Раб под руку со своим господином прохаживался. 9 страница

Вот происходит такой великий культурный переворот, и появляются предпосылки для возникновения новых форм культуры. Если говорить о финикийской религиозности, то она была весьма своеобразна. Финикийцы верили царю ? , что основой религии должно быть жертвоприношение. И не скупились на жертвы. Зафиксированы жертвоприношения людей, детские жертвоприношения, но еду приносили в жертву очень редко, например, тогда, когда городу грозила смертельная опасность, осада со стороны противника, нужно было выманить противника, вымолить прощение. В этом случае, на городской стене могли принести в жертву первенцев знатных людей города, вплоть до царской семьи. В остальных случаях, финикийцы применяли человеческие жертвоприношения, детские в том числе, по отношению к ?, это были первостепенные жертвы. Финикийская и палестинская религия, конечно, была языческая, классический политеизм. Главным богом семитов был бог Эл, бог первопредок Эл. Считалось, что он породил все поколения богов. У него был сын, первенец, которого звали Баал. И именно Баал во 2 тысячелетии был основным почитаемым богом всех финикийцев и палестинцев. Баал в переводе означает "господин, владыка". Это бог облаков, и дождевых туч, бог водного орошения, бог личный покровитель царя, бог власти как таковой. И все славные жертвенники, которые существовали на тер-рии Финикии и Палестины в 3-2 тысячелетии - это жертвенники Баалы. У Баалы была жена, которую звали Анат.

Но были и такие маленькие божки, у которых были собственные храмы и города. Особенно важно упомянуть Шахару и Шалиму. Это 2 бога утренней и вечерней зари. В честь Шалиму был построен храм, вокруг которого впоследствии возник город Иерушалим (построен в конце 3 тыс., финикийцами, посвящен Шалиму). И как все финикийские города, он возник естественным путем, т.е. он возник вокруг своего глубокого колодца, в котором была вкусная пресная вода. И местонахождение этого колодца тщательно скрывалось от чужих, чтобы чужие не отравили воду. И вход в этот колодец шел через стену городскую и через главный храм. Это было потаённое место, поэтому Иерусалим - это место, которое с самого начала хранит тайну, эта тайна вода. Поэтому можно сказать, что все те города, которые впоследствии будут древнееврейские, они поначалу были финикийские, принадлежали западно-семитским городам- государствам и были посвящены главным богам финикийцев: Баалу, Анат, Шахару и Шалиму, Хадату, Дагану (богу земледелия), Пусар и Пусас (бог мастеров).

Т.о. происходило становление финикийской религии, которая поначалу была обычной политеистической, а потом закончилась на культе одного бога Баала и его семьи. Возникает мифология Баала, жречество Баала. Это для нас важно, т.к. впоследствии евреи, пришедшие в Палестину, начинают видеть в Баале своего конкурента, начинают с ним бороться. Начинается борьба между Баалой и Яхве.

24.10.2011 – Катя Л.

Хетты были одним из самых загадочных народов в древности, вплоть до 1015 года до н.э. В Библии упоминается народ хинтеев. Известно, что этот народ хинтеев жил в Северной Палестине, но Библия ничего не знает о государстве хинтеев. И это совершенно неудивительно, т.к. библейские мифы начинают составляться только с 9 века до н.э., а хеттское царство прекращает свое существование уже концу 12 в. до н.э. Именно поэтому Библия ничего не знает о хеттском царстве, хотя знает о существовании этого народа. Во времена, когда создавались первые мифы Библии, хетты уже рассеялись в разные стороны из своего царства, в частности, одна группа хеттов отправилась в Северную Палестину. И они остались там жить, заниматься скотоводством, заниматься торговлей. Уже в этом состоянии хетты предстали Древнему Вавилону.

