Политические и правовые учения в древней греции
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Значительные различия в общественной жизни в государствах-полисах (демократия — в Афинах, аристократическое правление — в Спарте, олигархические режимы — в ряде полисов), а также многочисленные государственные перевороты, междоусобные войны, самая масштабная среди которых — Пелопонесская война (431-404 до н.э.), привели Грецию к глубокому кризису. С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачивают свою независимость.
Использование труда рабов позволяло свободным грекам иметь досуг для участия в политической жизни и реализации своих интеллектуальных потребностей. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в дальнейшем повлияли на развитие западной политико-правовой культуры в целом, делаются первые попытки осмысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наибольшее развитие они получили в теориях софистов, Платона, Аристотеля и Полибия.
2.1. Политические и правовые взгляды софистов
Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выносится на городскую площадь, часто и подолгу происходят заседания в народных собраниях и судах, где рас-
сматриваются многочисленные дела по обвинению в государственной измене, растрате и др.
В связи с усложнением общественной жизни стали чрезвычайно актуальными владение искусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность использовать двусмысленность законов и договоров. Софисты предоставили свободным грекам возможность получения глубокого общего, а также специального образования, включая овладение искусством красноречия. Они выступили как учителя мудрости (греч. «софия» — «мудрость»). То, чему учили софисты, получило название «софистика», т.е. «искусство слова»: «Искусство слова — это величайшее благо, которое дает людям как свободу, так и власть над другими людьми — каждому в своем городе».
Наиболее известными софистами признают Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Каллик-ла, Фрасимаха. именно их принято считать одними из первых греческих политических и правовых мыслителей.
Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм (абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); не исчерпала своих возможностей и мифология.
Политические взгляды софистов. Наиболее ярко политические взгляды софистов выразил Протагор(491 — 481—около 410 до н.э.).
Биография. Протагор родился в Абдерах. Много путешествовал по Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высоко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях. В 411 г. до н.э. за сочинение «О богах» он был приговорен к смертной казни, а сама книга была сожжена. Хотя Протагор был помилован, но из Афин его изгнали. Он утонул в Мессинском проливе на пути из Южной Италии на Сицилию.
Логическое основание политического учения: философский релятивизм и мифология. Протагор стоит у истоков западного релятивизма, согласно которому абсолютной истины не существует, а есть лишь мнения. Протагору принадлежит мысль: «человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».