Как проводить Феминистский фестиваль

made in Bergen

Все мы однажды сталкиваемся с необходимостью организовать массовое политическое мероприятие. Но как избежать типичных ошибок? Как избежать патриархальности, иерархичности, доминирования во время организации? Как не превратиться из правозащитника в помеху для движения, в захватчика политического поля?

Рассмотрим, по какой схеме действуют организаторы феминистских мероприятий в Бергене. Так координируются абсолютно все мероприятия 8-го марта, фемфестивали. Именно по этой схеме проводились юбилейные мероприятия к столетию феминизма в Норвегии в 2013 году. И, отступая от темы, этот способ неиерархической работы применяют все местные гражданские группы, все протесты.

Итак, как сделать феминистский фестиваль.

0. Убедитесь, что вы феминистка.

1. Создайте временный оргкомитет из ваших политических союзниц. Это могут быть только женщины. *

*см. пункт 0

2. Объявите учредительное собрание и опубликуйте информацию о дате, времени, месте в интернете на всех крупных феминистских площадках. Убедитесь лично, что все существующие рабочие феминистские группы вашего города получили приглашение. Создайте медиа-ресурс, мейл фестиваля. Попросите женщин присылать вам девизы для фестиваля. Если приглашение распространяется так, что о нём никто не знает, фестиваль не может считаться феминистским.

3. Каждое рабочее собрание может продолжаться 2–3 часа. Каждое собрание начинается с того, что все участники называют свои имена, политическую группу или сферу своей политической деятельности. В день первого – учредительного – собрания проведите выборы в оргкомитет. Мужчины на собраниях могут: представляться, готовить еду, подсчитывать голоса, быть в группе модераторов. Мужчины не должны пытаться захватить власть или влиять на ход работы собраний. Права голоса или слова на феминистских мероприятиях имеют только женщины.*см. пункт 0

4. На собрании составьте список рабочих групп. Это могут быть медиа-группа, концертная группа, группа конференции (занимается ин-ивентом и, в частности, делает детскую комнату), группа безопасности, кухонная группа (в идеале – веганская), группа демонстрации, финансовая группа и так далее. Лидерская группа будет заниматься координацией работой всех рабочих групп, контактировать с властями и выдавать награды фестиваля (кандидаты для награждения выбираются голосованием участницами лидерской группы, награжденные не могут быть из лидерской группы). Пусть каждая из участниц объективно оценит свои возможности, политический опыт и сообщит, что именно она будет делать и в какой группе будет работать. Мужчины могут быть членами рабочих групп, но не могут занимать в них лидерских позиций и не имеют права голоса при голосованиях. Созданные рабочие группы должны искать волонтеров через интернет или среди знакомых. В итоге каждая рабочая группа должна успешно завершить 100% взятых на себя задач. Если у вас другие планы – не имеет смысла выдвигать свою кандидатуру для участия в группе и вообще приходить на собрание. Исходя из прошлого опыта, определитесь с тем, сколько человек вы ожидаете на фестивале. Пустите по кругу лист бумаги для того, чтобы собрать мейлы для рабочей рассылки. После каждой рабочей встречи секретарь, ведущий во время заседания на компьютере хронику собрания (секретарь избирается каждый раз заново, в обсуждении не участвует), рассылает по сети и публикует отчеты о собрании.

5. Созовите второе собрание для разговора о бюджете и организационных проблемах, в том числе, у кого просить деньги для проведения фестиваля, а у кого — ни в коем случае денег не брать. Определите, какие ресурсы (помещение, материалы, техника, волонтеры, артисты, политики) вы можете получить бесплатно. Деньги на феминистский фестиваль в демократическом государстве могут давать левые партии, независимые политические организации, благотворительные организации, город, прогрессивные компании. Правые партии, диктаторы и союзники диктаторов, коррупционеры, антисоциальные и антигуманные бизнесы не могут быть спонсорами феминистского фестиваля. В любом случае, спонсоры не могут оказывать никакого идеологического влияния на фестиваль и о их участии нигде, кроме как в финансовом отчете (который публикуется после фестиваля), не упоминается. На втором собрании обязательно должна присутствовать активистка, которая будет работать с финансовой отчетностью. Лучше, если это будет профессиональный бухгалтер. Еще лучше, если это целая экономическая рабочая группа, но и одной активистки – достаточно. Поговорите о том, как медиа-группа готовит листовку и плакат. Листовка должна быть выложена в сеть в секретную группу организации фестиваля. Обсудите с группами еды и концерта их проблемы.

6. После собрания откройте банковский счет и отправьте письма с просьбой о финансовой поддержке возможным спонсорам. В письмах укажите свои банковские реквизиты. Те спонсоры, которые заинтересованы в том, чтобы ассоциироваться с борьбой за права женщин, поддержат вас и переведут деньги.

7. Направьте властям (город, полиция, пожарные) уведомление о предстоящей акции. Норвежская полиция традиционно перекрывает дороги, чтобы обеспечить безопасность феминистской демонстрации.

8. Рабочие группы договариваются с владельцами помещений, в которых планируется проводить фестиваль.

