Организационно-методические указания. Направление подготовки
Б3.Б.9 ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки
081100 Государственное и муниципальное управление
квалификация выпускника: бакалавр
Уфа 2012
Составитель: к.и.н., доцент Яминова С. А.
Практикум составлен в соответствии с документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление квалификация «бакалавр», утвержденному Министерством образования и науки РФ приказом № 544 от 20мая 2010 г.
2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ «_____» __________ 2012 г.
3. Рабочий учебный план по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление утвержден ректором ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ
«21 » июня 2012 г. (протокол № 9).
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры истории и культурологии «27» августа 2012 г. (протокол № 1).
Рецензент: к.соц.н., доцент Игебаева Ф.А.
Ответственный за выпуск: и.о. зав. кафедрой к.и.н., доцент Семенова Л.М.
Общие положения
Учебная программа по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и определяет содержание и структуру дисциплины, последовательность изучения отдельных тем курса.
Актуальность изучения студентами основ своей будущей специальности обусловлена системой освоения обучаемыми первоначальных профессиональных знаний, навыков и умений, а также получения общего представления о специфике деятельности лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе.
Происходящие в настоящее время в Российской Федерации изменения в общественно-политической и социально-экономической среде требуют новых подходов и высокого профессионализма сотрудников системы государственного и муниципального управления. Россия объективно нуждается в конструктивных изменениях работы государственного аппарата. Российскому обществу нужны сегодня эффективные управленцы, способные решать непростые задачи в условиях глобализации, кризисов и конфликтов.
В сложившейся ситуации подготовка управленческих кадров для государственной и муниципальной службы приобретает особую актуальность. Будущие государственные и муниципальные служащие должны соответствовать требованиям времени. Формирование у них необходимых психологических и нравственных качеств, является объективным условием достижения успеха в процессе их будущей повседневной деятельности. Сегодня уже совершенно ясно, что этика общения государственных и муниципальных служащих, как между собой, так и с людьми интересы которых они представляют, играет важнёйшую роль в повышении эффективности выполнения ими своих должностных обязанностей. Практическая убеждённость в этом заставляет современных руководителей государственных и муниципальных учреждений тратить немалые средства на обучение персонала основам этики государственной и муниципальной службы. Для этого в рамках данной учебной дисциплины формируются представления об истории складывания и развития этического знания; вырабатывается правильное понимание сущности морали, ее функций и значения для нравственного формирования личности государственного и муниципального чиновника; обучаемые знакомятся со структурой и основными категориями этики вообще и этики государственной и муниципальной службы в частности; им прививаются навыков научного анализа социально-значимых проблем и процессов, умений в использовании методов общественных наук в различных видах профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Учебная дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы» реализуется и осваивается с целью формирования и развития у обучаемых знаний теоретических и практических закономерностей деловой этики и умений эффективного применения этических норм и правил поведения в будущей профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего, работника некоммерческой организации и т.п.
Основные задачи, решаемые в ходе преподавания учебной дисциплины:
- глубокое усвоение обучаемыми общепринятых норм регулирования этико–правовых отношений в государственном и муниципальном управлении;
- формирование и развитие у обучаемых умений разработки стандартов этического поведения современного чиновника, участия в решении вопросов регулирования отношений в различных сферах государственной и муниципальной деятельности;
- овладение обучаемыми деловой этики в работе с различными представителями бизнеса – клиентами, наемными работниками, конкурентами, партнерами, акционерами, поставщиками, а также представителями различных ветвей власти и общественности;
- овладение обучаемыми механизмом принятия этически грамотных решений;
- освоение обучаемыми методик оценки соотношения экономических, социальных, технологических и других задач управления с нормами этики.
Организационно-методические указания
На изучение дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» при очной форме обучения отводится 54 часа аудиторных занятий, из которых 28 часов составляют лекции, 26 часов практические занятия, из которых 10 часов деловые игры, 8 часов индивидуальные собеседования; 54 часа отводится на самостоятельную (внеаудиторную) работу.
