Религиозная организация мусульманской церкви

География ислама весьма разнообразна. В состав исламских государств входят не только страны ближнего востока, которые являются его родиной, но и многие страны Африки и Юго-Восточной Азии. На территории России мусульман больше всего на Северном Кавказе, в Поволжье и на Урале.

Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико - метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.

Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в ислам е мечеть — это не

только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создаются школы —мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.
Возглавляет религиозную общинуимам (впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных мечетях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это может быть специально подготовленный человек, окончивший духовное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий назначается правительством.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Шариат формировался в течении двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

В России и странах СНГ насчитывается более 60 больших и малых

народов, чьи предки исповедовали ислам. Общая численность мусульман составляет около 54 млн человек Наиболее плотно заселены мусульманами государства Средней Азии — Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и расположенный в Закавказье Азербайджан. В СНГ

90 % исповедующих ислам составляют узбеки, казахи, азербайджанцы, татары, таджики, туркмены, киргизы и башкиры.

В России ислам — вторая по числу последователей религия после православия, а мусульман насчитывается более 11 млн человек. К народам России, исповедующим ислам, относятся более 5 млн татар, более 1,4 млн башкир, около 1 млн чеченцев, более 0,5 млн аварцев, около 400 тыс. кабардинцев, около 300 тыс. даргинцев, более 200 тыс. лезгин, около 200 тыс. ингушей, около 140 тыс. карачаевцев, около 100 тыс. лакцев, около 80 тыс. балкарцев. В России проживают более 1 млн азербайджанцев, около 1 млн казахов, десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков, курдов, а также турки-месхетинцы, крымские татары, пуштуны и представители других народов из разорённого многолетней войной Афганистана.

На территории России мусульман больше всего на Северном Кавказе, в Поволжье и на В России и странах СНГ насчитывается более 60 больших и малых народов, чьи предки исповедовали ислам. Общая численность мусульман составляет около 54 млн человек Наиболее плотно заселены мусульманами государства Средней Азии — Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и расположенный в Закавказье Азербайджан. В СНГ 90 % исповедующих ислам составляют узбеки, казахи, азербайджанцы, татары, таджики, туркмены, киргизы и башкиры.

С конца 80-х гг. XX в. началось возрождение ислама в России. Повсеместно стали восстанавливать мечети и медресе. На 1 января 1997 г. в России было официально зарегистрировано 2738 мусульманских объединений, из них — 2587 махалла (приходы) при мечетях. В Республике Татарстан число мечетей достигло 700, в Республике Башкортостан — 490, а в Республике

Дагестан примерно 3,5 тыс. В столице Дагестана Махачкале стала действовать крупнейшая в России мечеть, вмещающая 8 тыс. верующих. Мечеть появилась и в самой северной точке распространения ислама — в городе Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, где нефтяниками и газовиками работают азербайджанцы, башкиры и татары.

В наше время начала возрождаться система религиозного образования. Появились воскресные мактабы, медресе с кратким и полным циклом обучения. В них учащиеся наряду с основами арабской грамматики и правописания изучают тафсир (комментарии к Корану), хадисы и историю ислама.

В начале 90-х гг. реформаторы, обвинившие прежнее руководство мусульман в пассивности, раболепстве перед советской властью, в забвении предписаний шариата и моральном разложении, создали во многих регионах независимые от ДУМЕС Духовные управления. Новое поколение духовных наставников осознаёт, что ислам в России находится в глубоком упадке, ведь большинство людей, называющих себя мусульманами, не знают Корана, не читают молитв и не соблюдают морально-правовые нормы ислама.

Большинству мусульман чужды экстремистские проявления веры, которые характерны для других регионов исламского мира. Ислам в России отличается терпимостью к другим верованиям и открыт к диалогу с ними. Не принимая крикливых лозунгов экстремистов, российские мусульмане пытаются своими неустанными усилиями превратить страну в правовое государство, в котором не будет места вмешательству властей в дела верующих.

Благодаря многовековому взаимовлиянию культур Запада и Востока Россия до сих пор остаётся уникальным евразийским государством, в котором сосуществуют и порой причудливо сочетаются христианская и мусульманская культура.

Ислам и мировая культура.

Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру стран исповедающих эту веру, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того, даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран, опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимо добавить, что Коран долгие века существовал только на арабском -ьперевод его на другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. На этом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе. Любой грамотный и образованный человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-арабски.

Таким образом, арабский язык, арабская культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама. Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальную обстановку. Как-никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традицией на протяжении многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию, Европу и Африку не только территориально географически, но также и в религиозно-культурном плане.

