Методология и теория исторической науки.
Методология истории – это учения о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Включает 3 основных аспекта, основывается на методах, научных принципах, подходах к изучению исторических фактов.
Методы:
1. сравнительный исторический (компаративный) метод. Предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве и времени, а так же в выявлении сходств и различий между ними;
2. системный метод. Предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразия типов связи в нем и сведении их в единую теоретическую картину;
3. типологический метод. Предполагает классификацию исторических явлений и событий на основе присущих или общих существующих признаков;
4. ретроспективный метод. Предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события или явления;
5. идеографический метод. Состоит в последовательном описании событий и явлений на основе объективных фактов;
6. проблемно-хронологический метод. Предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.
Теория исторической науки.
Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, на основе своих способностей, данных ему Богом.
Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми.
Для большинства отечественных историков дореволюционной поры более был характерен идеалистический подход. С распространением марксизма в России некоторые историки стали придерживаться диалектико-материалистического метода, который стал определяющим научным принципом в советский период.
- Античность.
Зарождение многих наук. Формирование первых моделей истории. Господство циклической модели из-за наблюдения за цикличностью природы.
В 1 веке до н.э. смена модели истории - линейная модель истории, то есть у истории есть начало, какие-то вехи, к которым мы уже не возвращаемся и возможен конец истории. (Гесиод). Переход связан с возникновением христианства (Библия).
- Средневековье.
Безальтернативное мировоззрение. Существование христианской модели.
Возрождение.
- 15 – 16 века.
- новое понимание роли человека в исторической науке
- новая «светская» периодизация всемирной истории, то есть :Античность – Средние века – Возрождение Античности.
- 16-17 века.
Новая веха истории Жан Боден: «Возрождение – это не восстановление Античности, а совершенно новый этап. Возрождение переходит в новое время».
- Просвещение.
18 век
Идея рационализма: мир можно познать, а затем преобразовать.
Понятие «цивилизация». Линейная модель: это дикость – варварство - цивилизация. Приходит новая периодизация всемирной истории. Линейная с прогрессистским мышлением. Появляется понятие «евроцентризм», то есть образец для развития мира – развитие Европы.
- Марксизм.
19 век.
Стержень развития – классовая борьба. Общество делится на эксплуатируемых и эксплуататоров.
Линейная модель: первобытность – рабовладельство – феодализм.