Религиозная организация как юридическое лицо 5 страница

Подобные несовпадения далеко не всегда являются непреднамеренными: их цель – скрыть те виды деятельности, которые могут показаться потенциальным неофитам и социуму аморальными или даже противозаконными. Кроме того, названный прием не раз помогал отстаиванию интересов религиозной организации в судебных спорах[63]). Отмеченные несовпадения касаются, например, отношения к некоторым гражданским обязанностям, к получению медицинской помощи[64].

Известное внимание не может не привлечь вопрос об отношении религиозных организаций к выполнению верующими гражданами воинского долга. Гражданам Российской Федерации дано право проходить альтернативную гражданскую службу вместо службы военной. Осуществление конституционных прав – безусловная основа правопорядка в российском обществе. В настоящее время наша страна находится не в самой благоприятной международной ситуации, уровень боеспособности армии далек от желаемого, нерадостны демографические и медицинские прогнозы. Тем не менее, в таких условиях целый ряд религиозных организаций проводит активную политику по ориентированию своих последователей на прохождение альтернативной гражданской службы. (Кампании по требованию альтернативной гражданской службы были особенно интенсивными в девяностые годы ХХ в. – в период, когда АГС была уже провозглашена в качестве права гражданина РФ, а закона и самого механизма АГС еще не существовало. Таким образом граждане, добившиеся с помощью своих религиозных организаций права на АГС не выполняли свой гражданский долг ни на военной службе, ни на АГС.) Причем таких организаций не так уж и мало. Только в Красноярском крае к ним относятся: “Свидетели Иеговы”[65], большинство организаций христиан веры евангельской (пятидесятников)[66], евангельские христиане-баптисты[67], “Общество Сознания Кришны”[68], “Церковь Последнего Завета”[69]. Они составляют сегодня 31% от всех зарегистрированных в крае религиозных организаций. Учитывая интенсивную миссионерскую работу этих религиозных организаций среди молодежи (наиболее активны “Свидетели Иеговы”, неопятидесятники), данная цифра навевает некоторые размышления об интересах иностранных религиозных организаций, действующих в РФ.

Причем, в соответствующих уставных документах нет категоричных утверждений о запрете служить в армии (уставные документы “Свидетелей Иеговы”: “Российские Свидетели Иеговы могут пользоваться конституционным правом проходить вместо военной службы альтернативную гражданскую службу”; уставные документы баптистов: “членам церкви предоставляется право самостоятельно определять свое отношение к гражданским обязанностям, в том числе и к службе в Вооруженных силах"; уставные документы пятидесятников: “верующие приветствуют возможность альтернативной гражданской службы”). В действительности в некоторых из перечисленных организаций имеет место тотальное формирование установки о невозможности выполнения обязанностей по защите Родины. За минувшее десятилетие сформировалась судебная практика по этому поводу. Причем, местные религиозные организации стремятся не только пользоваться услугами известного “Славянского правового центра” и “Института религии и права”[70], но и создавать собственные юридические службы. Так, в обращении Военного комиссариата г.Ачинска к депутату Государственной Думы С.В.Генералову от 15 октября 2000г. упоминается действующая в этом городе юридическая фирма “Ваш адвокат”, находящаяся под влиянием церкви “Прославления” (неопятидесятническая организация).

Случайно или нет, но общим у перечисленных выше религиозных движений является то, что они, не будучи традиционными ни для одного из народов России, фактически являются филиалами зарубежных религиозных организаций (в основном американского происхождения) и получают финансовую помощь от них (или объявляют себя исключительно российским, но обеспечены регулярной поддержкой, например, в виде грантов от зарубежных организаций).

Порою в арсенале деятельностных средств некоторых религиозных организаций имеются психотехники, применяемые для контроля сознания, для провоцирования агрессивного поведения верующих. (В этом плане показателен пример обрядовых систем “Аум Синрике”, “Белого Братства” - первой половины девяностых годов.)[71].

Согласно ФЗ № 125 (п. 5 ст.) правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а ее имущество распределяется в соответствии с: 1) с гражданским законодательством РФ; 2) с уставом религиозной организации.