Работа обучаемых по изучению дисциплины складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в практических занятиях, самостоятельной работы, включающей в себя подготовку к занятиям и зачёту, выполнения практических заданий и формирования навыков анализа социально-значимых проблем во время деловых игр.
В методическом плане необходимо учесть следующие основные положения, касающиеся отношения обучаемых к преподаваемой дисциплине:
1. Полнота и качество конспекта лекций– важный элемент характеризующий отношение студента к обучению. Конспект лекций– важнейшее, незаменимое средство хранения и систематизации информации. Существует ряд правил, которые следует рекомендовать обучаемым, выполнение которых сделает работу с конспектом легкой, удобной и эффективной:
− старайтесь вести записи аккуратно, писать разборчиво, чтобы потом можно было легко понять написанное;
− выделяйте основное (заголовки тем и вопросов лекций, определения важнейших терминов, формулировки методов, имена ученых и т.п.) другим цветом;
− во время конспектирования лекций сокращайте длинные или часто употребляемые слова и словосочетания, разработайте собственную систему условных обозначений;
− делайте записи свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них поправки, уточнения, дополнения;
− заведите в конце тетради словарь, в который заносите определения важнейших терминов.
2. Семинарские занятия – являются школой публичных выступлений обучаемых, они проходят в атмосфере свободного обмена мнениями, в форме живого и творческого обсуждения основных вопросов темы. Данная форма занятий должна носить проблемный характер и способствовать дальнейшему углублению и закреплению лекционного материала.
3. Практические занятия по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» предполагают решение конкретных практических задач поставленных руководителем занятия ещё накануне занятия в форме задания для решения в часы самостоятельной подготовки. Непосредственно на занятии задание следует решать с использованием экспертных методов повышения коллективного творчества обучаемых, в частности таких, как метод Дельфи, коллективного блокнота, мозгового штурма и других. Целью практических занятий следует считать закрепление навыка научного анализа социально-значимых проблем и процессов в сфере этики поведения современного государственного и муниципального чиновника. При этом необходимо ясное представление о способах и принципах функционирования органов государственной и муниципальной власти в условиях рыночной и смешанной экономики, методах решения социальных проблем, умениях делать выводы из полученной информации.
4. Деловые игры – являются методом имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем организации игры с обучаемыми по заданным правилам. Обучаемые в ходе игры принимают решения, опираясь на предоставляемую им специально подготовленную основу (план – задания на игру и исходные данные для её проведения в форме заданной обстановки и описания ситуации, распределения ролей и определения конечных целей). При этом каждый участник стремится к достижению лучшего результата в своих действиях.
Каждому обучаемому рекомендуется помнить, что ему постоянно следует психологически позиционировать себя не обучаемым, а работником того или иного реального органа государственной власти и/или местного самоуправления, политического института, общественной организации или бизнес-структуры.
5. Самостоятельная работа под руководством преподавателя - предусмотрена с целью качественной подготовки обучаемых к деловой игре. В ходе такого занятия должно быть достигнуто полное понимание обучаемым своей роли в предстоящей игре, уточняются приёмы и методы поведения в составе команды, а также формируется глубокое понимание существа проблемной ситуации. Поскольку особенностью одного из условий деловой игры по дисциплине «этика государственной и муниципальной службы» является достаточно уверенное знание положений основных руководящих документов по существу поставленной проблемы, то в процессе подготовки к игре обучаемые изучают законодательную нормативно-правовую базу. Преподаватель уточняет, определяет и направляет действия обучаемых, он отвечает на все возникающие вопросы, как по поводу организации предстоящей деловой игры, так и её содержанию.