В начале 20 века, в период с 1906 по 1913 года, на территории Малой Азии, т.е. современной Турции (тогда это была Османская Империя), германская экспедиция под руководством Г. Винклера обнаружила на холме с турецким названием Богазкёе следы отдельных зданий, а под холмом был обнаружен царский дворец. Через 7 лет раскопок стало понятно, что была обнаружена древняя столица хеттского царства, город Хаттус. В этом городе Хаттусе, находившемся под этим холмом, был найден большой клинописный архив. Винклер и его сотрудники были поражены тем, что тексты из этого архива написаны клинописью одного вида, но на разных языках. Аккадский язык обнаруживался сразу (он был достаточно хорошо известен), но в богакёйском архиве присутствовали тексты на неизвестных языках. Необходимо было установить, что это за языки. Такая работа находилась уже не в компетенции Винклера, она была проделана в 1915 г. чешским ученым Беджрихом Грозным (я тоже в шоке от имени, ребенок ,видать, нежданный был). К 1915 году Грозный был один из самых крупных ассириологов мира, ему принадлежало несколько монографий по шумерологии, он первым стал замечать денежные системы Древней Азии. Потом он написал работу о зерне, затем - о шумерской мифологии. Короче говоря, за ним числилось 3 монографии, но тут он, прекрасно подготовленный по ассириологии, знавший египетский и древнееврейский языки, столкнулся со сложной задачей. Ему нужно было определить, к какой языковой группе относятся хеттские языки. Грозного выручило его знание индоевропейских языков (он знал еще греческий, латынь, санскрит). Грозному ничего не стоило сравнить языки. Он видел хеттское слово «ватар» и думал, что оно похоже на немецкое слово «Wasser», на славянскую воду. Скорей всего, это означает «вода». Потом он увидел хеттское слово «хантик» и сообразил, что, скорей всего, оно похоже на греческое «антик», что означает «прошлый». Затем он увидел хеттское слово «пуру» и подумал, что оно похоже на «тюрос» (греч.). Таким образом, путем простого сопоставления похожих слов Грозным было получено 20 слов с их значениями на хеттском языке. Но он пошел значительно дальше простого сопоставления слов, он стал сопоставлять грамматические формы слов, а для этого ему нужно было составить обратный словарь хеттского языка. Он взял все окончания, все грамматические формы, и создал такой обратный словарь. И выяснилось, что хеттские грамматические показатели очень хорошо соотносятся с балтийскими языками, санскритом и латынью. После того, как на лексическом и грамматическом уровнях было доказано родство хеттского языка с индоевропейскими, Грозный сопоставил идиограммы, которыми писались некоторые хеттские слова, со значениями этих идиограмм на шумерском и аккадском языках. И получились те же самые значения. Таким образом, было доказано, что хеттский язык относится к индоевропейским языкам. Никаких сомнений у ученых монографии Грозного на эту тему не вызвали, потому что все было простейше доказано. Но оставались еще кое-какие загадки.

Дело в том, что, помимо хеттского языка богазкёйские тексты были еще написаны и на други языках: на лурийском, на полайском, (в этом месте Емельянов хихикнул и сказал:»Вот уж совсем экзотика!») и даже был найден 1 трактат на индоарийском языке. Впоследствии было установлено, что лурийский и полайский тоже индоевропейские языки. И все, в общем , были довольны, потому что стало ясно, что строй у этих языков общий, и, если сопоставлять между собой формы текстов, то можно получить очень много похожего. Но потом обнаружилась еще одна загадка: в этом архиве были найдены тексты на совсем не индоевропейском языке. Этот язык назывался хаттским, язык хаттов. Впоследствии оказалось, что хаты – это кавказский народ, язык которого связан родственными узами с современными абхазским и адыгейским. Прибавить к этому нужно еще тексты на аккадском языке. Тепер мы понимаем, что в составе богазкёйской библиотеки были тексты на 7 языках. Иногда это были билингвы, на них одна строчка была написана по-аккадски, другая - по-хеттски. Аккадский язык знали довольно прилично, так что можно было догадаться, что тексты означают. Потом, когда стали знать хеттский язык довольно прилично, столкнулись с другой сложностью: одна часть текста написана по-хеттски, другая – непонятно по-каковски (выражение Емельянова, я тут ни при чем). Выяснилось, что это хурритский язык. Хуриты – это северокавказский народ. Их язык близок к чеченскому. И вот при исследовании этого архив выяснилось, что на территории хеттского царства жили, не трогая друг друга, кавказские народы (хуриты и хатты) и индоевропейские народы (хетты, лурийцы, палайцы). Потом туда пришли индоарийцы. И, наконец, там жили семиты, аккадцы и ассирийцы. Такое пестрое население и стало причиной возникновения хеттского государства. Уже с 1920-х годов началось систематическое изучение хеттской истории, появилась наука хеттология, которая вошла в состав ассириологии.

