Раб под руку со своим господином прохаживался. 11 страница. Царь – прежде всего человек, который будет раздавать имущество общинникам

Царь – прежде всего человек, который будет раздавать имущество общинникам. Поэтому зачем нам нужен царь? Т.е. были сторонники общины и сторонники монархии.
Аргумент сторонников монархии – монарх создаст боеспособную армию, которая будет в состоянии отразить атаки филистимлян. Царствовать необходимо евреям, для того, чтобы окончательно закрепится на отвоеванных землях. Вот так завязывается этот узел, который известен теперь в международной политике как «Палестинская проблема». 2 пришельца на финикийской территории начинают бороться друг с другом, эта борьба становится вечной. Израильское царство образуется не сразу, т.к. начинают спорить между собой северные и южные колена - от кого будет царь ?!
В итоге северные колена в 1020г выдвигают царем Саула. Он был выдвинут северными коленами под руководством Вениамина. Саул - первый еврейский царь, при нем образовалось Израильское царство, он был военным человеком. Основная его заслуга заключалась в том, что он упорядочил набор племенного ополчения и создал гвардию, такие отборные войска (мы бы назвали это гвардией), у них это называлось отборные левши – это такие стрелки, которые одинаково хорошо владели правой и левой рукой. Саул же впервые ввел деление страны на 6 округов, соответствующие первоначальному числу (чего???). Саул был очень успешным в борьбе с филистимлянами и вполне возможно, что филистимляне были бы разгромлены на территории Финикии, но неожиданно образовалась оппозиция, потому что южные колена не могли потерпеть такого унижения, что царь не из них. Южные колена постепенно готовят заговор против Саула. Давид стал главой заговора. Давид – зять Саула, несмотря на это он вступил в открытую борьбу с ним, Давид даже заключил договор с правителем Палестинского гос-ва Гео (или как-то так!?). И он атаковал Саула вместе с филистимлянами, т.е. в политике все средства хороши. В конце концов в одной из этих битв Саул погиб, и это означало несомненную победу юга. Южные колена поставили Давида на царство в городе Хивроне(??) – это южная Палестина. С этого времени начинается период особенно интенсивной экспансии евреев на территорию Палестины. В 995г. Давид берет сильно-укрепленный финикийский город Иерусалим, этот город был посвящен семитскому Богу вечерней зари Шалиму (??). Город этот хранил в себе большие тайные запасы пресной воды. Кроме того Иерусалим находился посередине, между территориями племен, туда могли приходить как северные, так и южные. Он был исключительно удобен в качестве военной, политической столицы. Поэтому сразу после захвата, Давид делает Иерусалим своей основной военной базой. Давид правит до 965г., со временем его правления из ополчения создается регулярные вооруженные силы, причем в состав этих сил входят и чужеземные наемники. Страна при Давиде делится уже не на 6, а на 12 административных округов, каждый из которых возглавляется начальником, непосредственно отвечающий за свой округ. При Давиде в Иерусалиме появляется центральный государственный аппарат, создается царский сектор экономики, налоговая инспекция, военная инспекция, институт советников царя. Интересно что, не Давид, ни его приемники не были царями-жрецами. Жреческие функции исполняло одно из еврейских коэн, Лелия(какое именно не слышно). Но такая систематизация государственного аппарата привела к тому, что Давид очень успешно оттеснил Палестину, распространил свою власть на территории нынешней Иордании и подчинил своему влиянию даже некоторые области к северну от Палестины. В это же самое время во время Давида, евреи начинают делать главным своим культом культ Яхве. В последние годы жизни Давиды против него устраиваются заговоры, восстания, один из мятежей возглавляется 3ьм по старшинству сыном Давида, которого звали Авессолом. Его мятеж был подавлен, потом будет еще 1 мятеж. Это безусловно свидетельствовала, что израильская элита хотела бы передать власть от стареющего уже Давида к одному из его сыновей. Но это удалось только после его смерти. В 965г. На престол вступил его младший сын Соломон, историческая датировка его правления 965 – 926 гг. Это историческая датировка выводится из тех сведений о Соломоне, которая сообщает книга Царств. И вот если следовать тому, что пишут в книге Царств, то мы видим, что Соломон был прежде всего дипломатом, он заключил большое количество международных договоров, был в дружеских отношениях с египетским фараоном, и видимо от него научился любить все блага жизни. Соломон был дипломатом по типу Иммонхотепа 3, у него был большой гарем. В состав этого гарема входила даже египетская принцесса. Дворец Соломона отличался роскошью, пышностью, особенно придворным церемониалом, Соломон провозглашается мудрым царем, которому повиновались люди. Но самым главным вкладом Соломона в культуру является строительство храма, первого храма в Иерусалиме, посвященного Яхве. Иерусалимский храм был построен в традициях финикийского храмового зодчества. Продолговатое четырехугольное сооружение, поставленное на возвышение. Храм был окружен двором и хозяйственными строителями. Находился близко к царскому дворцу. И самой главной частью храма была ниша, которая называлась Святая святых. Никаких следов Соломона там пока не найдено. Что касается государственной деятельности Соломона, то при нем царский двор требовал особенно больших расходов, поэтому Соломон установил единую налоговую систему, все государство было разделено на 12 подо… ?? (возможно регионы) налог. И как сказано в 3ьей книге царств: «И было у Соломона 12 приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его».
Каждый должен был доставлять продовольствие на 1 месяц. С население взималась натуральная подать, десятина с урожая и десятина с годового прихода скота. Деятельность приставников контролировал начальник приставников, к трудовым повинностям привлекался весь Израиль, но (???)

