Журналистика как фактор политической и экономической ориентации государства
С момента получения независимости Казахстаном наибольшие успехи выпали на внешнеполитическую деятельность молодого суверенного государства. Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, его международных организаций, обеспечена внешняя безопасность государства. Республика активно выходит на мировые рынки, привлекает иностранные инвестиции и кредиты, сотрудничает с мировыми финансовыми организациями. Заложена солидная политическая и экономическая база внешних условий для самостоятельного развития нашего государства. Но это лишь одна из предпосылок для дальнейшего продвижения Казахстана по пути к демократическому и правовому обществу.
В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как влияние и богатство утрачивают свою силу, хотя не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Непосредственные же его носители, и особенно средства массовой информации, в современном мире все больше превращаются из власти «четвертой) во власть «первую). Иметь важную информацию - значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от второстепенной значит обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной интерпретации или умалчивать ее значит иметь двойную власть /4/.
В Казахстане заметны целенаправленные усилия многих политиков, в том числе и зарубежных, «прибрать к рукам» некоторые средства массовой информации. По мнению казахстанских исследователей, особенно это явление характерно в сфере электронных СМИ /5/. Реальное влияние телевидения на состояние общественного сознания, политические оценки, предпочтения и ориентации людей чрезвычайно могущественно.
Сегодня в нашей стране трудно представить себе телевидение и политику отдельно друг от друга. Телегеничность политики стала знамением времени. Политические деятели широко используют возможность телевидения, рассматривая его как инструмент политики. Это особенно наглядно проявилось в период выборов 1993, 1994, 1999 годов в парламент Республики Казахстан, при обсуждении Конституции страны (1995 г.), освещении международных акций правительства. Политизации отечественного телевизионного экрана способствует активность российского телевидения, которое стало настоящим пропагандистским орудием в руках правительства и «финансовой олигархии).
Общенациональное телевещание в последние годы больше внимания уделяет информационным передачам, что объясняется возросшим интересом зрителей к политической жизни государства, особенно к внешней политике. При этом техника подачи новостей не заслоняет их содержание, которое, в свою очередь, не носит тенденциозного характера. Возможность зрителя получать информацию из различных источников заставляет как правительственные, так и независимые СМИ, быть более объективными при подаче информации о событиях в стране и за рубежом /5/.
Важное значение в сохранении политической стабильности государства имеют гласность, открытое обсуждение всех проблемных вопросов, которые могут снизить социальную напряженность в обществе. Такую трибуну для публичной полемики вокруг самых острых вопросов предоставляют средства коммуникации. Они являются своеобразными катализаторами общественного развития, способствуют свободному обмену информацией. В демократическом обществе печать, радио и телевидение становятся посредниками между властью и народом. Никто энергичнее и активнее не способен быть про водником и поборником идей сплочения общества, сохранения гражданского и национального согласия /6/.
Важное значение имеет выход из социально-экономического кризиса, строительство собственной эффективной экономики, поиск и утверждение достойного места в современной экономической системе.
Экономическая проблематика, кризис в экономике - тема, не просто переходящая из одного материала в другой или из одной газеты в другую на протяжении последних почти десяти лет. Кризисы в экономике когда-то мощного тоталитарного государства с лихвой покрывались искусственно сдерживаемым ростом спроса потребления самых необходимых вещей. Кризис в экономике искусно затушевывался различными идеологическими, политическими, пропагандистско-агитационными, конкретно-историческими задачами, нерешение которых, якобы, могло бы привести к потере политической самостоятельности. Только годы перестройки, период с 198661988 года особенно, позволили обнаружить сначала существование такого периода как застой, а потом и кризиса, в том числе и в области экономики.