Но сюрпризы на этом не закончились. Оказалось, что хетты, помимо клинописи, заимствованной у аккадцев, писали еще и иероглифами. Нашлись наскальные надписи, которые были выполнены лурийской иероглификой. В Малой Азии есть несколько рукописных архивов и большой комплекс наскальных надписей, сделанных в иероглифах. На сегодняшний день были найдены около 25 тыс. документов. С помощью них можно выяснить, что представляло собой хеттское царство.

География хеттского царства.

Хеттское царство находилось на территории Турции (Малая Азия). Это регион мелководных рек, но зато этот регион примыкает к морю. Здесь всегда были приморские и внутренние районы (капитан Очевидность). В приморских районах занимались морской торговлей, торговали льном, оливковым маслом, фруктами, здесь были рабские рынки. Эта часть Малой Азии в древнейших хеттских текстах называлась Милавандой. На территории Милаванды находились такие поселения, как виллуса и труйса (которые у Гомера будут называться Вилоя и Троя). Это очень древние малоазиатские поселения, в которых семиты жили вместе с индоевропейцами, и которые жили исключительно за счет морской торговли с/х продуктами. Напротив, внутренние районы Малой Азии являются преимущественно горными районами, почва там каменистая, но зато там располагаются залежи полезных ископаемых. Главная гордость Малой Азии – это железо. Именно Малая Азия стала центром распространения железной руды, железных орудий по всему миру. Но произошло это не ранее 14 века до н.э. До 14 века хетты и все народы Малой Азиидержали в строжайшей тайне существование железной руды. Жители хеттского царства чрезвычайно гордились тем, что они обладают железом, но они совершенно не понимали, что им делать с железом. Из желез делались троны, скипетры, различные украшения. Железный трон и железный скипетр – это 2 важнейших символа царской власти. В северо-восточных районах Малой Азии можно было добывать олово, а олово было более близко к человеку тех времен, потому что сплав меди и олова давал бронзу. Следовательно, северо-восток Малой Азии обогащался за счет изготовления и массовой продажи бронзового оружия. Из этого можно понять, что Малая Азия географически и по составу полезных ископаемых была чрезвычайно неоднородной. На западе занимались сельским хозяйством, в центре и на востоке занимались в основном горны делом и выплавкой металла. Здесь возникает следующий вопрос: когда на эту землю ушли индоевропейские народы? (а вот у меня след. вопрос: почему у меня не возникает таких вопросов, как у Емельянова???) Мы достоверно знаем, что в конце 3 тысячелетия в Малой Азии жили многочисленные купцы семитского происхождения (ассирийцы и аккадцы). Аккадцы поселились в Малой Азии в 23 веке до н.э., их туда привел Саргон Аккадский. Впоследствии туда же подтянулись ассирийцы. И на территории Малой Азии к концу 3 тысяч.-началу 2 тысяч. стали возникать объединения торговцев, торговые города государств. Самым заметным из этих городов был Каниш (у него есть и другое название – Несу). Этот город управлялся купцами (там не было царя). В городе существовал свой устав, согласно которому жители должны взаимно помогать друг другу. В случае, если человека, гражданина этого города, поймают с контрабандой, то остальные должны прийти ему на помощь и выкупить его. Но для того, чтобы его выкупили, этот человек не должен выдавать начальников торговых караванов. Каниш был городом контрабандистов, оставивший богатейшую переписку. Известно несколько сотен документов хозяйственного или имущественного характера. Примерно в 19 веке на территорию Малой Азии приходят хаты, а затем хурриты. Хатты и хурриты – это 2 кавказских народа. Они как раз к этому времени мигрируют в Малую Азию. И когда хаты и хурриты приходят, то от самоуправления Каниша ничего не остается. Города торгового типа терпят бедствия, потому что хаты и хурриты живут преимущественно войной, и соблюдать правила уставов торговых городов они не хотят. Затем туда приходят индоевропейцы. Но вот откуда они приходят – большой вопрос (опять!). Ученый-балканист Л.А. Киндеев полагал на основе некоторых данных, что хетты жили на Балканах с конца 4 тысячелетия, причем, жили они на территории нынешней Болгарии. Потом они постепенно переселились в Малую Азию и с начала 2 тысячелетия сали там жить. Но эта гипотеза принимается не всеми учеными. Однако, это единственная возможная гипотеза.(а здесь Максим чихнул. Видать, и впрямь хетты на Балканах жили)

