Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра общеобразовательных дисциплин
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 120714.51 «Земельно-имущественные отношения»
среднего профессионального образования)
Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов факультета непрерывного образования
по подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 120714.51 «Земельно-имущественные отношения»
среднего профессионального образования)
Москва
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История» для специальности 120714.51 «Земельно-имущественные отношения» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия. - 69 С.
ОДОБРЕН СООТВЕТСТВУЕТ Государственным требованиям
Предметно-цикловой комиссией к содержанию и уровню подготовки
по общеобразовательным дисциплинам выпускников по специальности «Земельно-
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». имущественные отношения» среднего профессионального
образования.
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Протокол от_______________2011 года №___
Авторы:
Ивашко М.И. -заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, доктор исторических наук, профессор
Ерёмин В.Н, - доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия, кандидат исторических наук.
Рецензент:
Волков А.П. –заведующий кафедрой истории Военного университета Министерства обороны, доктор исторических наук, профессор.
Ответственный за выпуск:______________
Редактор:_______________
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочерёмушкинская ул. д.69-А
© Российская академия правосудия, 2011
© Ивашко М.И., Ерёмин В.Н., 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы.…………………………………5
Тематический план ……………………………………………………………..6
Программа курса.…….……………………………………….………………..9
Тематический план семинарских занятий…………………………………….31
Планы практических занятий ..………………….…………………………….32
Методические рекомендации по изучению дисциплины...………………….42
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов …………………………………………...42
Примерные задания для самостоятельной работы………………………….43
Примерная тематика рефератов…………...……………………………..........59
Рекомендуемая литература ……… ……………………………………………61
Примерные вопросы для подготовки к зачету..................................................64
Примерные вопросы для подготовки к экзамену.……………………………65
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования и предназначен помочь студентам первого курса Факультета непрерывного образования в изучении дисциплины «История».
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитиеспособности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоениесистематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладениеумениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен
знать/понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (формировать ключевые компетентности) для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, включает шесть разделов, которые соответствуют общепринятым этапам развития мировой и отечественной истории. В рамках каждого из них объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития мира и России. Учебный материал по истории России подаётся в контексте развития процессов всемирной истории. При этом учитываются знания и умения, полученные обучающимися в общеобразовательной школе.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Максимальная учебная нагрузка студента | |
Аудиторные занятия, из них: | |
-уроки | |
-практические занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | Зачёт в первом семестре. Экзамен во втором семестре. |
Тематический план
Разделы (темы) дисциплины. | Количество часов | ||
Уроки | Практ. занятия | Всего | |
Раздел 1. Основы исторического знания. | - | ||
Раздел 2. Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизации. | - | ||
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира. | |||
Цивилизации Древнего Востока. Тема 3.1. Этапы развития цивилизаций Древнего Востока, социально-экономические и политические признаки их развития. | - | ||
Античная цивилизация. Тема 3.2. Социально-экономические и политические особенности развития античной цивилизации. | - | ||
Тема 3.3. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. | - | ||
Раздел 4. История Средних веков. | |||
Европа в Средние века. Тема 4.1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. | - | ||
Тема 4.2. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации (XI-XV вв.). | - | ||
Тема 4.3. Европейское средневековое общество. Начало Ренессанса. | - | ||
Византийская цивилизация. Тема 4.4. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. | - | ||
