Требования к уровню освоения содержания курса

Программа дисциплины

По специальности «Архивоведение и ??

Для студентов очной формы обучения

Составитель: А. М. Сафронова,

доцент, к. и. н.

Екатеринбург

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УрГУ им. А. М. Горького

С.А.Рогожин

«_______» __________ 2010 г.

Программа дисциплины «История государственных учреждений России (Часть 2)составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Историко-архивоведение» по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта.

Общая трудоемкость дисциплины 225 часов, в том числе:

Лекционные занятия – 68 часа

Практические занятия – 34 часов

Самостоятельная работа – 132 часов

5 семестр

Составитель (разработчик)

А. М. Сафронова, доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Рассмотрено на заседании кафедры архивоведения и истории государственного управления

«___»__________2010 г.

Введение

В процессе изучения курса студенты овладевают знаниями по истории государственного устройства России и СССР, современности, развитии и функционировании трех ветвей власти, изучают порядок формирования, полномочия, структуру органов государственной власти. Специальное внимание уделяется главе государства, высшим органам законодательной и исполнительной власти; госвласти субъектов Российской Федерации. Характеризуется система судебных органов в их развитии с 1917 г. по настоящее время, прокуратуры. Раскрывается современная научная трактовка основных терминов и понятий теории и истории государства; рассматриваются организационные формы, взаимосвязи и место в государственном аппарате важнейших учреждений; механизм принятия решений и процессуальный порядок их оформления.

1. Цель курса: овладеть системой знаний об организации и функционировании органов государственной власти в годы советской власти и на современном этапе; дать студентам системные знания о процессе их развития, трех самостоятельных ветвях власти; раскрыть сущность проблем, стоящих на пути их совершенствования.

.

1. Задачи курса:

Изучить:

- современную научную трактовку основных терминов и понятий теории и истории государства;

- процесс развития государственного аппарата страны в годы советской власти с 1917 г.;

- формирование и развитие СССР, России как федеративного государства;

- попытки модернизации политической системы страны во второй половине
1980-х гг.— 1991 г.;

- процесс реформирования госучреждений Российской Федерации в 1990 —2000-е гг.;

- тенденции развития, организационное устройство государственного аппарата СССР и Российской Федерации

- статус, порядок избрания, полномочия глав государства в 1917–2000-е гг.

- порядок формирования, полномочия, структуру высших органов законодательной власти в 1917–2000-е гг.

- порядок формирования, полномочия, структуру правительства
в 1917–2000-е гг.

- Советы как местные органы государственной власти

- систему органов власти субъектов РФ в 1990–2000-е гг., в т. ч. Свердловской области

- формирование и развитие судебной системы, организацию Прокуратуры как централизованной системы;

Место и роль дисциплины в системе профессионального

Образования

Курс занимает важное место в подготовке специалистов по историко-архивоведению, поскольку дает знания, необходимые для проведения различных видов работы с документами — фондирования, экспертизы ценности, систематизации и классификации, организации научно-справочного аппарата, публикации и т. д.

Знание истории государственных учреждений помогает студентам при изучении других курсов — отечественной истории, истории и современной организации делопроизводства, источниковедения, теории и практики архивного дела, истории архивного дела, значительно облегчает поиск материалов для научной работы, т. к. большинство документов в отечественных архивах систематизировано по фондам-комплексам, отложившимся в деятельности отдельных учреждений.

Знание истории государственных учреждений России необходимо историкам-архивистам в их практической деятельности, а также при изучении проблем социально-экономической, политической, культурной истории нашей страны, пригодится при работе в области политологии, государственного и муниципального управления, организации государственной службы и делопроизводства.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты в результате изучения курса должны знать:

- основные тенденции развития государственных учреждений в СССР и России в годы советской власти и постсоветской России

- уметь самостоятельно работать с законодательными и нормативными актами, регламентирующими организацию и функционирование органов государственной власти;

- критически оценивать, анализировать их основные положения;

- анализировать современные российские реалии в сфере организации государственной власти;

Наши рекомендации