Тяжело эксплуатировались северные колена. Если северные были у власти, то тяжело было с южными… или наоборот. Именно это несправедливое отношение Соломона к северным коэнам стало в последствие причиной разделения Израильского царства. Какова же была социальная структура классического израильского общества при Соломоне. Вся страна подразделялась на сановников, жречество и народ земли. Большая часть земли относилась к народу земли – свободные общинники землевладельцы, члены отцовских родов, имевшие земельные участки, переданные по наследству. Народ земли главным образом податное население, которое выполняло все повинности, платило все налоги, иными словами это простолюдины. Жречество делилось на священников и левитов, левиты служили в храме, священники исполняли все необходимые ритуалы, а сановники – чиновники государственного аппарата, а так же военные, которые тоже были государевыми людьми.
В 926г. Соломон умирает, ему на смену приходит его сын Ровоам. И вот тут начинаются максимально неприятные для Израиля события. Когда Ровоам принял власть, то собрание Израиля (собрание знатных мужей Израиля) обратилось к нему с требованием уменьшить трудовые повинности и подать, особенно для северных колен. Вместо того, чтобы это сделать, Рововам неожиданно стал демонстрировать амбиции, что было не лучшим вариантом. Как сказано в 3ьей книге Царств, он ответил:
«Если отец мой обременял вас тяжким игом, тоя увеличу иго ваше, отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами(плеть с металлическими шипами)» Тем самым он дал понять, что будет только увеличивать налоги. Тогда раздался клич северных колен «какая нам честь в Давиде? нет нам доли в сыне Иесеевом; по шатрам своим, Израиль! »
«…по шатрам своим, Израиль!» - означал неподчинение северных колен власти Ровоама.
Следовательно, это было прелюдия к расколу. В 926г. Великое Израильское царство раскололось на 2 государства:
1) Северная стала называться Израиль, столица Самария.
2) Южное государство стало называться Иудея, столица Иерусалим.
Но была еще 1 сила, помимо царской власти, сановников, народа земли, которые принимала активную роль в жизни государства, это пророки. Начиная с 10 века, в Израиле происходят мощное пророческое движение. По еврейской традиции все пророки делятся на великих и малых. Их было так много, что их надо было как-нибудь делить. К великим пророкам относятся Исаия, Иеремия и Иезекииль. (имена пророков написаны верно)
Остальные пророки малые.
Что утверждают пророки? Почему они активизировали свою деятельность после раскола царства?
Пророки пытались объяснить почему, за что Бог послал Израильскому царству раскол. И они дали четкий и недвусмысленный ответ. «Раскол произошел за грехи Соломоновы, потому что Соломон веровал одновременно в Яхве и в финикийских Богов в Балу, и в Астарту »
А в Балу и Астарту верить нельзя, потому что жрецы Бала приносят на жертвенник детей. (финикийцы практиковали жертвоприношения детей) А это значит мерзость перед Богом. И вот то, что Соломон смешивал в своем сознании 2 культа, это вызвало ревность со стороны Бога Израиля. И вот эта ревность Бога стала причиной наказания. Отсюда пророки делают недвусмысленный вывод, что необходимо почитать только 1 Бога, который вывел еврейский народ из египетского рабства, т.е. Яхве.