1) В соответствии с ГК Российской Федерации и Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” (от 6 октября 2002 г. № 127-ФЗ) юридическое лицо в качестве должника может быть признано несостоятельным (банкротом), обязанным удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Однако сфера применения этого закона более широка, поскольку его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.[72] Иммунитет на некоторые виды имущества, которым обладают перечисленные юридические лица, обозначен в п. 2 ст. 1 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

2) После удовлетворения требования кредиторов имущество, оставшееся после ликвидации религиозной организации, “используется в целях, указанных в ее учредительных документах”. (п. 4 ст. 213 ГК РФ)

В отличии от других юридических лиц религиозные организации обладают особым иммунитетом от взысканий, распространяющимся на богослужебное имущество религиозных организаций. “На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций”. (п. 5 ст. 21 ФЗ № 125). Перечень богослужебного имущества, предложения в который должны вносить религиозные организации, до сих пор не утвержден[73].

Итак, сами религиозные организации вправе определять состав богослужебного имущества. Критерии такого определения обусловлены историей религиозной организации, ее вероучением и традициями. Обратимся к примеру Русской Православной Церкви. Согласно исторической традиции, берущей начало в раннехристианский период, имущество церкви делится на вещи священные (предметы, специально предназначенные для богослужения) и вещи церковные (иное имущество, предназначенное для жизни и деятельности церкви как организации верующих). Священные предметы подразделяются на собственно священные и освященные. Священные предметы: храмы, церкви, священные сосуды (потир, дискос, лжица, копие, дарохранительница), напрестольные вещи (антиминс, Евангелие, напрестольные кресты, мощи, образа, покровы священных сосудов, одежды на престоле и жертвеннике)[74]. Освященные предметы: молитвенные дома, часовни, кладбища, купели, кропила, кадильницы, паникадила, лампады, подсвечники, поставленные и зажженные на них свечи, богослужебные книги, колокола[75].

Особое значение для верующих имеют именно священные предметы. Каноны категорически запрещают употреблять такие предметы для житейских нужд. Согласно 12 правилу VII Вселенского Собора такие вещи нельзя ни продавать, ни дарить, ни отдавать в заклад. Древние церковные правила делали исключение для ситуаций, когда не было средств для выкупа пленных.

К обычному церковному имуществу принадлежит все движимое и недвижимое имущество, деньги, предназначенные для содержания церквей, духовенства, общецерковных нужд (содержание духовных школ и т.д.)[76].

Устав РПЦ, принятый в 2000 г., оговаривает порядок ликвидации юридических лиц, входящих в состав церкви. Приведем соответствующие положения XV главы Устава.

“П. 19. В случае ликвидации епархии как юридического лица ее движимое и недвижимое имущество религиозного назначения, принадлежавшее ей на правах собственности, переходит в собственность Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии. Иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц. Остальное имущество после удовлетворения законных претензий кредиторов переходит в собственность Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии.

П. 20. При ликвидации епархии все имущество, полученное ею на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и иных законных основаниях, в порядке и на условиях, установленных законом страны нахождения епархии, переходит в распоряжение Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии”[77].

Аналогичный порядок характерен для случаев, когда ликвидируется приход, монастырь, Духовное учебное заведение, братства, сестричества – как юридических лиц (п.п. 27, 28, 29, 30)[78].

Право вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы предоставлено органам прокуратуры РФ, федеральный орган юстиции и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления. (п. 3 ст. 14 ФЗ № 125) Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы. П. 6 ст. 14 ФЗ № 125)

П. 5 ст. 14 ФЗ № 125 указывает: “Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации”.

3. Место религиозных организаций в системе юридических лиц.

3.1. Религиозные объединения и их виды

3.2. Учреждения, созданные религиозными организациями

Согласно п. 6 ст. 8 Централизованная религиозная организация может создавать свои учреждения , имеющие цель и признаки, предусмотренные п. 1 ст. 6 ФЗ № 125. В качестве таковых имеются в виду учреждения, руководящие или координирующие органы и учреждения профессионального образования[79]. Цель деятельности учреждений должна соответствовать уставу и требованиям п. 1 ст. 6 ФЗ № 125[80]. Это же право подтверждается п. 2 ст. 17 ФЗ № 125, где говорится о том, что “религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения”.