Спецификой ислама было слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти. Ни в Халифате, ни в каком-либо другом исламском государстве не существовало организованной церкви, которая к тому же противостояла бы государству. Это не значит, что интересы клерикального мусульманского духовенства, особенно наиболее реакционных из мулл или шейхов, никогда не входили в противоречие с

политикой административного руководства страны - такое случалось и нередко случается и в наши дни. Но церкви, подобной католической или православной, сплоченной и организованной, отстаивающей религиозно-церковные интересы и интересы обслуживающего ее сословия, резко отделенного от других, в мусульманском мире не существовало. В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди -пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах.

Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовало абсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значения административно-бюрократической иерархии - с другой. Любой чиновник всегда и во всем должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, консультироваться с муджтахидами и мутакаллимами, учитывать мнения мулл, кади и других духовных авторитетов, включая даже шейхов суфиев, предводителей сект и орденов. Все это сильно сковывало административно-исполнительную власть, ограничивало ее возможности и тем самым ставило в определенные рамки ее произвол. На разных уровнях эти ограничения проявлялись различно. Никто и никогда не мог помешать разгневанному турецкому султану или иранскому шаху казнить неугодного подданного без всяких причин и объяснений. Однако сатрапы на местах (эмиры, хакимы) обладали несколько меньшей властью, а чиновникам местного масштаба приходилось в наибольшей степени считаться с ролью духовенства, с силой религии и обычного права, хотя автоматически все это отнюдь не гарантировало от злоупотреблений, подчас вопиющих, и от неоправданной жестокости по отношению к простому народу.

Слияние духовного и светского начал при формально высшей значимости религии оказало воздействие на многие стороны религиозно-культурной традиции ислама. Так, идея священной войны с неверными (джихад, газават) приобрела в исламе абсолютную ценность, почти божественную святость.

Подчас политика целых стран и народов ставилась на службу этой идее. Различного рода шейхи и ишаны часто и умело разжигали национально-религиозную рознь. Но идея джихада использовалась ив справедливых целях национального освобождения, в антиколониальных войнах и т.п. Важным моментом джихада был его фанатично-исступленный характер: под знаменем священной войны правоверные, не колеблясь, шли вперед и не только с легкостью, но и с готовностью отдавали свои жизни.

Другая важная черта религиозно-культурной традиции ислама, сыгравшая немалую роль в формировании отношения правоверных к жизни, - это идея предопределения и связанная с нею пассивность. Наибольшее внимание этому догмату уделяли суфии, которые откровенно проповедовали уповать на волю Аллаха и не стремиться к активной жизни, а, напротив, гасить в себе страсти и тем самым добиваться слияния с божеством. Но, идея божественного предопределения и помимо суфиев снискала себе немалую популярность в исламе. Конечно, это не означает, что правоверные, уповая во всем на волю Аллаха, переставали к чему-то стремиться. Они делали свое дело, внимали обращенным к ним призывам, а порой даже поднимались на решительные действия, будь то священная война с неверными или крестьянское восстание под лозунгами той или иной из мятежных сект. Однако индивидуальная энергия, инициатива, предприимчивость, упорство в достижении цели, имевшие немалое значение для быстрого социально-экономического развития, исламом никогда не поощрялись, ибо это не соответствовало размеренной и привычно текущей жизни с ее пятью ежедневными (и отнимающими немалое время) молитвами и прочими обязанностями правоверного.

Сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т.п. - также одна из характерных для ислама религиозно-культурных традиций. Традиции такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостояли любой индивидуальности. Ни

талант, ни вдохновение мастера, ни взлет мысли гения - ничто не может и не должно служить препятствием обязательной пятикратной молитве в положенный срок, соблюдению поста и других обрядов. Человек искусственно приземлялся, ему по несколько раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он - лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом.

Пятикратная молитва, превратившись в привычку, в полуавтоматический ритуал, не слишком-то отягощала правоверного и уж, во всяком случае, не очень мешала заниматься его делом, как бы далеко от заповедей Аллаха оно ни находилось. К тому же заповеди ислама не препятствовали мусульманину заниматься политикой, предпринимательством, отдаваться обуревающим его страстям.

Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство. Однако, если христианство ограничивается при этом лишь словесным осуждением и карами для богатых в будущем то в исламе дело обстоит конкретнее: он предполагает некоторое, хотя и малоощутимое, но все-таки реальное перераспределение имуществ и доходов посредством закята. Христиане тоже занимаются благотворительностью, жертвуют на сирот, богоугодные заведения и т.п. Но для них это - дело сугубо личное; в исламе же это долг, освященный религиозными нормами. Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны. Поэтому, хотя на мусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высоко ценились, они все же не превратились там, в систему замкнутых аристократических привилегий, как то случилось в Европе. Во многом этому способствовала слитность духовного и светского начал, и, в частности, то, что путь в ряды признанных муджтахидов и мутакаллимов зависел не от происхождения человека и его социальных связей, а от его успехов в постижении мудрости ислама.

Благодаря своей способности находить гармоничное равновесие между

миром веры и миром действия, Ислам никогда не являлся преградой для прогресса и науки. Истории не известна другая религия, которая оказывала бы такую поддержку научному прогрессу, как Ислам.

Все мы, наверное, достаточно осведомлены о том, как много научных достижений подарила всему миру исламская цивилизация в средние века. В то время, когда короли Европы ставили на государственных бумагах кресты вместо подписи, каждый "средний гражданин" Багдада имел домашнюю библиотеку не менее чем на сотню книг. Образование считалось престижным, и в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова.

Роббер Бриффо писал: «Весьма вероятно, что, если бы не арабы, современная европейская цивилизация вообще бы не возникла; абсолютно точно, что, если бы не они, на не приняла бы того характера, который позволил ей превзойти все предыдущие фазы эволюции» что, если бы не они, она бы не приняла того характера, который позволил ей превзойти все предыдущие фазы эволюции».Упадок мусульманского мира сегодня объясняется не какими-то недостатками Ислама, а неумением жить согласно его законам. Мусульмане превратили Ислам в тело без души. Они убрали из него его социальное содержание, его стремление к цели и динамизм, и сделали его всего лишь оболочкой веры и обычая.

То, что кажется упадком Ислама, на самом деле есть не более чем упадок и опустошение сердец мусульман, которые стали слишком пассивными и слишком ленивыми, чтобы ответить на Божественный призыв.

Заключение

Современная реальность человечества такова, что обществам все сложнее дистанцироваться от позиций других социокультурных систем. Революционно-демократические тенденции в мусульманском мире показали, насколько

ограничены возможности западных социумов повлиять на них. С другой стороны, мир вступает в эпоху, когда открываются возможности для выстраивания новой конструкции взаимоотношений социокультурных общностей.

Среди тенденций XXI века все более проявляется полицентризм взаимоотношений разных культур и поиски путей формирования их динамичного равновесия, требующие нового уровня осмысления. Под влиянием процессов глобализации и внутренних социальных предпосылок происходит активная трансформация общественных систем арабо-исламского мира.

Исламская религия на современном этапе развития социально-политических отношений представляет собой один из компонентов сосуществованияэтносов современнойцивилизации. В этом процессе значительную роль играют социальные и нравственныеосновы ислама, которые способствуют процессам модернизации арабского Востока. Духовное возрождение мусульманства конца XX в. сформировало новое «лицо» исламской культуры, выражающее либерально-прогрессивные и творческие начала в условиях современной цивилизации.

При этом ислам традиционно исходит из принципа толерантности, который присущ большинству представителей мусульманской уммы (общины). Экстремизм же, как разрушительное явление, противоречит духу толерантности.

В последнее десятилетие осознано, что деструктивные тенденции, прикрывающиеся исламской риторикой, стали значимым общественным явлением, и народы многих стран мира столкнулись с его проявлениями. При этом морально-этические нормы мусульманства представляют собой основу формирования оппозиции к радикальным концепциям мусульманства. Исламская религия способна вместе с иными социокультурными факторами сдержать распространение экстремизма, маскирующегося исламской риторикой и атрибутикой. Таким образом, необходимо формирование в

обществе социального иммунитета к духу экстремизма на основе нравственного содержания ислама.

Исследование социальной и нравственной основ ислама может способствовать процессу становления гуманистических ценностей современного общества. Ведь ислам органичным образом сочетает в себе все сферы развития личности и общества, формируя способы разрешения социокультурных и мировоззренческих проблем.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная:

Антее П. Религии современности (истории и вера). - М., 2005.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М., 2002.

Коран (любое издание).

Максимов Ю., Смоляр К. Ислам. Буддизм. Иудаизм. - М., 2005.

Мень А.В. История религии: в 2 кн. - М., 2006.

Музафарова Н.И. История религий. - Ростов н/Д,2006.

Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. - М., 2004.

Рукайя Максуд. Ислам. - М., 2005.

Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. М., 2005.

Наши рекомендации