Но нельзя упоминать имя Бога всуе. Стоит заменять его имя, так он делами занят. Пророки предлагают выход из положения в учреждении монотеизма, т.е. они предлагали считать Богом только Яхве, а остальных Богов израильтян считать не Богами, отказать им в статусе Богов. Поклоняться Богу надо в Иерусалимском храме, плюс в тех святилищах, которые во имя Бога созданы в других местах. Пророки выдвинули целую программу, как должна была устроена жизнь. В частности они очень ругали города, за то, что у них творится блуд и беззаконие и призывали уподобиться народу земли. В этом конечно сказывался определенный идеализм пророков, но это способствовало консолидации народа и тому, что евреи в своей религии очень сильно отделились от всех народов, проживавших на территории Египта, они просто обособились. Кроме того пророки в своих речах говорили, что Бог Израиля предпочитает правильное поведение человека всех жертвоприношениям.
Как сказано у Исаии: «Научитесь делать добро, ищете правды, спасайте угнетенного».
Говорит Яхве: «Тогда придите и рассудим».
А пророк Амос говорит: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших».
Значит, пророки сказали очень важные вещи, т.е. соблюдение этических норм для еврейского Бога предпочтительнее, чем обряд. Это действительно было новым словом в религии и духовной жизни всего человечества как такового. Из этих пророческих речений, впоследствии писаний, стала потихоньку складываться Библия, как священный канон монотеизма. Евреи заимствовали финикийский алфавит, и стали писать алфавитом наследников(??). Именно в еврейской культуре появляется такое понятие, как книжник, т.е. тот человек, который живет жизнью, описанной на свитке, который полностью предается книжной премудрости. И вот это книжнечество евреев, оно впоследствии привело к новому типу идентификации человека. Если до этого каждый человек отождествлял себя с местностью, где он живет или с родом, из которого он происходит. То теперь в Израиле человек начинает отождествлять себя с книгой, а именно с священным писанием, читая которое можно остаться евреем. Еврее это не тот, где живет, а тот кто читает священные писание, и тот, кто живет по законам, прописанным в Священной книге. Новый способ само идентификация, все остальное неважно. И только исходя из этого, из того, как он читает и понимает книгу, как он следует закону книги, человек может называться евреем. Канон священного писание формируется в период с 11-4 вв. на протяжении 7 столетий. Самый ранние книги этого канона связаны со временем перенаселения евреев в Палестину. Большая часть еврейского канона составлена в период с 9-6 вв.
И самыми поздними книгами являются книга Даниила и книга Экклезиаста 5-4 вв.
Для всякого иудея еврейская Библия делится на 3 части:
1)Тора или Пятикнижие Моисеево.
2)Писания.
3)Пророки.
То что можно назвать на иудейском законом жизни излагается в Торе, это главная часть, и она содержит самые важные для иудея 10 Заповедей для Моисея и 10 Законов Моисея.

