Тема 4. Основы правового статуса личности в РФ

1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека Исторически права человека возникли в качестве сословных привилегий, ограничивавших пределы осуществления государственной власти. Первым таким актом стала Великая хартия вольностей 1215 года. В западноевропейской правовой культурной традиции в течение нескольких веков продолжало развиваться индивидуалистическое мировоззрение, которое привело в конечном счете к юридическому закреплению в конце XVIII в. (в частности, в годы Великой французской революции – в Декларации прав человека) уже не сословных, а индивидуальных прав и свобод, определявших ту сферу автономии личности, в которую государство вмешиваться не вправе. В настоящее время права человека рассматриваются как элемент общеправового статуса личности, в качестве самых общих прав и обязанностей, составляющих правовой статус безотносительно к какой-то ограниченной области (в противоположность отраслевому) или к конкретной личности (в противоположность индивидуальному правовому статусу).По поводу конституционных прав юридических лицсм.Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах". Права человека в первую очередь рассматриваются в плоскости отношений между личностью и государством, поскольку государство одновременно выступает главным гарантом защиты прав (ст.45 Конституции РФ) и в то же время фигурирует в качестве основного потенциального нарушителя прав (особенно в сфере личной свободы и уголовного преследования). В связи с этим права человека рассматриваются как субъективные права по отношению к государству. В то же время способ юридического закрепления прав препятствует реализации прав в зависимости от исполнения обязанностей, т.е. позволяет считать права основой возникновения не относительных отношений с государством, а абсолютных правоотношений. Исходя из этого обычно разделяют права человека на составляющие:
  • status negativus–сферу, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица (личные и процессуальные права);
  • status positivus– сферу, требующую от государства совершения определенных действий или оказания позитивных услуг. Это притязания к государству на полицейскую и судебную защиту своего правового статуса (права-гарантии), а также притязания к государству на социальное призрение (социально-экономические права);
  • status activus– сферу участия в управлении делами государства (политические права).
В юридической и философской литературе сложились такие взгляды на природу прав человека.
  • Права человека, как и другие правовые нормы, являются установлением государства, добровольно принятым самоограничением. Для суверенной государственной власти нет и не может быть внешней силы, которая бы устанавливала границы осуществления власти.
  • Права человека – это явление, присущее разуму и сердцу человека, существующий в природе (или в обществе, либо дарованный богом) естественный закон. Со стороны государства может осуществляться признание прав, государство может считать себя связанным этими правами, хотя они существуют объективно и независимо от государственной воли.
  • Появление государства, как и юридическое закрепление прав человека, являются продуктом общества и служат одной цели – общественной солидарности, обеспечению исполнения обществом своих функций.
 