6. Индивидуальное собеседование – целями этой формы занятия являются: промежуточный контроль в достижении результатов образовательного процесса по данной дисциплине, учитывая её сложность и важность, как с практической, так и теоретической точки зрения; формирование умения анализировать проблемные вопросы, решение которых опирается на уже полученные обучаемыми знания. Занятие предусматривает обязательную самостоятельную проработку возможных вариантов решения проблем, перечень которых выдается обучаемым заблаговременно до дня собеседования в форме вопросов. В часы занятия руководитель предлагает каждому обучаемому выбрать вариант вопроса, который является не простым и требует от него ответа не только по существу, но и по содержанию, с учётом собственного мнения обучаемого. Ответ на вопрос представляется в письменном графо-аналитическом виде на одном-двух листах, с последующим устным разъяснением представленного материала. Вопрос для ответа выбирается обучаемым так же, как билет на экзамене. Далее руководителем занятия определяется время для подготовки варианта ответа, а затем организуется индивидуальная беседа по существу и содержанию понимания вопроса обучаемым. Поскольку вынесенные вопросы являются проблемными в современной практике деятельности государственных и муниципальных служащих, то часть предложенных обучаемыми ответов по усмотрению руководителя занятия выносится для коллективного обсуждения.
6. Самостоятельная работаявляется основным методом глубокого и творческого усвоения содержания дисциплины. Самостоятельная работа обучаемых по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» включает в себя:
- текущую работу над учебным материалом, изложенным в учебниках, учебных пособиях и дополнительной литературе по заданию преподавателя;
- изучение и дополнение своих лекционных записей с использованием основной и дополнительной литературы;
- подготовку научных сообщений и докладов на семинарские занятия, научные семинары, конференции и заседания научного кружка в соответствии с заданиями ведущего преподавателя;
- подготовку политических и экономического информирований;
- выполнение письменных заданий и упражнений в соответствии с решениями ведущего преподавателя и ПМК;
- самоконтроль приобретенных знаний;
- подготовку к экзамену.
В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям обучаемым необходимо самостоятельно расширить полученные на лекциях знания. При этом обучаемым рекомендуется использовать как печатные, так и электронные публикации, научные издания и данные официальных статистических органов. При подготовке научных сообщений, связанных с описанием особенностей функционирования системы государственного и муниципального управления, политической и экономической ситуации в России особое внимание необходимо обратить на оперативную аналитическую и обзорную информацию, размещенную на рекомендованных Интернет–ресурсах.
По методической направленности внеаудиторную самостоятельную работу обучаемых можно подразделить на обязательную и дополнительную. Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде выполнения данных преподавателем заданий: анализа практики работы государственных и муниципальных служащих, выполнения творческих заданий при подготовке к семинарским занятиям; работы с текущей информацией о решениях органами государственной власти политических, экономических и социальных проблем; изучения и конспектирования основной и дополнительной литературы. Особое внимание при этом обращается на задания, связанные с умением определения эффективности профессиональной деятельности бакалавра/менеджера, поиском необходимой для семинара информации в средствах массовой информации и сети Интернет.
Дополнительная внеаудиторная работа по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы» связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием своей профессиональной подготовки путем решения заданий творческого характера (подготовка инициативных научных сообщений, рефератов, подготовки к индивидуальному собеседованию), выполнения научно-исследовательских работ (докладов на научных конференциях, конкурсных научных работ студентов).
В целях закрепления и расширения понятийно-категориального аппарата обучаемым рекомендуется в процессе изучения дисциплины сформировать словарь основных политических, экономических и правовых терминов, а также создать собственные критерии эффективности деятельности менеджера и перечень способов решения проблем в сфере взаимодействия государственной власти с общественно-политическими институтами и экономическими субъектами. Подобные критерии и перечень позволят повысить уровень усвоения учебного материала и степень формирования профессиональных навыков и умений. Помимо основных терминов в словаре необходимо отвести отдельный раздел для записи результатов анализа основных проблем в деятельности бакалавра/менеджера бизнес-структур органов государственной и муниципальной власти.
Практическое занятие 1