Организационно-методические указания. Программа преддипломной практики Направление подготовки Профиль 38.03.02

Программа преддипломной практики

Направление подготовки Профиль 38.03.02 «Менеджмент» «Управление человеческими ресурсами»
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения все формы обучения

Чебоксары

Белова Н.П., Блинова Н.С. Программа преддипломной практики. – Ч.: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации, 2015. – 30 с.

Программа преддипломной практики по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» составлена Беловой Н.П. и Блиновой Н.С. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 № 544, и учебными планами, утвержденными Ученым советом Российского университета кооперации от 26.06.2014 г., протокол № 7.

Программа:

согласована с кафедрой

___ ______________ 2015 г.

Заведующий кафедрой

обсуждена и рекомендована к утверждению решением кафедры от «___» ___________ 2015 г., протокол №____

Заведующий кафедрой

одобрена Учебно-методическим советом университета

___ ______________ 2015 г., протокол №…

Председатель

Начальник учебного отдела Е.А. Ширманова

Директор библиотеки Н.Г. Михайлова

© АНОО ВО ЦС РФ

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) «Российский университет кооперации», 2015

©Белова, Блинова 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи практики ............................................................................
2. Содержание и организация практики......................................................
3. Организационно-методические указания .............................................
4. Программа и содержание практики ...........................................................
5. Требования к оформлению отчета .........................................................
6. Форма итогового контроля ....................................................................
7. Критерии оценки итогов прохождения практики ..............................
8. Материально-техническое обеспечение практики
9. Рекомендуемая литература ...................................................................
Приложения....................................................................................................
   

Введение

Цель и задачи практики

Преддипломная практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке бакалавров в области менеджмента и предусматривает ознакомление и детальное изучение обучающимися объектов и видов будущей профессиональной деятельности.

Цель практикисостоит в закреплении, расширении, углублении и систематизации знаний, полученных при изучении дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов на основе изучения деятельности предприятия. Преддипломная практика студентов предусматривает закрепление и практическое применение полученных ими знаний по вопросам менеджмента организации, развития навыков самостоятельной работы в современных условиях.

Задачи практики:

- изучение социально-экономических показателей деятельности предприятия;

- познакомиться со структурой организации;

- понять особенности взаимодействия ее структурных подразделений;

- определить основные принципы и методы работы с персоналом;

- определить место, роль, основные функции службы персонала и ее руководителя в организации;

- изучение процесса управления человеческими ресурсами.

- изучения специфики деятельности на малых предприятиях;

Во время преддипломной практики студент самостоятельно осуществляет подбор необходимой информации для выполнения научно-исследовательских работ.

Содержание и организация практики

В программе подготовки бакалавра по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» важнейшее место отводится различного вида практикам, поскольку именно этот вид учебной деятельности студентов предоставляет возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций.

Преддипломная практика направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиля «Управление человеческими ресурсами» является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В процессе практики обучающиеся закрепляют теоретические знания, полученные во время обучения, приобретают в ходе практического обучения необходимые знания, умения и навыки, формируя тем самым общекультурные и профессиональные компетенции:

общекультурные компетенции:

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

- способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

профессиональные компетенции:

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

- способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).

В результате прохождения преддипломной практики студент должен:

Знать:

- основные теоретические положения в области управленческих и социальных наук;

- структуру и тенденции развития российской и мировой экономик, многообразие экономических процессов и их связи с другими процессами, происходящими в обществе и на рынке;

- законы развития и функционирования организаций;

- основные и специальные методы анализа информации в сфере профессиональной деятельности – управления организацией;

- принципы, технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений;

- методы организационно-экономического обоснования развития организации.

Уметь:

- реализовывать общие и специальные функции по управлению организацией;

- анализировать актуальные проблемы и процессы в системах управления;

- использовать методы менеджмента в различных видах профессиональной деятельности менеджера по оценке результатов деятельности организации и управления ею, расчета показателей;

- систематизировать и обобщать информацию, подготавливать справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать документы;

- разрабатывать и обосновывать варианты оптимальных управленческих решений.

Владеть:

- навыками развития управленческой культуры менеджера;

- навыками проведения диагностики систем управления в организации;

- навыками оформления управленческой документации;

- навыками профессиональной аргументации;

- навыками кооперации с другими специалистами и осуществления коммуникаций в организации.

Организационно-методические указания

Производственная практика проводится в 8 семестре (для очной формы обучения, по другим формам обучения согласно календарному графику учебного процесса).