2. Принципы правового регулирования и реализации прав человека
  1. Конституция РФ (ч.1 ст.17) устанавливает, что права человека признаются (но не устанавливаются) и гарантируются согласно нормам международного права и в соответствии с положениями самой конституции. Данный принцип предполагает возможность использования в качестве источника правовых норм, гарантирующих права человека, не только внутригосударственное, но и международное право.
  2. Перечисление прав в Конституции не является исчерпывающим, но предусматривает неотрицание других общепризнанных прав (ч.1 ст.55 Конституции РФ). Однако в самом перечислении прав человека кроется определенное логическое противоречие. С одной стороны, в современном правоведении общепризнанно, что государство вправе вторгаться в частную сферу только в тех случаях, когда это предусмотрено и в пределах полномочий соответствующих органов. Более того, государство должно вмешиваться в индивидуальную свободу и общественные отношения только в тех случаях, когда это необходимо для выполнения функций государства. С другой стороны, само закрепление прав человека имманентно его ограничивает, очерчивает определенное юридическое содержание, которое зачастую зависит от того, как право сформулировано. Исходя из изложенных соображений, для обеспечения принципа «человеку разрешено все, что прямо не запрещено», необходимо перечислять не права человека, а права государства, пределы его вмешательства в сферу свободы индивида.
  3. Неотчуждаемость прав человека (ч.2 ст.17 Конституции РФ) означает невозможность лишения индивида принадлежащих ему прав, в том числе и с его согласия.
  4. Осуществление прав не должно нарушать прав других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ). Этот принцип содержит как ограничение права, заложенное в самой его природе, так и запрет злоупотреблять своими правами. Под злоупотреблением понимается реализация права исключительно в целях причинить вред другим лицам и включает запрет совершать действия, прямо либо косвенно направленные против сложившегося порядка общественных отношений, общественных благ, а также общественной морали.
  5. Права человека непосредственно действуют и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти (ст.18 Конституции РФ) Этот принцип, с одной стороны, сводится к прямому действию конституции, с другой стороны он выступает в совокупности с принципом ст. 2 Конституции в качестве критерия оценки деятельности государства и должен использоваться для толкования законов и иных правовых актов
  6. Формальное равенство и запрет дискриминации (ст.19 Конституции РФ) означает равное установление прав и свобод, запрет произвольного применения закона, апартеида и т.д. В то же время формальное равенство не требует создания условий, обеспечивающих действительное равенство (предоставление преимуществ более слабым, фактическое уравнивание означало бы «позитивную дискриминацию»). Признаки, по которым может осуществляться дискриминация, не исчерпываются перечислением в Конституции. Любое фактическое различие, если оно не связано с характером правоотношения (например, при приеме на работу – с характером выполняемых трудовых обязанностей) не должно иметь юридических последствий. По дискриминирующим признакам см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.1992 N 2-П-З По делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР; Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 06.06.2002 N 026-п По делу о проверке соответствия положений пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих ...; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.08.2002 N 56-В02-10; Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1993 N 1-П По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде... ; Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.1993 N 2-П По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров... ; Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.1995 N 9-П По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года; Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 N 7-П По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов ...
  7. К принципам правового регулирования и реализации прав человека можно отнести также запрет их умаления и отмены, а также те условия ограничения прав и свобод человека, которые устанавливаются ч.3 ст.55 и ст.56 Конституции РФ.
 




     

§ 3. Понятие, юридические свойства и классификация прав и свобод человека и гражданина.
Источники правового регулирования прав человека

Под правами человека в современном праве понимаются нормативно установленные общие требования, защищающие свободу личности от вмешательства со стороны государства.

Права человека определяют пределы автономии личности, в которые государство не вправе вторгаться кроме случаев, юридически регламентированных и обоснованных необходимостью государственного вмешательства.

Государство должно обеспечить реализацию и защиту прав человека, однако роль государства, как уже было показано выше (см. § 1.) зависит от вида конкретного права – относится ли право к числу гарантий status negativus, status positivus и status activus. Помимо этой классификации, в юридической литературе также используются другие классификации прав человека.

Наиболее распространена классификация прав человека (в том числе отраженная и в настоящем курсе) в зависимости от сферы действия прав – личные, политические, социальные, экономические, культурные, процессуальные и коллективные права.

Известно также деление прав по историческим этапам их правового закрепления (поколениям прав человека). Исторически первые, в течение длительного периода с XIII по XVIII века, закреплялись личные, процессуальные и политические права (1 поколение). Социалистическое движение конца XIX – начала ХХ века привело к правовому закреплению социальных прав (2 поколение), а после второй мировой войны стало актуальным закрепление коллективных (экологических, информационных) и культурных прав (права 3 поколения).

По характеру правовых предписаний иногда разделяют права на первичные (материальные) и вторичные (права-гарантии), обеспечивающие механизм реализации и защиты прав первой группы.

По источнику закрепления можно выделять внутригосударственные (конституционные) и международные права, хотя объем регулирования этих прав в большинстве случаев совпадает.

Среди действующих источников правового регулирования прав человека можно выделить международные и внутригосударственные. Международные, в свою очередь, следует разделить на (а) содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права (международный билль о правах – Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.иМеждународный пакт о социально-экономических и культурных правах 1966 г.и другие), которые выступают как руководящие принципы для всех государств, но не имеют механизма реализации, и (б) международные договоры Российской Федерации. Среди международных договоров ведущая роль принадлежит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Этот документ обязателен для государств, которые являются его участниками, и устанавливает специальный механизм применения своих норм, особый юрисдикционный орган – Европейский суд по правам человека. Российская Федерация присоединилась (ратифицировала) к Конвенции в 1998 году и с этого года в России не только обязательно применение норм Конвенции, но и признается юрисдикция Европейского суда по правам человека.

Внутригосударственные источники, не отличаясь спецификой от других источников конституционного права, включают Конституцию РФ и федеральные законы.

Наши рекомендации