Требования к уровню освоения содержания курса
Программа дисциплины
По специальности «Архивоведение и ??
Для студентов очной формы обучения
Составитель: А. М. Сафронова,
доцент, к. и. н.
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УрГУ им. А. М. Горького
С.А.Рогожин
«_______» __________ 2010 г.
Программа дисциплины «История государственных учреждений России (Часть 2)составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Историко-архивоведение» по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта.
Общая трудоемкость дисциплины 225 часов, в том числе:
Лекционные занятия – 68 часа
Практические занятия – 34 часов
Самостоятельная работа – 132 часов
5 семестр
Составитель (разработчик)
А. М. Сафронова, доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького
Рассмотрено на заседании кафедры архивоведения и истории государственного управления
«___»__________2010 г.
Введение
В процессе изучения курса студенты овладевают знаниями по истории государственного устройства России и СССР, современности, развитии и функционировании трех ветвей власти, изучают порядок формирования, полномочия, структуру органов государственной власти. Специальное внимание уделяется главе государства, высшим органам законодательной и исполнительной власти; госвласти субъектов Российской Федерации. Характеризуется система судебных органов в их развитии с 1917 г. по настоящее время, прокуратуры. Раскрывается современная научная трактовка основных терминов и понятий теории и истории государства; рассматриваются организационные формы, взаимосвязи и место в государственном аппарате важнейших учреждений; механизм принятия решений и процессуальный порядок их оформления.
1. Цель курса: овладеть системой знаний об организации и функционировании органов государственной власти в годы советской власти и на современном этапе; дать студентам системные знания о процессе их развития, трех самостоятельных ветвях власти; раскрыть сущность проблем, стоящих на пути их совершенствования.
.
1. Задачи курса:
Изучить:
- современную научную трактовку основных терминов и понятий теории и истории государства;
- процесс развития государственного аппарата страны в годы советской власти с 1917 г.;
- формирование и развитие СССР, России как федеративного государства;
- попытки модернизации политической системы страны во второй половине
1980-х гг.— 1991 г.;
- процесс реформирования госучреждений Российской Федерации в 1990 —2000-е гг.;
- тенденции развития, организационное устройство государственного аппарата СССР и Российской Федерации
- статус, порядок избрания, полномочия глав государства в 1917–2000-е гг.
- порядок формирования, полномочия, структуру высших органов законодательной власти в 1917–2000-е гг.
- порядок формирования, полномочия, структуру правительства
в 1917–2000-е гг.
- Советы как местные органы государственной власти
- систему органов власти субъектов РФ в 1990–2000-е гг., в т. ч. Свердловской области
- формирование и развитие судебной системы, организацию Прокуратуры как централизованной системы;
Место и роль дисциплины в системе профессионального
Образования
Курс занимает важное место в подготовке специалистов по историко-архивоведению, поскольку дает знания, необходимые для проведения различных видов работы с документами — фондирования, экспертизы ценности, систематизации и классификации, организации научно-справочного аппарата, публикации и т. д.
Знание истории государственных учреждений помогает студентам при изучении других курсов — отечественной истории, истории и современной организации делопроизводства, источниковедения, теории и практики архивного дела, истории архивного дела, значительно облегчает поиск материалов для научной работы, т. к. большинство документов в отечественных архивах систематизировано по фондам-комплексам, отложившимся в деятельности отдельных учреждений.
Знание истории государственных учреждений России необходимо историкам-архивистам в их практической деятельности, а также при изучении проблем социально-экономической, политической, культурной истории нашей страны, пригодится при работе в области политологии, государственного и муниципального управления, организации государственной службы и делопроизводства.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студенты в результате изучения курса должны знать:
- основные тенденции развития государственных учреждений в СССР и России в годы советской власти и постсоветской России
- уметь самостоятельно работать с законодательными и нормативными актами, регламентирующими организацию и функционирование органов государственной власти;
- критически оценивать, анализировать их основные положения;
- анализировать современные российские реалии в сфере организации государственной власти;