Итак, к 19-18 векам мы имеем на территории Малой Азии союз нескольких народов. Это 2 кавказских народа, индоевропейцы, хетты и семиты, которые жили там до этого. Все эти народы стали основателями нескольких крупных городов. Это города Ханда, Турса и Хаттека, который на много столетий стал столицей этого государства. Эти города постоянно соперничали между собой, но в конце концов победил Хаттека. Как же все начиналось? Когда мы произносим этническое название «хетты», мы совершенно забываем (ага, именно «забываем»), что сами себя они называли «нессики» от названия города Несу, из которого они происходили. Говорили они на несситском языке, который мы называем хеттским. Свою страну они называли «страна Хатти».

История хеттского государства делится на 4 периода:

1.Дохеттское царство во время владычества Амитта. Амитта – это царь, время правления которого совпадает с правлением Хамураппи (1792-1750). Он правил в городе Куссави. Амитта прославился тем, что он покорил город Пурусхангу, сделал Усару столицей своего государства и оставил первую в Малой Азии царскую надпись, так называемую надпись Амитты, в которой он рассказывает о своих военных походах. Именно Анитта и его преемники были могущественными государями, правившими Усарой. Затем на смену им прищел царь Хактусидус. Он перенес столицу из Усара в Хактус, поэтому и стал называть себя Хактусидусом.

2.Древнехеттское царство (1650-1500). Древнехеттское царство – это период укрупнения Хактудской монархии за счет завоевания земель к северо-востоку от Малой Азии и за счет покорения Месопотамии. Самым ярким событием этого времени является поход Мурсили I на Вавилон. Мурсили 1 в 1595 году осадил и захватил (поработил, МУХАХА) город Вавилон вместе с Хассидой. Тогда хетты унесли большую добычу, и некоторое время власть хеттов распространялась на Вавилон.

3.Среднехеттское царство (1500-1350). Про среднехеттское практически ничего не известно, т.к. нет источников, из которых можно было бы что-либо узнать.

4.Новохеттское царство (1350-1200). Самым главным событием во внешней политике новохеттского царства была война с Египтом за земли возле Сирии. Эта война закончилась заключением мирного договора между Рамзесом 2 и и Хаптусилисом 3. Мирный договор 1361 года по созданию единой системы безопасности и сотрудничества между Египтом и хеттским государством.

Хеттское царство было разрушено народами моря, которые пришли со стороны Средиземного моря. Один из народов, разрушивших хеттское царство – мушки, а другой народ – каски. Мушки – это индоевропейское племя, которое дошло до Закавказья и смешалось там с местными хурритами и урартами. Именно мушки дали населению этой части Закавказья свой язык. Язык мушков стал армянским. Мушки – межвековые предки армян, но не этнические предки. Этнические предки армян – хурриты и урарты. Что же касается каски, то часть из них пошла в восточное Средиземноморье, а другая разбрелась по Малой Азии.

Итак, это основные вехи внешнеполитической истории хеттского государства.

