Жертвы среди гражданского населения
По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тыс. серьёзно ранены. Без воды остались около 1 млн человек, 500 тыс. человек остались без работы, тысячи — без крыши над головой. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых — сербы. Операция «Союзная сила» унесла жизни людей и после своего окончания, НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обеднённый уран. НАТО применяло кассетные бомбы.
ГЛАВА 3. Отличительные моменты операции.
Бомбардировка химических объектов
Самые ощутимые последствия вызвали удары НАТО по промышленному комплексу в Панчеве: азотному заводу, нефтеочистительному заводу и нефтехимическому комплексу. Отравляющие химикаты и соединения попали в атмосферу, воду и почву, что создало угрозу для здоровья людей и экологических систем на всей территории Балкан. В резервуарах нефтехимического комбината в момент бомбардировок находились значительные количества винилхлоридных мономеров, хлора, дихлоридэтилена, 40-процентной натриевой щёлочи и 33-процентной соляной кислоты.
В результате действий НАТО произошло отравление воздуха ядовитыми испарениями от горящих нефтекомбинатов, нефтью из взорванных бомбами резервуаров были отравлены Дунай и остальные реки, загрязнены Скадарское озеро и другие озёра и Адриатическое море.
Бомбовые удары НАТО по химическим производствам стали прецедентом в истории.
Радиоактивное загрязнение
Вооружённые силы НАТО применяли против целей в Югославии боеприпасы с обеднённым ураном. По заявлению официальных лиц Югославии, Евросоюза и ООН, а также ряда экспертов и правозащитников, в ходе боевых действий произошло радиоактивное заражение местности, повлекшее за собой гибель людей, вспышку раковых и наследственных заболеваний. По мнению экспертов, большая часть воды в Косове после бомбёжек не пригодна для употребления. Во многих районах Сербии, где совершались бомбардировки, возросло число людей с раковыми заболеваниями.
Югославский позор
Операция НАТО в 1999 году, направленная на свержение режима Милошевича стала воистину «звездным часом» для применения F-117. Однако не всем планам по применению этой машины было суждено сбыться. В тот черный для американских ВВС день по всем центральным каналам можно было наблюдать обломки некогда грозной военной машины и прыгающих на этих останках местных жителей.
Машина была сбита комплексом ПВО С-125, входящим в состав третьей батареи 250-й бригады войск противовоздушной обороны, которой командовал Золтан Дани. Сам Золтан в последующих интервью рассказывал, что с самого начала не испытывал иллюзий относительно технического превосходства этих машин. Плюс ко всему, в подчинении Дани находилось около двух сотен солдат, в которых командир был уверен.
Перед тем, как размещать ракеты на позициях, Дани приказал развернуть для коммуникаций не радиостанции, а кабельную связь. Тем самым югославский офицер решил сразу несколько проблем: кабельные линии нельзя было перехватить, заглушить или подслушать, что исключало возможность демаскировать позиции комплекса ПВО.
Тем не менее «поймать» это «чудо американской мысли» оказалось задачей непростой. Поскольку югославские расчеты ПВО включали свои радары на короткое время, увидеть в этом «коридоре» малозаметный самолет было задачей невероятно трудной. Цель, по рассказам самого Золтана Дани, была захвачена в самый последний момент, буквально за минуту до принудительного выключения радара.
Самолет-невидимка подошел к батарее ПВО настолько близко, что вероятность его поражения была практически 100%. Расчет югославов был прост: дать подойти на максимально близкое расстояние, произвести пуск и поразить самолет, не дав ему шанса на противоракетный маневр. Когда Золтан понял, что «Стелс» сбит, он засек расстояние. Оказалось, что самолет поразили всего в 13 километрах от позиций батареи ПВО. Расход боеприпасов системы ПВО составил две ракеты 5В27Д. Первая срезала самолету крыло, а вторая угодила в фюзеляж.
В случае с потерей своего лучшего самолета американцы допустили не только технический, но и тактический просчет. НАТОвское командование было настолько уверено в неуязвимости своего самолета, что посылало его на задание без какого-либо прикрытия. Мало того, курс, который пилот самолета Дейл Зелко взял для захода на цели, использовался уже в четвертый раз. Если вдаваться в техническую сторону этого вопроса, то безусловно, решающую роль сыграл симбиоз опыта югославского командира Дани, радара системы ПВО ракет С-125. Вся суть этой системой ПВО в том, что для радаров, работающих в длинноволновом диапазоне, обнаружить самолет даже с такой причудливой формой не составляет большого труда. Определить местонахождение цели с точностью до метра они, конечно, не могут, но вот указать направление, курс и высоту - способны. К тому же, F-117 отличался крайне низкой маневренностью на небольших высотах, да и не был маневренным самолетом в принципе, как раз в силу своего планера и самой конструкции. Таким образом, F-117 стал идеальной мишенью для югославской системы ПВО. НАТОвское командование до сих пор не признало других потерь этого самолета за время югославской агрессии. По данным портала jfdefence.com авиация США и НАТО потеряла от 4 до 5 самолетов F-117, однако никаких официальных бумаг на эту тему в Пентагоне нет.
После того, как американский самолет был сбит, летчику все же удалось катапультироваться, а впоследствии успешно эвакуироваться с места падения. Несмотря на это, сбитый на просторах Югославии самолет стал предметом постоянной критики по всему миру. В НАТО поняли, что технология, скорее всего, будет раскрыта, поэтому предприняли дополнительные меры по защите F-117. Эти самолеты больше никогда не выполняли работу в одиночку : их постоянно сопровождала пара F-15/F-16, снаряженных ракетами HARM, которые наводились на сигнал РЛС системы наземной ПВО. Инцидент, произошедший в 1999 году, сильно поубивал бравады американским и НАТОвским летчикам, а технология, по которой был построен сверхдорогой самолет вскоре была признана неэффективной. Конец американской машины пришел воистину внезапно. В июне 2005 в Пентагоне состоялись закрытые слушания по программе F-117 и самолетов на его базе, а в 2008 году самолет официально сняли с вооружения. Бесславный конец дорогой и малопонятной программы, которая в очередной раз была побита надежным советским оружием.
Заключение
С военно-политической точки зрения операция открыла эпоху открытого военно-силового диктата (без согласования с мировым сообществом) США и НАТО по отношению к другим странам.
С военно-стратегической точки зрения США и НАТО практически реализовали концепцию "воздушной войны", выдвинутую итальянским военным теоретиком генералом Дуэ еще в 20-е годы XX века. Согласно этой концепции, для принуждения противника к капитуляции достаточно разрушить важнейшие военные, государственные и экономические объекты на его территории путем нанесения по ним массированных авиационных ударов. Цели войны в Югославии были достигнуты без участия наземных войск, а только благодаря проведению воздушно-наступательной операции, длившейся 79 суток.
Наконец, с военно-технической точки зрения эта война стала продолжением нового, продемонстрированного еще в Персидском заливе в 1991 г ., так называемого "бесконтактного" вида войн. Характерные черты таких войн — подавляющее военно-техническое и информационное превосходство нападающей стороны, массированное применение ею беспилотных средств разведки и поражения и дальнобойного ВТО, систематическое и избирательное поражение важнейших объектов на всей территории противника для принуждения его к капитуляции.