31.10.2011 – Ксюша Г.

Священное писание иудеев

На Древнем Востоке не было религиозных воин. Не было враждебного отношения народа к богам другой страны. Напротив, любой завоеватель, который вторгался в чужой город, сразу же шел в главный храм этого города, для того чтобы просить благословения у местного бога. Чтобы местный бог этого завоевателя поддержал. Богам завоеванных стран приносились особенно пышные жертвы. После того как, бог помогал завоевателю, а это определялось по... Бога приглашали пожить в гостях: его статую забирали из главного храма своего родного города и перевозили в храм завоевателя. Там бога покоренной страны знакомили с богами страны победителя. Таким образом, никогда никто за всю историю цивилизацию на древнем восток не трогал чужих богов. Это важно знать, для того чтобы понять, что евреи переселившиеся в Палестину и Финикию на ряду со своим именным Богом Яхве почитали богов тех стран, в которых они поселились. То есть в период с 11 по 7 в. до н.э. древние евреи наряду с Яхве поклонялись Баалу, Астарте и др. финикийским богам. И, конечно, чужим богам обязательно должны были поклоняться цари, поскольку они селились на территории управляемой Баалом.

Соломон действительно веровал в Баалу и Астарту наравне с Яхве. Впоследствии еврейские пророки назвали именно эту двойную веру причиной распада израильского царства. Бог Яхве - ревнивый бог. Он возревновал избранный народ к другим богам и Израильское царство наказал. Расколол его на 3 части. Вот именно пророки, такие как Исайя, они положили начало той тенденции, согласно которой евреи могут веровать только в одного бога, бога Яхве, причем не называя его по имени (чтобы не тревожить его). Еврейские пророки фактически стали родоначальниками классического монотеизма, но весь еврейский народ не поверил и тогда. Он не уверовал до конца. Нужно было провести очень жесткую политическую реформу, стоящую народу многой крови, для того чтобы обратить евреев в строгий монотеизм. И такая реформа была проведена в 622 г. до н.э. Ее провел в Иудее, в южной части Палестины, царь Иосия. В 622 г. при строительных работах в Иерусалимском храме была найдена книга закона. В ней было

предписание: " Искоренить культы всех богов, кроме Яхве. Уничтожить все святилища и храмы, кроме Иерусалимского. Умертвить всех жрецов Баала и Астарты. И оставить только тех жрецов Яхве, которые служат в иерусалимском храме (разрушению подвергались также все храмы Яхве, кроме Иерусалимского. А те иудейские жрецы, которые противились уничтожению храма Яхве, уничтожались также безжалостно, как и жрецы других богов). Реформа была кровавая. Но в результате, на территориии Иудеи был внедрен полный и безусловный монотеизм. Культ Яхве существовал в одном единственном храме. И была проведена доктрина 1 Бог- 1 храм- 1 книга. Тогда же, при Иосии, начинается работа по систематизации книг ветхого завета, продолжалась до 3 в. до н.э. Священное писание иудеев, еврейской библией и ветхим заветом, могло возникнуть как единый текст только после реформ Иосии. Это означает, что евреи, как и др. народы древности, сперва были язычники, потом у них появился культ своего верховного бога Яхве, и только в 7 в. до н.э. они стали строгими монотеистами, пройдя через кровавую реформу. Они уверовали в единого бога, которого называли Адонай (Господь).

Структура священного писания. Оно делилось на 3 части:

1. Тора (означает "учение") и состоит из 5 книг ( датируются разным временем):

- Бытие (конец 6- начало 5 в. до н.э.; была обнародована в 446 г. до н.э.) В ней говорится о сотворении всего живого, человека и возникновении различных народов. Таблица народов, затем рассказ о 12 сыновьях Иакова, который имел второе имя Израиль. 12 сыновей стали родоначальниками колен еврейского народа, народа Израиля. Заканчивается книга историей Иосифа, младший сын Иакова, переселением всего семейства Иосифа в Египет.

- Исход просвещена жизни еврейского народа в Египте, выходу их из Египта, пророку Моисею. Самое главное - это 10 заповедей Моисеевых и законы Моисея, которые были

даны богом на горе Синай. Двадцатые главы книги - это основы Иудаизма как религии.

- Левит

- Второзаконие

- Числа

В последующих 3 книгах торы повествуется о странствованиях евреев по синайским пустыням, на пути в Палестину. Описывается порядок религиозной службы, дается указание по поводу совершения жертвоприношений, о справлении праздников, немного дополнительных законодательств. Поэтому первая часть Тора - учение, сост. из заповедей, которые должен исполнять приверженец иудаизма.