Особенностью учреждения является “осуществление в отношении закрепленного за ним имущества права оперативного управления с сохранением права собственности за создавшей его религиозной организацией. Такое имущество может быть изъято собственником или перераспределено иным образом”[81]. (Смета утверждается собственником).

В таком случае религиозная организация-собственник, создавшая учреждение, несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения в случае недостаточности его имущества[82].

Если, согласно уставу, учреждению было предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы и приобретенные за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться в отдельном балансе[83]. (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

В ГК РФ не определены природа и статус имущества, приобретенного учреждениями. И.А.Куницын, проанализировавший имеющиеся в науке на этот счет точки зрения, сгруппировал таковые следующим образом: 1) одни утверждают, что это имущество должно подразумевать особое вещное право, которое не укладывается ни в рамки оперативного управления, ни в рамки хозяйственного ведения; 2) другие считают, что такое имущество не может быть изъято у учреждения.

Не всегда ясна и судьба имущественных прав местной религиозной организации по отношению к централизованной. Согласно ныне действующему российскому законодательству, религиозная организация как юридическое лицо является полноценным субъектом права и самостоятельно осуществляет свои имущественные права. В то же время, действующие в РФ конфессии не являются едиными субъектами права. Все они представляют собой совокупности равноправных (согласного гражданскому законодательству) юридических лиц, обладающих правом иметь движимое и недвижимое имущество. Специалисты в области имущественного права религиозных организаций видят в этом обстоятельстве некоторое противоречие, которое может привести к дестабилизации общественных отношений, выходящей за рамки религиозной сферы. Согласно закону, организация - юридическое лицо является собственником имущества, приобретенного ею в собственность. Передача своего имущества другому юридическому лицу (централизованной религиозной организации) может быть осуществлена только через сделку.

Таким образом, эти права могут быть реализованы без согласования как с религиозными центрами, так и с интересами конфессий в целом. Такое положение дел особенно опасно для крупных конфессий, в рядах которых периодически возникают сепаратистские устремления. Для большой страны разлад в малочисленных религиозных организациях (и при этом не являющихся традиционными для ее народов) - незначительное событие. Разлад в крупных религиозных организациях, объединяющих значимые группы населения и выполняющих особую культурно-интегрирующую роль для целого ряда этносов, - опасен необратимыми катастрофическим последствиями для всего общества.

Не случайно, в крупных религиозных организациях учредительные документы специально оговаривают порядок владения имуществом и порядок ликвидации как юридических лиц местных и централизованных организаций, входящих в их состав. Например, п. 5 Главы XV Устава РПЦ гласит: “Имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования или иных законных основаниях, в том числе культовые здания, здания монастырей, общецерковные и епархиальные учреждения, Духовные учебные заведения, общецерковные библиотеки и епархиальные архивы, иные здания и сооружения, земельные участки, предметы религиозного почитания, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, денежные средства, литература, иное имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также переданное государством и приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви”[84].

Тем не менее, в случае возникновение противоречий между крупной религиозной организацией и ее частью, имеющей статус юридического лица (это может быть как местная, так и централизованная организация) теоретически возможно обращение в суд отколовшейся части с требованием признания ее прав на имущество, находящееся в ее распоряжении. По своей сути возможное судебное решение не удовлетворит одну из сторон и не будет действенным средством урегулирования общественных отношений. Дело в том, что местная религиозная организация, стремящаяся отделиться от централизованной, является юридическим лицом. Таким образом, ее требование о признании ее имущественных прав формально будет справедливым и законным (согласно действующему закону). В то же время, обязательным условием ее государственной регистрации и образования юридического лица было подтверждение о вхождении таковой в централизованную организацию. Кроме того, совместное исповедание и распространение веры - важнейшие признаки религиозной организации как юридического лица – фактически возникли в данной ситуации только благодаря тому, что данное объединение использовало вероучение, обрядовую практику, богослужебную литературу, наконец, имя и репутацию уже существующей конфессии, каноническим правоприемником которой является централизованная организация. Таким образом, решение суда, признающее права местной религиозной организации ущемит права централизованной организации, благодаря которой первая сумела свои права приобрести. Решение же о непризнании имущественных прав местной религиозной организации, в свою очередь ущемит ее права как законно действующего юридического лица.