Утройство общества хеттов

Хеттское царство было монархией, но особенность этой монархии в том, что правит государством не только царь, но и его семья (жена и наследные принцы). Вторая особенность хеттской монархии в том, что царь после смерти обожествлялся. Пока же царь правил, он подчинялся нескольким инстанциям, которые контролировали деятельность семьи монархов. Что же это были за инстанции? Наряду с царской властью, органом коллективного самоуправления хеттов был так называемый пасбус. Пасбус – это народное собрание, в которое входили только боеспособные мужчины. Пасбусом руководил совет доверенных лиц царя, который назывался турья. Эти 2 инстанции наводили на царя постоянный страх, потому что пасбум имел полномочия сменить царя. Пасбус же принимал решения о том, кого назначить следующим царем, потому что у хеттов не было прямой передачи власти от отца к сыну. У них все было гораздо сложнее: царь, почувствовав себя немощным, предлагал несколько кандидатур своих преемников пасбусу на выбор. Пасбус начинал думать и, как правило, заканчивал думать ко времени смерти этого царя, после чего именно пасбус выдвигал кандидатуру следующего монарха. Обычно выдвигали либо сына, либо зятя, либо брата жены. Хетты предпочитали мужчин на престоле. Пасбус следил за тем, насколько добросовестно царь выполнял свои обязанности. Главная обязанность хеттского царя была именно ритуальная, военная – во 2 очередь. Если царь перед военным походом не совершил необходимый ритуал, это могло стать выражение недоверия к данному царю. Почему ритуальные обязанности царя были для хеттов важнее, чем военная обязанность? Дело в том, что невозможно отправляться на войну, не покормив богов. Это заранее обреченная ситуация, потому что некормленые боги не станут помогать в сражении. Именно поэтому хеттам было так важно совевременное и очное исполнение царских ритуалов. Ни от одной культуры Древнего мира до нас не дошло такое количество ритуальных текстов, как от хеттов. Весь календарный год был расписан строжайшим образом: царь должен вместе со своей семьей принимать участие во всех ритуалах.

Социальная структура хеттов.

Главный социальный слой хеттов – воины-конники. Это могли быт конники-всадники, конники-колесничие, их жизнь обязательно должна была быть связана с лошадьми. Они составляли элиту хеттского царства.

Далее шли ремесленники, жрецы, общинники, рабы. У хеттов была необычная фора социальной стратификации, и связана она с 2 повинностями, которые должны были выполнять хеттские граждане. Одна из этих повинностей называется сахан, а другая – лутцы. Сахан – это натуральная повинность. Каждый житель общины, тот, кто работает на своем участке, должен отдать часть своего урожая царю, дворцу, храму. Размер этой часть устанавливался специальным законом. Лутцы – это трудовая повинность. Человек мог быть взят на с/х работы на храмовой земле и др. Все население хеттского царства было четко разделено на 2 части: те, кто входил в элиту общества, были освобождены от саханы и лутцы. Эти люди назывались освобожденными. В это число входили жрецы, воины элитных подразделений, чиновники. Вторая половина страны – это те, кто выполняли свои повинности. От государственных повинностей могли освобождаться и рабы, поскольку они принадлежали только своим хозяевам. Но вот хозяева (если они не входили в привилегированный слой) должны ыли выполнять повинности. Несмотря на такой приоритет к войску, хеттское царство жило преимущественно сельским хозяйством. Хетты выращивали злаки, прежде всего, ячмень, а потом уж пшеницу. У хеттов было развито садоводство, очень развито скотоводство. Они выращивали домашний скот в больших количествах и тщательно следили за тем, чтобы с животными ничего не случилось. Почему? Потому что хетты помимо серебра расплачивались еще и овцами. Слеовательно, овца, которой расплачиваются, должна быть без изъяна. Отсюда повышенное внимание к животным.

Армия хеттов.

В хеттской армии было 3 рода войск: конники, колесничие, пехота. Хеттские колесницы вещали 3 человек: водитель колесницы, щитоносец, который закрывал стрелка круглым или треугольным щитом, стрелок. Колесницы были достаточно большие, ободья снабжены шипами. Поскольку хеттские колесницы были огромны, они были неповоротливы, и при столкновении с другой колесницей было не разъехаться. В богазкёйской библиотеке встречаются уникальные тексты: инструкции по возведению коней. Это конец 15 века, автор текста – Китткули.

Вооружение хеттов.

Используя только им известную тайну железной руды, хетты изготовляли железное оружие. Также они вооружались копьями с луками, дротиками. Поначалу в хеттском войске железное оружие было только у знати, у остальных было бронзовое оружие, но к концу хеттского царства положение выровнялось, и уже у всех воинов было железное оружие. Оружейники и кузнецы богатели, т.к. шли постоянные заказы на оружие.

Внешняя политика.

