобод человека.

Гарантии соблюдения прав и свобод личности делятся на внутригосударственные и международно-правовые, материальные и юридические.

Материальные гарантии делятся на экономические и политические. Под первыми понимают обладание человеком собственностью, наличие в государстве соответствующей материально-технической базы. Под вторыми понимаются реальные возможности участия граждан в управлении государством путем использования различных форм народовластия.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. Среди них важную роль играют формально-юридические гарантии, которые представляют собой закрепление прав и свобод личности в конституциях и других законодательных актах зарубежных стран. В конституциях многих стран нашли свое закрепление все основные виды прав – личные, политические, экономические, социальные, культурные (Италия, Франция, РФ, Украина, ФРГ и др.). Однако конституции не всех стран закрепляют права и свободы в полном объеме. В США, например, как отмечалось выше, в конституции нет упоминания о социально-экономических и культурных правах. В конституциях Швеции, Австралии, Новой Зеландии и других стран вообще отсутствует перечень прав и свобод.

Важнейшим видом юридических гарантий является организационно-правовые гарантия, которые включают в себя создание и деятельность соответствующих государственных институтов по защите прав и свобод человека. К этим институтам относятся суд, прокуратура, парламент, правительство, глава государства и т.д.

В некоторых странах (Австралия, Канада, Южная Корея и др.) создаются и действуют специфические органы – комиссии по правам человека, осуществляющие мониторинг соблюдения и нарушения прав человека и содержащие решения конкретных проблем в данной сфере.

Широкое распространение в современном мире получил институт омбудсмана.

Омбудсман – это государственный орган представляющий собой должностное лицо, избираемое парламентом, целью которого является защита права и законных интересов человека от посягательств административных органов и должностных лиц.

Институт омбудсмана зародился в Швеции в 1809 г. Ныне этот институт существует почти в 100 странах.

Почти во всех странах омбудсман (уполномоченные по правам человека) избирается парламентом. Исключение составляет Франция. Здесь омбудсман назначается Советом Министров.

Теория и практика мирового конституционализма позволяет сделать вывод, что главным гарантом правового статуса личности является государство, все его институты и в первую очередь органы судебной власти.

После второй мировой войны проблема прав человека приобрела планетарный характер, превратившись из чисто внутригосударственной в международную. Это обусловило появление международно-правовой защиты прав человека.

Международно-правовыми гарантиями прав человека служат правовые акты гуманитарного характера ООн, ОБСЕ, Совета Европы, а также различного рода международные институты, среди которых заслуживает быть отмеченным Европейский Суд по права м человека, юрисдикция которого распространена на все страны Совета Европы.

К началу лекции 3

Наши рекомендации