Экономическая проблематика в средствах массовой информации, буквально заполонившая все газеты и журналы, обрушившаяся на слушателя и зрителя из репродукторов и телеэкранов, таким образом, явилась своеобразным катализатором государственной ориентации в период выбора пути дальнейшего развития. Взгляд журналистов на ход экономических реформ и соответствующие политические и административные преобразования, оценка и анализ фактов стали необходимой потребностью общества и важным фактором государственной ориентации. Широкое освещение средствами массовой информации и острый интерес граждан к темпам и результатам преобразований требовали от руководителей республики взвешенности при проведении кардинальных реформ. Можно отметить, что проведение последовательной умеренно жесткой денежно-кредитной политики и реализация программы правительства по углублению экономических реформ в 1994-1995 годах в целом способствовали стабилизации макроэкономических показателей.
Ряд общественных деятелей и публицистов считают, что образование многополюсного деполитизированного мира и сверхинтеграция и глобализация мировой экономики выдвигают на первый план экономические факторы, низводя политику и идеологию до уровня мелких локальных конфликтов, в том числе и межэтнических и т.д. То есть эти конфликты в целом никак не угрожают стабильности мировой экономики. Безусловно, будь Казахстан одним из достойных членов мирового экономического сообщества, твердо чувствующий под ногами сверхинтегративность и глобальность микроэкономики, решение чисто экономических проблем было значительно проще. Однако в том и состоит специфика сегодняшнего момента исторического развития нашего государства, что решение экономических проблем тесно взаимосвязано с необходимостью решения проблем политических, социальных.
Каждое выступление в прессе, появление популярной передачи способствует формированию устойчивого общественного сознания не в пользу положительных экономических прогнозов. Когда голословные призывы и «политическая трескотня» уступают место серьезному анализу, реальным планам и конкретным действиям, тогда начинается настоящая политика. Экономические преступления во многих средствах массовой информации расцениваются как политические, что связано еще с таким явлением, как активное вливание в отечественную экономику иностранного капитала. Это возможно также в связи с неоправдавшимися надеждами на импортный капитал или не так быстро появляющимися результатами работы иностранцев как владельцев наших предприятий.
Иностранные инвестиции в экономике Казахстана - огромная, до конца не освоенная журналистами тема. Тема, которая подчас подается в связи с очередным громким заявлением о повышении цен и тарифов и т.д. Но нередко звучит и псевдопатриотический мотив: а не распродаем ли мы государство, передавая в руки иностранцев важные промышленные и стратегические объекты? Несмотря на то, что Казахстан, как, впрочем, и другие постсоветские страны, поглотил уже достаточно иностранных кредитов, остается острым вопрос: какие кредиты нам нужны? Кредиты международных банков и фондов предоставляются под очень маленький процент и на очень большой срок. Кому это выгодно? Как это согласуется с условиями приведения местных финансовых инструментов в соответствие с мировыми стандартами рыночных экономик?
Газета «Новое поколение», рассказывая о работе казахстанской делегации на экономическом форуме в Давосе в 1997 ГОДУ, делает резонное заключение: «Иностранцы никогда не 5fnyт уважать страну, не станут делать в нее серьезных инвестиций, если собственных предпринимателей грабят кому не лень: от налогового инспектора до ханыги с полосатым жезлом в руке» /7/. Любое государство, прежде всего, ориентируется на собственного производителя. Казахстан не может и не должен быть исключением. Здесь очень важно создать условия свободной экономической конкуренции как основы построения правового и демократического государства.
В условиях формирования новых экономических отношений нельзя сбрасывать со счетов политической ориентации государства проблематику, превалирующую в средствах массовой информации. Сегодня казахстанская пресса - серьезный фактор в экономических преобразованиях. За последние годы в республике возникли аналитические издания, которые специализируются в экономической проблематике. Среди них газеты «Деловая неделя», «Панорама», «Республика». Возникли и успешно функционируют на информационном рынке страны специализированные журналы политической и экономической тематики, такие как «Аль-Пари», «Аналитик», «Центральная Азия: политика и экономика», «Континент», «Саясат», «Экономика и право Казахстана», «Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане» и др.