Организовалось правильное развитие действия.

Хор сатиров нужен был там, где легенда непосредственно повествовала о Дионисе. И, наоборот, в песнях о героях хор сатиров должен был все более И более заменяться другим хором, состоящим уже из иных участников: родственников, друзей, воинов или слуг героя. Они были такими же спутниками этого героя, как некогда сатиры — спутниками Диониса. Рассказывают, что народ выражал неудовольствие этим нововведением. Создалась даже пословица, относящаяся к новым хорам: «Дионис тут ни при чем» (то есть сказанное не относится к делу). Можно думать, что в этих мнениях находит свое отражение борьба вокруг рождающегося театра между аристократией и демосом: аристократия старается ввести трагедию, возникающую в тесной связи с культом Диониса, в русло своего влияния. Героическая трагедия, показывавшая деяния героев, от которых аристократия вела свое происхождение, могла, конечно, способствовать укреплению ее уже пошатнувшегося идеологического влияния на народные массы. Но помимо причин социального характера должно было сыграть свою роль и религиозное чувство греков, которое никогда не позволило бы им совсем отказаться от хора сатиров — это было бы оскорблением Дионису, отнятием принадлежащих ему почестей. Таким образом, пришли к некоторому компромиссу: в этой примитивной трагедии, сюжетом которой были деяния героев, сохранился и хор, состоявший из сатиров.

Вторым новшеством было превращение рассказчика в актера в собственном смысле этого слова. Прежде в дионисийских трагедиях рассказчик изображал или самого Диониса, или одного из его врагов.

В героических трагедиях рассказчик должен был изображать самого героя. Гораздо чаще он, вероятно, изображал последовательно несколько персонажей — героя, бога, вестника. Благодаря такой игре героический миф как бы оживал перед глазами зрителей.

Третье нововведение заключалось в установлении правильного развития действия. С течением времени отказались от импровизации. Роли хора и актера фиксировались заранее. Эти примитивные «устные» трагедии были составлены так, что песни хора заполняли почти всю трагедию. Действие оставалось еще очень элементарным, что было связано с несложностью сюжета и неумением разнообразить ситуации.

Надо думать, что первоначальная трагедия была все же несколько большей по объему, чем ее родоначальник — дифирамб.

По мере того как новый жанр завоевывал симпатии зрителей, стали разрабатывать более сложные сюжеты. Таким образом возникли большие лирические трагедии, части которых, однако, можно было еще легко отделять друг от друга. Подобно тому как актер исполнял последовательно несколько ролей, хор тоже мог представлять последовательно разные группы, например, спутников Лая, потом — сотоварищей Эдипа, далее — воинов Этеокла или Полиника.

Трагедия оказывалась составленной из нескольких эпизодов, которые порой обособлялись. Одной из таких частей, и именно последней, была сатировская драма, то есть веселая драма мифологического содержания, в которой хор обязательно состоял из сатиров. С течением времени установился обычай давать вместе четыре связанных одним сюжетом пьесы, одной из которых и была сатировская драма. Эти четыре пьесы составляли тетралогию.

Диалог в ранних трагедиях мог иметь различную форму. Он мог быть чисто лирическим и состоять из попеременного пения хора и актера. Чаще всего это был обмен жалобами, патетическими вопросами, стенаниями и криками скорби, из которых в дальнейшем возник коммос — плач классической трагедии. Иногда же хор пел один, а актер пользовался речитативом, приближавшимся более или менее к декламации. Или же, наконец, запевала-корифей выступал от имени хора, и тогда между ним и актером возникал настоящий диалог.

Различные усовершенствования, введенные в трагедию, были связаны с деятельностью первых драматургов. Однако по состоянию источников трудно с полной достоверностью сказать, что именно внесено каждым из них, не говоря уж о том, что имена некоторых драматургов для нас утрачены.

Сами греки считали, что трагедия многим обязана Феспиду (другая русская форма — Теспис), родившемуся в Аттике ок. 580 г. до н. э. Он выделил из хора особого исполнителя — актера, получившего название «гипокрит», то есть ответчик. Наименование актера «ответчиком» ясно показывает, что хор все время играл в трагедии активную роль. Но теперь могло уже быть диалогизированное пение, а не чередующееся пение солиста (обычно корифея) и хора. По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях.

В 534 г. до н. э. так называемый «тиранн » (единоличный правитель) Афин Писистрат, покровительствуя народному культу Диониса, организовал в Афинах первые официальные драматические представления, на которых и выступил с драмой Феспид. По-видимому, вначале Феспид не решился еще ограничить действие сатировских хоров, но с течением времени он дал явный перевес героическому элементу над элементом сатировским, и в конце концов последний стал существовать только в сатировских драмах, теперь целиком отделившихся от трагедий.