Арабо-мусульманская цивилизация. Тема 4.5. Социально-экономические и политические особенности развития Арабо-мусульманской цивилизации. | - | ||
Тема 4.6. Индия и Дальний Восток в Средние века. | - | ||
От Древней Руси к Московскому царству. Тема 4.7. Происхождение восточных славян. Образование и развитие Древнерусского государства. | - | ||
Тема 4.8. Крещение Руси и его историческое значение. | - | ||
Тема 4.9. Особенности развития Древней Руси в период политической раздробленности. | - | ||
Тема 4.10.Борьба Руси с иноземными завоевателями. | - | ||
Тема 4.11. Причины возвышения Москвы, образование и становление единого Русского государства. | - | ||
Зачёт | - | ||
Раздел 5. История Нового времени. | |||
Европа в XVI-XVIII вв. Тема 5.1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация. | - | ||
Тема 5.2. Социально- экономические и политические признаки развития Европы в XVI-XVIII веках. | - | ||
Тема 5.3. Европейские революции XVI-XVIII вв. и их значение. | - | ||
Тема 5.4. Политические идеи эпохи Просвещения. | - | ||
Тема 5.5. Цивилизации Востока в XVI-XVIII вв. | - | ||
Россия в XVI-XVIII вв. Тема 5.6. Развитие Российского государства в XVI веке. Реформы Ивана Грозного. | - | ||
Тема 5.7. Смутное время в Российском государстве в начале XVII века. | - | ||
Тема 5.8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. | - | ||
Тема 5.9. Россия в эпоху петровских преобразований. | - | ||
Тема 5.10. Россия в период дворцовых переворотов и «просвещённого абсолютизма» второй половины XVIII в. | - | ||
Тема 5.11. Культура России в XVI-XVIII веках. | - | ||
Становление индустриальной цивилизации (XIX в.). Тема 5.12. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия. | - | ||
Тема 5.13. Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США. | - | ||
Тема 5.14. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX в. | - | ||
Россия в XIX веке. Тема 5.15. Либеральные реформы Александра I и победа России в Отечественной войне 1812 года. | - | ||
Тема 5.16. Консервативный курс Николая I и его последствия. | - | ||
Тема 5.17. Великие реформы Александра II, противоречивый характер пореформенной модернизации России. | - | ||
Тема 5.18. Международные отношения в новое время. | - | ||
Тема 5.19. Духовное развитие Западной цивилизации и России в индустриальную эпоху. | - | ||
Раздел 6. Новейшая история. | |||
Мир в начале XX века. Тема 6.1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития в мире в начале XX века. | - | ||
Россия в начале XX века. Тема 6.2. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Реформы С.Ю. Витте. | - | ||
Тема 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. Реформы П.А. Столыпина. | - | ||
Тема 6.4. Первый опыт парламентаризма в России. | - | ||
Тема 6.5. Первая мировая война. | - | ||
Россия в 1917 году. Тема 6.6. 1917 год в России: основные события, их характер и значение. | - | ||
Тема 6.7. Октябрьская революция и её последствия. | - | ||
Европа и США в 1918-1939 гг. Тема 6.8. Версальско-Вашингтонская система мироустройства. Развитие международных отношений в 1918-1939 гг. | - | ||
Тема 6.9. Запад в 20-е – 30-е гг. Великая депрессия: истоки и последствия. | - | ||
Советская Россия, СССР в 1918-1941 гг. Тема 6.10. Гражданская война в России и её последствия. | - | ||
Тема 6.11. Социально-экономические, политические и культурные преобразования в СССР в 20-х-30-х годах XX века. | - | ||
Тема 6.12. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-х-30-х годах XX века и накануне Великой Отечественной войны. | - | ||
Вторая мировая война. Тема 6.13. Причины, основные события и итоги Второй мировой войны. | - | ||
Тема 6.14. Великая Отечественная война: этапы, основные сражения, всемирно-историческое значение победы Советского народа. | - | ||
Мир во второй половине XX в. Тема 6.15. Международные отношения во второй половине XX века. «Холодная война» и её последствия. | - | ||
Тема 6.16. Особенности экономического и политического развития ведущих стран капиталистического мира после Второй мировой войны. | - | ||
Тема 6.17. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Особенности процесса деколонизации. | - | ||
СССР в 1945-1991 годы. Тема 6.18. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. | - | ||
Тема 6.19. Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. | - | ||
Тема 6.20. СССР в период перестройки. Причины и последствия распада Советского Союза. | - | ||
Мировое сообщество на рубеже ХХ - ХХI вв. Тема 6.21. Международное сообщество в начале XXI века: проблемы и перспективы развития. | - | ||
Тема 6. 22. Российская Федерация на современном этапе. | - | ||
Итого: |
Программа