Хетты принимали большое участие в международных дипломатических действиях. В 15-14 веках хетты были хорошими соседями египтян. До нас дошло письмо от хеттского царя к Эхнаттону. Хеттский царь справляется о его здоровье и спрашивает, как дела в Египте. Это означает, что у них были хорошие, добрососедские отношения. Но в 13 веке хетты и египтяне становятся противниками, потому что они хотят контролировать север. Дальше начинается война. Добрые друзья становятся врагами, а затем заключают мирный договор. Точно в таких же отношениях хеттское царство находилось с Вавилоном, с городами Палестины. За всю свою многовековую политическую деятельность хеттам удалось только сделать южноассирийских князей своими вассалами и требовать с них дань.

За все время существования хеттского царства хетты неоднократно пытались покорить запад Малой Азии, но у них это не получилось. Еще одной удачей хеттов была нейтрализация разбойничьего государства Амурру. Амуррский атаман сам попросил присоединить его государство к хеттскому царству.

Хеттские законы.

Хеттские законы уникальны тем, что они содержат минимальное количество статей с предписаниями о казнях. У них совершенно нет статей, которые предписывали бы членовредительство. За членовредительство полагается крупный денежный штраф, но в хеттских законах различается ответственность за причинение ущерба свободному человеку и ответственность за причинение ущерба рабу. Кроме того, хеттские законы интересны еще тем, что в них предусматривается ответственность за колдовство, за причинение ущерба урожаю и за зоофилию. Интересно, что законы против зоофилии потворстуют законам против инцеста.

Очень большое значение в хеттских законах уделяется семейному праву, заключению брачных контрактов. Если девушка связана по брачному соглашению с мужчиной, то он должен заплатить за нее брачный выкуп. Если отец и мать разрывают это соглашение, то они должны возместить выкуп в двойном размере. Если мужчина еще не взял себе девушку в жены и отказывается от нее, то он должен потерять выкуп, который заплатил. Наказание смертью предусмотрено за инцест, зоофилию и за порчу чужого урожая. Во все остальных случаях наказание заключается в денежном штрафе.

Хеттская религия и мифология.

Верования хеттов очень похожи на верования индоевропейских народов. Для всех индоевропейских народов характерно поклонение богу Грозы. Основным индоевропейским мифом является миф и битве бога Грозы со Змеем. Бог Грозы является покровителем царя. Кроме того, индоевропейские мифы очень часто повествуют от отдельных битвах между поколениями богов. И в этой битве поколении всегда побеждает бог Грозы, который чудесным образом избегает всех опасностей. Главного бога хеттов звали Тархунас. В славянском языке этому имени соответствует имя Перун. Противником Тархунаса в хеттской мифологии был змей водного происхождения, которого звали Илурянка.

Главный хеттский ритуал – битва бога со змеем. Этот ритуал назывался Пуруллия («праздник дождя»). Пуруллия проводилась весной после весеннего равноденствия, т.е. в конце марта. Но прежде чем проводить Пуруллию, нужно было провести еще целый ряд обрядов, в которых принимал участие не только царь, но и вся его семья. Примерно за месяц с небольшим до Нового Года проводился обряд кругового объезда хеттского царства, и этот ритуал должен был уложиться в 38 дней. Этот объезд на колеснице должен был имитировать путь солнца за год. Царь, объезжающий страну, символизировал собою солнце. Круговой объезд – это пребывание царя во всех крупных городах хеттского царства и великое сидение царя и городской администрации в главном храме для того, чтобы подсчитать налоги и понять, каким будет бюджет города на ближайший год. В каждом крупном городе царь посещал главный храм, оставлял там свою жертву, говорил со жрецами, решал все финансовые дела, решал вопрос о количестве воинов, об их снаряжении. Затем царь шел в другое святое место, в хеттский некрополь. Что представлял собой некрополь? Хетты сжигали мертвецов, пепел клали в урну, а урну ставили в саркофаг. Так что у хеттов были кладбища, своеобразные некрополи, состоящие из склепов, в которых находились саркофаги с урнами. В этих некроолях была специальная ниша для жертвоприношений. Наследный принц должен был принести в жертву ягненка в знак того, что он тоже почитает этих богов и людей. Все это должно было проводиться в течение 38 дней так, чтобы царь приехал прямо к празднику.