2. Писания - хроники, в которых рассказ. о войнах еврейского народа против финикийцев, против хананеев, описывается завоевание ханорамской деревни. Сюда относится:

- книга Иисуса Навина

- книга судей

- книги царств

В 1ой книге царств рассказывается о Соломоне и о строительстве иерусалимского храма. Во 2 книге царств говорится о расколе на Израиль и ..., и истории народа после этого раскола. В этот же раздел входят многочислен. тексты: псалмы, притчи - уходят корнями в шумеро - вавилонскую эпоху, где так же есть жанр молитв. Входят и новые книги: книга пророка Даниила 5 в. до н.э., книга Экклезиаста - самая поздняя часть 4 в. до н.э. Содержат элементы философии, мистики.

3. Пророки разделяются на больших и малых. Большие: Исайя, Иеремия и Иезакимиль.

Пророк Исайя жил в 8 в. до н.э. Именно он стал автором идеи Мессианства. Был убежден в том, что все беды еврейского народа закончатся тем, что Господь пошлет народу помазанники божьего, т.е. мессию, он будет нести мессианский суд, различать праведников и грешников. Исайя настаивал на строгом монотеизме, если народ будет поклонятся только своему богу, то он будет благосклонен. Курьёз: книги пророка Исайи создавались не только в 8 в., но и в 7 в. до н.э. Значит, что появилась школа пророка Исайи, последователи дополняли его книги.

2ой пророк Иеремия жил во время вавилонского перемирия. Его проповеди выражали уверенность в будущем возрождении и даже господстве еврейского народа. Точно также, 3й пророк Иезакимиль пророчествовал среди иудеев находившихся в вавилонском плену. Суть его пророчества в том, что еврейское государство будет восстановлено, будет восстановлен храм и народ будет жить в соответствии с заповедями Бога. Он говорит о грядущем равенстве иудеев и иноплеменников.

Есть малые пророки, такие как Осия, Амос, Михей и т.д. Это пророки разных времен. Они произносили свои проповеди и в 8 в. до н.э. Но они воздействовали на традиции гораздо меньше, чем большие пророки.

Окончательно текст еврейской библии оформился к концу 4 в. до н.э. - началу 3 в. до н.э.

Основы вероучения в иудаизме: 10 заповедей Моисеевых, изложенных в книге "Исход», главе 20.

Эти 10 заповедей имеют довольно определенного адресата. (Современные верующие думают, что они предназначены для всех людей, изначально это не так)

1 заповедь: "Я Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим". Это заповедь монотеизма. Каждый иудей должен почитать Господа Бога, который вывел их из Египта. Они называют его Адонай, или Шен.

2 " Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе и вверху, и того что на земле

и внизу, и что в воде и ниже земли. Не поклоняйся и не служи им, ибо Господь Бог твой ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до 3 и 4 рода, ненавидящих меня, и творящий милости почитающим заповеди и любящим меня". Бог не существуют в виде статуи, он всемогущий, живет в каждой точке пространства, он создал этот мир, он выше этого мира. Не может быть никакой службы изображению Богу. Исторические корни этой заповеди: иудеи хотели отличаться от тех народов, на территории которых они жили. А финикийцы поклонялись

изображению. Иудеи ввели запрет на поклонение изображению. Противопоставили свою общину другим народам.

3 "не произноси имя Господа своего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто

называет его напрасно". Это важная заповедь. Шен, или Адонай, по большим праздником можно называть Яхве. Когда ты называешь имя Бога, ты его зовешь, отвлекаешь его. Ему может это не понравиться. К нему нужно обращаться в чрезвычайный момент. Когда ты обращаешься к нему, ты овладеваешь им - это магия. Если ты называешь имя бога, ты можешь просить его о чем угодно, так как ты овладел им. Так что произноси его когда указывают традиции. Не смей произносить напрасно.

4 "Помни день субботний, чтобы святить его. 6 дней работай и делай дела свои, а 7й день суббота - господу твоему. Не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который из живущих твоих. Ибо в 6 дней создал Господ небо и землю, море и все что в них. А на 7й день почил. Посему он освятил этот день". Заповедь субботы. Нельзя ничего делать в субботу. Предписывается в этот день читать тору, богословские книги. Быть ближе к Богу. Суббота -7й день недели, когда меняются лунные фазы. Это астрономическое событие. При смене каждой фазы, люди особенно тревожны. Боятся, что луна уйдет и не вернется. С 14 по 28 - особые дни, считаются, что человека ждет опасность. В Месопотамии было слово Шапатту - полнолуние. Особо тревожный день, полно магии. Евреи заимствовали и получилось Шабат - каждый последний день седмицы.