Общий бюджет времени, отводимого на преддипломную практику, составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Учебно-методическое руководство учебной практикой бакалавров направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» осуществляется преподавателями кафедры экономики. В их обязанности входит:

· согласование организационных вопросов с руководителем практики от предприятия;

· индивидуальное консультирование по вопросам программы прохождения преддипломной практики;

· осуществление контроля за выполнением студентом программы практики.

После прохождения практики обучающиеся представляют на кафедру отчет о прохождении практики, оформленный в установленном порядке, защищают его руководителю практики.

Руководство практикой на предприятии осуществляют руководители соответствующих служб. В их обязанности входит:

- предоставление материалов предприятия, необходимых для выполнения программы;

- ознакомление с дневником и содержанием отчета по практике, подготовленных студентом, их заверение подписью и печатью;

- подготовка отзыва о прохождении практики на предприятии.

Обязанности студента в период практики:

1. Регулярное посещение практики.

2. Изучение информационно-аналитических материалов в соответствии с программой практики, их обобщение и систематизация, ежедневное изложение для формирования отчета о практике.

3. Неукоснительное выполнение правил внутреннего распорядка института.

4. Выполнение пунктов программы прохождения практики.

4. Программа и содержание практики

1. Внешняя среда деятельности предприятия.

Государственная политика в сфере предпринимательства. Поставщики. Покупатели. Конкуренты. Географическая, экономическая, политическая, правовая, социокультурная, инновационная, институциональная, международная, экологическая среда и др.

2. Внутренняя среда предприятия.

Организационно-правовая форма предприятия. Организационная структура. Система управления. Функции менеджмента

3. Информационное обеспечение управленческих решений по экономике

Сбор и обработка социально-экономической информации. Ведение отчетности на предприятии (бухгалтерской, налоговой, статистической, плановой, оперативной и др.). Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Плановая работа на предприятии. Участие экономической службы в принятии управленческих решений.

4. Анализ ресурсного потенциала предприятия как источник информации для принятия управленческих решений.

Основные фонды предприятия: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования (приложения 3-5). Оборотные средства предприятия: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования (приложения 6-7). Трудовые ресурсы, занятые на предприятии: анализ обеспеченности, оценка эффективности использования (приложение 8). Оценка ресурсного потенциала (приложение 9).

5. Управление персоналом на предприятии

Оплата и стимулирование труда работников на предприятии. Формы и системы оплаты труда. Анализ показателей по труду и заработной плате.

6. Управление финансовой деятельностью предприятия.

Структура и содержание деятельности финансовых служб; оценка результатов финансовой деятельности на основе бухгалтерской отчетности; расчет и оценка показателей финансового состояния предприятия, источники финансирования, методы управления финансовыми потоками и эффективность финансового управления в целом

Источники формирования доходов. Показатели доходов, их анализ (приложение 10). Состав и структура выручки предприятия (приложения 11-12). Расходы предприятия. Состав и структура расходов (приложение 13-14). Анализ себестоимости продукции (услуг). Финансовые результаты предприятия. Формирование финансовых результатов. Показатели прибыли и рентабельности, их анализ (приложения 15-16). Финансовое состояние предприятия. Оценка активов и пассивов, платежеспособности, деловой активности, финансовой устойчивости предприятия (приложение 17-22).

7. Конкурентоспособность предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия, его преимуществ и недостатков. Оценка позиций предприятия на рынке (сегменте рынка).

8. Обоснование потребности предприятия в экономических ресурсах (в основных и оборотных средствах, трудовых ресурсах).

9. Экономическое обоснование доходов (выручки) предприятия на плановый период.

10. Экономическое обоснование финансовых результатов предприятия на плановый период.

11. Стратегия развития предприятия.

Проведение SWOT, PEST, ABC и других видов анализа. Разработка стратегических ориентиров и программы развития предприятия.

12. Особенности управления человеческими ресурсами на предприятии

· Организация работы отдела кадров (персонала).

· Источники найма персонала.

· Порядок приема и увольнения работников.

· Обязанности администрации при приеме на работу рабочих и служащих.

· Требования, предъявляемые к профессиональному уровню работников. Организация процесса обучения персонала.

· Основные кадровые показатели: численность, состав и структура персонала по категориям, квалификации, стажу, возрасту.

· Расходы на персонал: расходы на оплату труда, среднемесячная заработная плата; расходы на обучение, переподготовку и др.

· Политика предприятия в области управления занятостью.

Отчёт должен быть составлен аккуратно, с выделением разделов и подразделов, иметь оглавление.

Структура отчёта включает:

• титульный лист (Приложение 1).

• содержание;

• разделы отчёта (в соответствии с программой практики);

• список использованных источников;

• приложения.

Наши рекомендации