Далее проходил сам праздник. Перед самым Новым Годом устраивался обряд изгнания. Что это такое? Некоего мужчину наряжали в ветхую одежду нищего, завязывали ему глаза, давали ему на спину мешок, в руки - палку, специальной хворостиной гнали его до городских ворот, а потом – за них. Это было изгнание старого года со всеми грехами, несчастьями, болезнями, которые накопились. Хворостину либо выбрасывали, либо оставляли до следующего НГ. Но до нее нельзя было дотрагиваться, ибо она могла магически передать все несчастья. После этого наступал НГ, и в присутствие царя, его жены и наследного принца разыгрывался спектакль о битве бога Грозы со Змеем.

У хеттов существовал и 2 праздник, который назывался «Исчезновение и встреча бога Тирипину», который был посящен богу пчеловодста и плодородия Тирипину. Этот обряд стал впоследствие основой для рождественского обряда у европейских народов.

29.10.2011 - Максим

Бог Тилипину – бог плодородия.

Это Божество связано с пчеловодством и вот Хетский Царь говорит о том, что: Однажды утром Бог проснулся и испытал дикую ярость, сам не понимая почему. Настолько сильно он был зол на все вокруг, что он одел башмак левой ноги на правую, а башмак правой ноги на левую ногу и в этом состоянии он встал и пошел по земле. Всю землю окутало дымом и начался пожар à засуха. Боги стали жаждить, но не могли насытиться. Тогда Боги собрали совет, где она поняли, что с уходом Бога Тилипину ушло все самое хорошее. Вначале вызвался орел, т.к. он все может увидеть с самой высоты. Боги поручили орлу эту миссию, но он провалил задание. Тогда вызвалась маленькая пчелка. Она объяснила свою пользу тем, что она может по запаху найти Тилипину и разбудить его с помощью своего жала. Вскоре пчела нашла его, ужалила его и он проснулся. Пчела поведала все, что творится везде. Тилипину приказал, чтобы к нему послали орла. Прилетел орел, Тилипину сел на него, Но началась гроза. Было принято решение задобрить Тилипину. Посреди города () поставили вечнозеленые дерево с множеством подарков, список подарков: сыр + масло + рыба всякая и тд.
Боги начали ходить кругом вокруг это дерева, когда Тилипину увидел это, он усмирил свой гнев и согласился быть в этом городе. Позже все это перешло в традицию(у европейцев). Очень многие сюжеты появляющиеся у славян повторяются у хеттов, например двуглавый орел – один из символов Хетского царства. Он использовался на военных штандартах. После гибели Хетского царства двуглавый орел перейдет к грекам в Византию, ну а позже уже к нам.
Вот такая вот интересная история ! ;D
Но в целом можно точно сказать, что хетты повлияли на греческую культуру, в частности один из хеттских текстов «О «:;%»:;%»(«»№*» в последствие будет известен у греков.

Впервые книга появляется в Малой Азии, откуда к грекам. Культ Зевса очень сильно напоминает культ Хетского Бога (?). Не исключено, что Хетты могли быть могущественным государством на протижении долгого времени, если бы через их территория не пролегла трасса народного бунта (?)
Хотя в конце 12 в. н.э. с хеттским царством было покончено. Хетты переселились на довольно большие территории сев. Сирии, сев. Палестине.. причем некоторые хетты становятся скотоводами. Многие хетты остаются в Малой Азии.
ИТОГО: Хетты не имея своего гос-ва охватывают всю территорию Ближнего Востока.

Политическая карта мира существенно меняется.
С 13-12в – вместо египтян, вавилонян и т.д. приходят новые народы, которые только только формируются. Например - евреи


ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ
Источники весьма немногочисленны:
1. Книги Царств, входящая в Хроники Библии.
(но это хроника имеет мало подтверждений)
2. Исход, Библейская книга. О переселении евреев из Египта в Палестину.

(нет доказательств существования этих легенд, нет археологических следов)

Нет сообщений о пребывании евреев в Египте. Вторая проблема это существование царя Соломона. Если существование царя Давида было некогда доказано, но Соломон кроме как в Библии не упомянут.
Библия сообщает о 1ом храме, построенном в эпоху Соломона, но археологи до сих пор не мог найти информацию, связанную с Соломоном. Поэтому появляется гипотеза о сказочном существовании царя Соломона.
Первая и главная проблема – происхождение и возникновение евреев. Древне – еврейский язык относится к числу западно-семитских, они родственники финикийцев, амореев, арамееав, и дальние родственники акатцев.

Наши рекомендации