Лава 3 предусматривала ответственность за преступления против церкви, что ранее было объектом церковного законодательства.
равовое положение сословий по Соборному Уложению 1649 г.
середине XVII в. обнаружились крупные сдвиги в экономике русского государства. Однако в основе общественной жизни по-прежнему был феодальный способ производства. Наличие барщины, рост натуральных и денежных оброков с крестьян; стремительное расширение дворянского землевладения - все это тяжелым бременем ложилось на плечи крестьян и способствовало усилению классовой борьбы. Вот в такой обстановке и появилось на свет Соборное Уложение царя Алексея Михайловича - кодекс крепостничества.
23. Роль Соборного Уложения 1649 г. в развитии феодальной собственности на
землю.В 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве. В этой сложной ситуации был созван Земский собор, который продолжал свои заседания довольно долго. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора ("по палатам") посословно. Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.
Была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается Разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.
24 Крепостное право в XV–XVII вв. Соборное Уложение 1649 г. как кодекс
крепостничества.
Отличительная черта теории крепостного права, разработанной в трудах отечественных историков-юристов, заключается в признании большинством авторов неоднозначности правового статуса частновладельческих крестьян XVI - XVII вв. Отсутствие юридических критериев для определения сословных признаков многочисленных категорий сельского населения средневековой Руси в значительной мере способствовало целенаправленному отказу законодателя от четких дефиниций крепостного состояния применительно к объему поземельных и личных прав крестьянина, проживающего в пределах вотчинно-поместных земель . Концептуальная парадигма, выдвинутая историками-государственниками, отличалась методологической цельностью по отношению к вопросу о тяглом характере Московского государства. По мнению большинства сторонников государственно-юридического направления историографии, деспотическая основа российского самодержавия XVI - XVII вв. проявлялась в стремлении верховной власти добиться максимального использования материальных и человеческих ресурсов для укрепления обороноспособности внешних границ. Не последним соображением законодателя в пользу нормативного закрепления сословных обязанностей всех категорий населения стала возможность создания источника постоянных финансовых поступлений в казну, что способствовало формированию законодательно обеспеченной системы, позволяющей каждому подданному московских государей "тянуть" свои публичные обязательства "в меру его хозяйственных сил" .
головное право по Соборному Уложению 1649 г.
ложении 1649 г, было дано более широкое понятие преступлению. Под ним понималось всякое сопротивление царской воле нарушение предписании и правопорядка, установленного государством. Разграничивалась суть уголовного преступления и гражданского правонарушения.
лава 3 предусматривала ответственность за преступления против церкви, что ранее было объектом церковного законодательства.
Особое внимание в Уложении уделено
Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г. | |
|
27 Становление абсолютной монархии в России.
Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.
Усиление власти царя
1. Ослабление и упразднение сословно-представительных органов власти, ограничивавших власть царя (1653 -Последний Земский собор).
2. Изменение социального состава Боярской думы - введение в нее дворянства и думных дьяков (до 30%), самозабвенно преданных царю.
3. 1682 - Отмена местничества, как факт ослабления позиций боярства.
4. Рост приказной бюрократии - новый опоры царской власти.
Основные проблемы политического развития России в конце XVII в.
1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной.
2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привести его к единству введением института воеводства.
28 Государственный аппарат в период становления абсолютной монархии.
Установление абсолютизма в России. Бюрократический аппарат. Перемены в государственном строе в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п.
29 Судебная система при Петре I.
Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., после учреждения Юстиц-коллегия, надворных судов в губерниях и нижних судов в провинциях.
Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.