9. Созовите третье собрание, чтобы узнать, как идет работа групп и с помощью голосования определите, какие девизы из присланных за это время станут главными целями фестиваля. Определите главный лозунг фестиваля. Те, чьи лозунги побеждают во время голосования, обязаны сами сделать большие транспаранты (3-4 метра) для шествия. Других больших транспарантов во время демонстрации быть не может. Каждый активист, однако, может делать абсолютно любые плакаты. Мастерская плаката, проводящаяся утром перед демонстрацией, изготавливает плакаты с лозунгами фестиваля.

10. Голосованием определите активистку, которая будет вести фестиваль и что именно она будет говорить от имени фестиваля (речь базируется на выбранных девизах). А также кто еще будет выступать с речами и какие нужны «приглашенные гости» (иностранные активисты, известные политики, бизнесмены, артисты). Гостей выбирают, исходя из актуальных целей фестиваля, то есть по избранным девизам. Отправьте приглашения гостям (упомянув, что оплачиваете дорогу, питание и проживание).

11. Соберите четвертое собрание и обсудите достижения и проблемы рабочих групп. Голосованием утвердите программу фестиваля.

12. Медиа-группа еженедельно должна проводить политические акции, которые помогут оповестить всех женщин города о предстоящем фестивале. Раздавайте в учебных заведениях и на улицах листовку от медиа-группы и программу фестиваля. Клейте по всему городу стикеры-приглашения. Медиа-группа может также подготовить журнал, который будет распространяться на фестивале. Добивайтесь публикации статей и анонсов фестиваля в прессе. Делайте видео для ютуба и пишите про фестиваль в социальных медиа. Приглашайте людей в группу фестиваля.

13. Убедитесь, что в день фестиваля к вам направят хотя бы двух журналисток из официальных медиа. Окружите этих журналисток заботой, выдайте листовки и расскажите всё, что вы хотите увидеть в газетной статье или репортаже. Несколько человек должны быть заняты обеспечением комфортной работы журналисток – предоставлять им лучшие для съемки места, электричество, воду-еду (особенно если фестиваль многодневный) и всячески помогать. Обратите внимание журналисток на моменты, которые они могут не знать или не понимать. Предложите связаться с вами во время подготовки репортажа и дайте карточку со своими координатами. Убедитесь, что у вас на фестивале работает один, а лучше несколько опытных радикальных журналистов (женщин). Пиар-группа делает фото и видеохронику. Пиар-группа (женщина) пишет текстовый отчет. Пиар-группа аккредитирует мониторит прессу.

14. День фестиваля: Со сцены выступают только женщины. С мегафонами идут только женщины. Лидеры всех проектов только женщины. Мужчины могут рисовать и нести плакаты и транспаранты (утвержденные фестивалем) и быть в группе, обеспечивающей безопасность шествия. Мужчины могут участвовать в установке сцены, микрофонов, быть водителями машин. Женщины, впрочем, тоже всё это могут. Феминистский фестиваль не является политической площадкой для не-женщин, так как это форма борьбы с дискриминацией женщин. Феминистский фестиваль не предоставляет слова представителям класса угнетателей. Квир, транс и прочие гендерные активисты должны создавать свои политические площадки, а не захватывать женские.* В Бергене параллельно с организацией Феминистского фестиваля по тем же самым принципам организуется Гомо-фестиваль (недостаточно радикальный на сегодняшний день – как и феминистский).

* См. Пункт 0.

15. Во время фестиваля вручите символические награды за самые значительные феминистские проекты прошедшего года. Вручите главный приз фестиваля женщине, которая сделала нечто выдающееся. Подготовьте символические награды для всех, кто участвовал в организации фестиваля. Награды вручайте на финальном мероприятии фестиваля. Награды это способ обозначить направление развития феминистской идеи в городе, относитесь к этому крайне серьезно. Не забывайте о том, как важно петь феминистские песни. Перед пением надо раздать всем в зале или на демонстрации текст песни.

16. Соберите пятое собрание и обсудите совершенные ошибки. Обсудите статьи и отзывы, появившиеся в прессе и социальных медиа. Опубликуйте в интернете отчет о итоговом собрании и финансовый отчет. Это очень важно для будущего движения. Поблагодарите всех участников рабочих групп и всех, кто пришел на фестиваль.

17. Устройте вечеринку для организаторов, потому что это укрепляет аффинити. Очень хорошо, если после любого собрания все идут вместе в кафе или на прогулку. Дружеские отношения в группе предотвращают выгорание активисток.

Примечание.

Каждое локальное мероприятие (дискуссия, концерт, выставка, шествие, протест, митинг) в рамках феминистского фестиваля организуется по этой горизонтальной схеме в малой группе.

Кто такие эти героические норвежские феминистки и как они умудряются проводить свои фестивали на таком уровне? Кто за ними стоит? Это обычные женщины, которым от 14 до 75 лет. У них нет больших денег, крутых работ, роскошных дворцов и яхт. Это студентки, медсёстры, учителя, социологи, художники, музыканты, безработные, гражданские активисты. Иногда в собраниях участвуют одновременно мать и дочь. Самой главной ценностью бергенских феминисток является умение ценить достижения борьбы предыдущих поколений, работать над ошибками, временно объединяться, непримиримо отстаивать интересы группы – интересы женщин – и выполнять свои обязательства.

Наши рекомендации