Для преодоления сложившегося противоречия И.Н.Куницын предлагает внести в законодательство изменения и дополнения, устанавливающие”централизованный вариант регулирования правового режима церковного имущества, но нес в качестве полного изменения существующего положения, а в качестве альтернативы”[85]. Второе предложение данного автора касается предложения добавить к сложившемуся объему правомочий право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ (ч. 1), так как действующее гражданское законодательство не предусматривает возможности создания иных юридических лиц (помимо государственных и муниципальных предприятий), в частности религиозных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения.

Заключение.

Правовое регулирование религиозных процессов в обществе, не ущемляющее права граждан на свободу совести и обеспечивающее стабильное развитие общества, является неотъемлемым условием развития гражданского общества в России. Важнейшим элементом правового регулирования религиозных процессов и отношений выступает статус юридического лица, который могут получить религиозные организации.

Статус юридического лица не только упорядочивает отношения граждан, создает определенный правовой порядок, но и является основой для легитимного решения важнейших духовно-нравственных и этнокультурных проблем, возникающих в процессе современной культурной унификации культуры в условиях мировой глобализации. В то же время, религиозный фактор служит унифицирующим признаком социальных общностей. Поэтому забота общества о гуманном, основанном на демократических ценностях государственно-правовом регулировании религиозной жизни страны – является важнейшим основанием для создания условий реализации права на свободу совести граждан РФ.

Перечень используемых источников

Всеобщая декларация прав человека. – Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах. – Принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.

Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. - Принята Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г.

Конвенция Совета Европы о защите основных прав человека и основных свобод. - Принята 4 ноября 1950 г. (с изм. и доп. от 19 марта 1985 г.)

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. – Принят 29 июня 1990 г.

ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.

ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г.

ФЗ “Об образовании” № 3266-1 от 10 июля 1992 г. в ред. № 102-ФЗ от 20.07.2000 г.

ФЗ “О библиотечном деле” № 78-ФЗ от 23 ноября 1994 г.

“Об основах туристической деятельности в Российской Федерации” № 132-ФЗ от 4 октября 1996 г.

ФЗ “О некоммерческих организациях”; ФЗ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.

ФЗ “Об общественных объединениях” № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.

ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста” № 122-ФЗ от 17 мая 1995 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Официальные документы и нормативные материалы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993, 25 декабря.

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России (в редакции 10 декабря 1992 г.). – М.: Советская Россия, 1993.

Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г. – М.: Советская Россия, 1991.

Конституция (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918, № 51.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: Принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года //Российская газета от 8 декабря 1994 г.; Российская газета от 24 февраля 1996 г.; Российская газета от 14 августа 1996 г.; Российская газета от 14 июля 1999 г.; Российская газета от 28 апреля 2001 г. № 84; Российская газета от 31 мая 2001 г., № 103; Российская газета от 26 марта 2002 г. № 53; Российская газета от 3 декабря 2002 г., № 229; Российская газета от 29 ноября - 6 декабря 2002 г. № 227; Российская газета от 14 января 2003 г. № 4; Российская газета от 15 января 2003 г. № 5.

Международные акты о правах человека. Сб. документов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2000.

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 39.

Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ // Российская газета. 2002, 27 июля.

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ // Российская газета. – 1995. – 17 авг. (В ред. Российская газета. – 2004. 31 авг. – № 188).

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993, № 19.

Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР: Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990, № 29.

О свободе совести и религиозных организациях: Закон Союза Советских Социалистических Республик от 1 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – М., 1990, № 12.

О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990, № 21.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16–П “По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года “О свободе совести и о религиозных объединениях” в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления"” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, № 51.

О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы: Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 // Российская газета. –1998. 16 июня.

О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 // Российская газета. 2001, 11 июля.

О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130 // Российская газета. – 1998. 12 февраля.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 256 “Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы” // Российская газета. 2004, 2 июня.

Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица: Приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 г. № 199 // Российская газета. – 2002. 31 июля. – № 140.

Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ “О проверке соответствия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" международно-правовым обязательствам Российской Федерации” // Российская газета. 1999, 22 апреля.

Об участии религиозных объединений в приватизации государственного имущества: Письмо Госкомимущества РФ от 1 декабря 1994 г. N ОК-6/10365 // Панорама приватизации. – 1995. – № 2.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. № 4547/02 // Вестник ВАС РФ. – 2002. – № 12 (в извлечении).

Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК от 20 января 1918 г. “ ” // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918, № 18.

О порядке проведения в жизнь Декрета “Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция): Постановление Народного Комиссариата юстиции от 24 августа 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918, № 62.

О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении: Постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. “ ” // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. IV. – М., 1970.

Обращение к гражданам // Вестник Временного Правительства. – 1917, 7 марта.

О свободе совести: Постановление Временного Правительства // Вестник Временного Правительства. 1917. Четверг, 20-го июля (2-го августа). № 109 (155).

Об отмене вероисповедных и национальных ограничений: Постановление Временного Правительства. // Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемых при Правительствующем Сенате. 1917, № 70.

Именной Высочайший указ, данный Сенату (Собр. Узак. 1905 г. Апреля 17, отд. I, ст. 526). – Об укреплении начал веротерпимости // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Том XXV. 1905. – Отделение I от № 25605 – 27172 и Дополнения. – СПб., 1908.

Высочайше утвержденное положение Комитета Министров (Собр. Узак. 1905 г. Апреля 17, отд. I, ст. 526). – Об укреплении начал веротерпимости // Полное собрание законов Российскоой Империи. Собрание третье. Том XXV. 1905. – Отделение I от № 25605 – 27172 и Дополнения. – СанктПетербург, 1908. – 26126. Апреля 17.

Свод учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий христианских и иноверных // Свод законов Российской Империи. Т. 11. Ч. 1.

Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений // Свод законов Российской Империи. Т. 14.

Монографии, учебные и научные издания, публикации

Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-право-вой институт // Вестник МГУ. Серия 11. (Право). 1999, № 1.

Александров Ю.А. Декрет о свободе совести. – М.: “Советская Россия”, 1963.

Бажан Т.А. Принцип свободы совести и законодательство России: Монография. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2001.

Бонч-Бруевич В.Д. Как печатались и тайно доставлялись в Россию запрещенные издания нашей партии. - М.: Б. и., 1924.

Бонч-Бруевич В.Д. Свобода совести в СССР // Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. – М.: Мысль, 1973.

Бурьянов С.А. Характер и пределы регулирования в сфере свободы совести в демократическом государстве // Право и политика (международный научный журнал). 2000, № 5.

Винников А.Б. Оттепель (1943 - 1960). (Часть 1) // Сибирская православная газета. «№ 1. – 2002 // http://www.ihtus.ru/112002/hi58.shtml.

Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. – М., 2000.

Возрождение свободы совести и ее защита: Руководство по защите прав человека. – М.: Московская Хельсинская Группа, 1999.

Волков Е.Н. Экспертная информация о феномене скрытого психологического насилия (сеть ИНТЕРНЕТ).

Вуд Д.Э. Право человека на свободу религии в исторической и международной перспективе // Религия и право. – М., 1999, № 1.

Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском Суде. – Краснодар: Издательский дом “Юг”, 2000.

Горчаков М.И. Церковное право. – Пг., 1916.

Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человекам и российское законодательство. Монография. – М.: НИМП, 2001.

Дозорцев П.Н., Дмитриев Ю.А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения // Юрист. – М., 1998, № 8.

Ерофеев К.Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. – СПб: Издательство: “Мирт”, 1999.

Законодательство о религиозных культах / Под общ. ред. В.А.Куроедова.- М.: Юридическая литература, 1969.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). – М.: Наука, 1967.

Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность: Социологические и исторические очерки.- М.: Наука, 1969.

Клочков В.В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). – М.: Политиздат, 1982.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И.Радченко. – М.: Норма, 2004.

Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев: В 2 т. – М.: Юристъ, 2001. – Т. 2: Защита прав и свобод граждан.

Конституционные права в России: дела и решения: Учебное пособие / Отв. ред. А. Шайо. – М.: Институт права и публичной политики, 2002.

Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. 1998, № 4 / 1999, № 1.

Красножен М.Е. Краткий очерк церковного права. – М., 1901.

«Краткая история возникновения и развития движения Христиан Веры Евангельской и Религиозной организации Российской Ассоциации Миссий христиан веры евангельской», за подписью Директора религиозной организации Ассоциации Миссий ХВЕ А.В.Байдаком. – Документ предоставлен в Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю для регистрации.

Наши рекомендации