5 "Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь Бог дает тебе". Очень важная для древнего человека. Они связывали свое благополучие с опытом предков. Ценили предков, слушались советов. Избежать опасностей с помощью опыта своих родителей. У евреев отцовский род, патриархи. Слушались старших.

6 " Не убивай". В египетских и вавилонских текстах говорится: "не убивай и не подстрекай никого к убийству". Здесь говориться, что просто сам факт убийства не должен совершаться.

7 "не прелюбодействуй".

8 " не кради".

9 " не произноси ложного свидетельства на ближнего своего".

10 "не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола, ни осла, ничего, что у ближнего твоего". Не завидуй.

Этими заповедями скреплялся Завет между Богом и еврейским народом. (Еврейский народ избранный, так как между ними и Богом заключен Завет)

Структура 10 заповедей. Они делятся на 5 и 5. 1е 5 посвящены отношению человека и старших. Начинается отношением с Богом, заканчивается отношениями с родителями. Последние 5 заповедей посвящены отношению между равными.

Эти заповеди адресованы только свободному мужчине еврейского происхождения. Они несут ответственность перед Богом за исполнение или неисполнение законов. В книге Реликт в главе 26 четко прописан адресат - сыны Израилевы.

Еврейская история полна множеством эпизодов, когда разрушили храм, когда их выселяли на чужие земли, потом гонения на евреев. Человек не может прийти в свой храм, синагога может быть не в любом городе, человек может не знать родственников до 7го колена. Ему остается только книга, чтобы отождествлять себя со своим народом. Понятие "дух, духовность" древнееврейского происхождения. Люди в эпоху гонений могли читать писание, это помогло выстоять им.

ИСТОРИЯ АССИРИИ

Еврейская и Ассирийская цивилизация в тесном контакте друг с другом. Есть много упоминаний об Ассирии в сочинениях еврейских пророков. Ассирия представала как ярый враг еврейского народа. Ассирийцы в глазах иудеев олицетворение жестокого насилия, постоянных жертвоприношений. Ассирия пример того, как не надо поступать. Стереотип: Ассирийцы с самого начала были жестоки, склонны к садизму. Жестокие войны, которые сажали на кол людей, сдирали кожу и развешивали ее. Это вздор, есть историческая причина. Ассирия - территория северной Месопотамии. Район предгорий, очень каменистый, здесь проходят торговые пути к армянскому нагорью, люди не могут прожить только земледелием, занимаются ремеслом, торговлей, войной. Всем понемножку. Сам ландшафт отличается от ландшафта южной Месопотамии. Здесь нельзя снимать по 2 урожая в год. Нельзя делать большие каналы. Почва не очень илистая, вода несет много камней. Им выгоднее всего перевозить металлы: олово, свинец, серебро.

В конце III - начале III тыс. ассирийцы успешно торгуют: легально и контрабандой. Денежным эквивалентом кроме серебра является еще и свинец. Могут расплачиваться также и оловом. Существуют как земледельческая община. Первые надписи Ассирийских правителей доходят от 21 в до н.э.- это династия Ура. Зародилась в последний век шумер. Главный город Ашшур. В честь главного племенного бога. Ассирийцы- смесь хурритов и семитов. На западном берегу Евфрата жили Семиты, на восточном - Хурриты (северный Кавказ). Не понятно с какого языка переводить Ашшур. Бог почитался в одиночку, у него не было пары, не было супруги. Городом управлял староста города, но полномочий у него больше чем у царя. Он был одновременно жрецом в храме Ашшура, городским администратором и военным вождем. Иногда также был судьей, председателем общинного совета. Общинный совет в любой момент мог сменить этого старосту на другого.