Гораций в «Послании к Пизонам» рассказывает, что Феспид разъезжал по деревням, договариваясь с тем или иным демом (сельский округ, пользующийся самоуправлением) о праздничном представлении. Своеобразная повозка служила, видимо, не только для хранения несложного оборудования, но и выполняла функции декорации. Подтверждением этому служат изображения на некоторых чернофигурных вазах повозок, имеющих форму корабля, поставленного на колеса. Подобные «морские колесницы» (carrus navalis) жили долгие годы. Они распространились по Средиземноморью до Рима, из Рима перешли в провинции, а позже появились на итальянских карнавалах, получивших отсюда свое название. Можно с уверенностью утверждать, что трагедия Феспида уже далеко ушла от первоначального дифирамба, но все же в ней не было диалога в настоящем значении этого слова или в лучшем случае употребление его было сведено до минимума. Почти вся трагедия состояла еще из песен хора и актера.

От произведений Феспида до нас дошли только несколько заглавий его пьес. Считают, что Феспид также ввел усовершенствование в одежду актеров. Гораций говорил, что в эту эпоху актеры мазали лицо винной гущей. Другие думают, что они употребляли белила, портулак, а может,— и маски из полотна.

О Фринихе дошло несколько больше сведений. Он был, по-видимому, самым знаменитым из драматургов — предшественников Эсхила. Фриних одержал победу на состязаниях трагиков на 67-й олимпиаде (512—508 гг. до н. э.). Плутарх называет его победителем еще и в 476 г.

С именем Фриниха связывают введение в трагедию женских персонажей, что, однако, некоторыми учеными оспаривается. Фриних считался хорошим поэтом, прекрасным актером и певцом. До нас дошли названия десяти его пьес. Две трагедии Фриниха — «Взятие Милета» и «Финикиянки»— отражали современные поэту политические события.

Первая пьеса изображала взятие Милета персидским царем Дарием в 494 г. до п. э. Афины не оказали ионийским городам необходимой помощи, и эта пьеса должна была показать судьбу Милета и объяснить ее как следствие неправильной внешней политики Афин. Геродот рассказывает, что при постановке «Взятия Милета» весь театр разразился рыданиями. Возбуждение, вызванное этим спектаклем, было столь велико, что власти присудили поэта к уплате штрафа в 1000 драхм 7 и запретили постановку его пьесы 8.

«Финикиянки», поставленные в 476 г. до н. э., прославляли Саламинскую победу. Хор в этой трагедии, по всей вероятности, составляли жены воинов, отправившихся с персидской армией на завоевание Греции. Можно думать, что эта трагедия состояла в значительной степени из жалобных песен хора и все еще напоминала старинную лирическую кантату.

Среди других предшественников Эсхила следует назвать Пратина, считавшегося создателем сатировской драмы, но писавшего также и трагедии. От одной его пьесы сохранилось тринадцать стихов у Афинея. Это, по-видимому, отрывок из партии хора. Автор ведет здесь с комическим пылом судебное дело против своей флейты. Однако он не требует полного устранения флейты, а желал бы только, чтобы она не заглушала его пения.

Примечания.

1. Греческое слово «эпос» и обозначает буквально «слово», «сказ», «повествование».

2. Гиганты — исполинские существа с чешуйчатыми драконовыми хвостами вместо ног, родившиеся от крови оскопленного Урана. Гиганты восстали против Зевса, но Зевс и другие олимпийцы в союзе с Гераклом перебили их всех до единого. Битва богов и гигантов («гигантомахия») — тема знаменитого фриза с алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.).

3. Кентавры — согласно греческой мифологии, полулюди, полулошади, которые вступали с людьми в дикие схватки (известна их битва с народом лапифов после свадьбы Перифоя) и в конце концов были перебиты Гераклом.

4. Все эти мысли изложены в дошедшем до нас в отрывках сочинении Ксенофана «О природе». Хотя по форме оно принадлежит к эпосу, сразу бросается в глаза коренное различие между эпосом Гомера и философским эпосом Ксенофана, который не стремится скрыть за изображаемыми событиями собственные мысли и чувства.

5. Учреждение самых знаменитых из общегреческих игр, олимпийских, предание относит еще к 776 г. до н. э.

6. Гипорхема — жанр греческой хоровой лирики, рассчитанной на сопровождение пляской.

7. Драхма — денежная единица Греции.

8. Причины наложения на Фриниха этого штрафа не вполне ясны; быть может, афинское правительство, понимавшее неизбежность столкновения с персами, но желавшее оттянуть его, сочло в тот момент неуместным и преждевременным призыв Фриниха к отпору персам.

Наши рекомендации