Кроме старосты города был также Лимму - (по гречески Эпоним) - человек, по имени которого назван год. Каждый год назывался у Ас. по имени какого-либо человека. Общинное собрание выбирало этого человека и его именем назывался год. Все знали, в год какого человека происходили те или иные события. Каждый год совет выбирал лучшего, достойнейшего, который сделал что-то для общины. Чтобы оставить память о нем назывался год. Существовал главный судья и главный казначей. Царем еще никто себя не называл.

Ашшур состоял из мелких поселений, во главе каждого поселения свой совет старейшин и свой администратор. Земледельческое хозяйство управлялось семейными общинами. Назывались усадьбы. Каждая усадьба имела неограниченное право владения своим наделом. Примечание: В Ас. в отличие от Южной Месопотамии очень рано стала

продаваться земля. Сделки с землей совершались быстро, с землей расставались легко. Но община имела право отказать покупателю, имела право на замену этого участка другим участком. Скупали землю богатые люди: торговцы и ростовщики. Долговая кабала. Заем часто выдавался под залог личности должника, или члена его семьи. В случае просрочки платежа, этот человек считался купленным за полную цену, т.е. рабом.

Все его имущество отходило к хозяину, т.е. ростовщику. Огромное кол-во форм закабаления человека.(Например, во время голода). Поэтому ростовщики и торговцы скупали земельные участки десятками. В руках богатых концентрировалось все больше земель. Общинные земельные фонды уменьшались. Владельцы земель строили имения, и т.к. царской власти как таковой не было, никто их ограничить не мог, земля была приобретена по закону. Они отказывались нести повинности. Заставляли работать на общественных работах зависимых людей, тех же рабов, зависимых крестьян. Ашшур превратился в место, где почти живут исключительно богатые. За пределами города жили рядовые земледельцы общинники.

Все изменилось в одночасье. В конце 19 в. на северную Месопотамию напал амарейский вождь Шамшиадат I (Солнце мое Бог Адат). Пришел в 1813 году в составе амарейских отрядов. Приходит в Ашшуру. Ничего не умеет кроме войны. Делит страну на военно-административные округа – это абсолютно новая структура.

В каждом округе стоит крепостная башня. Он объявляет призыв всех ассирийских юношей. Шамшиадат за короткий срок научил штурмовать крепости, долгой осаде городов, строительству фортификационных сооружений, в общем военному делу. И до 1781 г. (свержение Шамшиадата) Ассирия была полностью перестроена с мирных занятий на военную деятельность. С 18 в Ас. постепенно перестраивается на военную организацию общества. Шамшиадат был побежден царем Хамурапи в 1781 году, но та структура общества, которая была им основана, впоследствии оставалась. Ас. была разделена на 2 партии (2 политические группировки), каждая из которых пыталась выставить своего правителя.

1 партия – партия жречества. Они хотели, чтобы большая часть денег шла на обеспечение храмов и храмовой администрации.

2 партия - партия воинов. Они за то, чтобы все деньги на войну и на прокорм армии.

Эти группировки были равноправны.

В 15-14 веках ситуация меняется. Ассирийцы становятся активными участниками мировой политики. Они участвуют в разгроме хуритского государства верхней Месопотамии, заключают братское соглашение с египетским фараоном и задумывают нападение на южную Месопотамию, на Вавилон. Этот период - период 1ой ассирийской экспансии.

Несколько волн экспансии. Бывают период затишья.

С 18-15 в. затишье.

14-11 в. идет 1ая волна ассирийская экспансии

11-9 в. затишье. Время прохождения арамейских племен.

9-7 в. 2ая волна экспансии. Приводит к созданию 1й в мире империи – Ассирийской империи.

Ксюша Л. – 1 часть

Катя Г. – 2 часть

12.11.2011 - Женя

Культура Месопотамии в Новоассирийский период.

Ассирийская культура во многом была наследницей и продолжательницей культуры Шумера и Вавилона (прежде всего, следует сказать, что ассирийцы заимствовали вавилонскую клинопись, которые в отношении письменности были учениками шумеров). Однако в ней есть собственные характерные черты, которые стали особенно заметны, когда Ассирия стала империей.

Наши рекомендации