Журналистика как фактор развития общественного сознания

В доперестроечное время основой деятельности журналистов была коммунистическая идеология: пропаганда марксистско–ленинских идей, социалистического образа жизни, воспитание нового человека, критика ценностей Запада. Эти установки определяли не только содержание газетной и эфирной публицистики, но и их структуру, направленность, способы обращения с аудиторией. Современная духовная и материальная жизнь российского общества пронизана разнообразными идеями, концепциями, программами. Раньше содержание социалистической идеологии определяли как совокупность философских, экономических , политических, правовых, нравственных, художественных и других взглядов и идей рабочего класса, всех трудящихся, выражающих их условия и образ жизни, их коренные интересы.

В современном российском обществе существуют разнообразные идеологии – в соответствии со статьёй 13 Конституции Российской Федерации ("Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной"). Поэтому идеологией можно назвать систематизированное и концептуально-теоретическое знание, в котором обосновываются интересы, ценности и положение в обществе конкретных субъектов, и на этой основе объясняется динамика и перспективы социального развития. Всякая идеология – это прямое или косвенное выражение коренных интересов какой – либо социальной группы, а поскольку нет достаточно высокой степени обобщения интересов граждан и уровня их жизни, идеология не может выступать как общенациональная.

Как естественный и необходимый элемент сознания людей и как явление духовной жизни идеология включает в себя не только теоретико-концептуальные знания, но и систему ценностей, идеологические отношения, совокупность конкретных действий субъектов, соотносится с наукой, искусством, религией, атеизмом, информационными процессами и другими элементами содержания духовной жизни.

СМИ как один из субъектов идеологии воздействуют на идеологические процессы. С одной стороны они способствуют распространению идеологической информации, утверждают свободу слова; с другой – для них характерна ведомственность, декларативность многих идеологических мероприятий, негативность в ущерб национальному согласию, манипулирование общественным мнением и сознанием граждан.

В последнее время не принято употреблять в прямом значении не только слово "идеология", но и термин "пропаганда". Но пропаганда всегда сохраняет своё значение. Разрушение идеологического пространства не означает исчезновения пропаганды. Напротив, она заметно активизируется во время экономической, политической и идеологической нестабильности и социальных потрясений. Смысл пропаганды в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, идеологии и массовой психологии, в обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в поведении людей. Идеология всегда эффективна, когда она мобилизует национальное сознание и учитывает политические реалии своего времени. С идеологией и общественным сознанием были связаны проводившиеся несколько лет назад дискуссии (не утратившие своей актуальности и поныне) о высшей цели журналистики.

Работника печати (равно как и других СМИ) можно рассматривать как своего рода источник формирования читательской психологии, включающей в себя мысли и чувства, потребности, установки, ожидания, вкусы и т.д., возникающие по поводу прочитанного на уровне обыденного сознания.

Из истинной роли общественного сознания и общественного мнения и следует исходить при определении основного назначения публицистики. В задачах журналистики проблема формирования мнения должна идти вторым планом, как производная от главной – развития общественного сознания.

Таким образом, генеральная функция современной публицистики состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России.

Однако интегрировать индивидуальное сознание разных людей в общественное – задача весьма сложная. Во-первых, важнейшим условием формирования и развития нового сознания на обыденном уровне прежде всего выступают социально-экономические потребности и интересы. Во-вторых, плюрализм мнений и многопартийность привели к раздробленности политического сознания в российском обществе: исследователи выделяют западников и патриотов; обновленцев и государственников; обывателей, для которых главное – доступность товаров в магазинах; "зелёных", цель которых – чистота окружающей среды и т.д.

Своими публицистическими текстами, телевизионными передачами и радиосюжетами журналистика призвана содействовать развитию общественного сознания, которое проявляется в таких формах, как политика, экономика, мораль, искусство, наука, право, философия, религия.

В свете современного положения российских средств массовой информации наибольший интерес вызывают проблемы журналистики, связанные с формированием экономического (рыночного) сознания. Если экономическое мышление есть "интеллектуальная способность человека… осмысливать экономические явления, познавать их, усваивать экономические понятия, категории, теории, соотносить их с практикой и соответствующим образом ориентироваться в экономической жизни", то экономическое сознание трактуется как "продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей, взглядов, теорий, концепций и других духовных образований, общих для …социальных групп всего общества и выражающих своё отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент".

Экономическая практика постоянно вводит в сферу познания всё новые факты и явления действительности, которые осознаются одновременно посредством как эмпирического, так и теоретического мышления, формируя одновременно оба уровня сознания: обыденный и теоретический. На обыденном уровне сознания, при отражении отношений, ограниченных житейским опытом, людям, замыкающимся на личных будничных заботах и стремлениях, трудно подняться до понимания общественных интересов, всесторонне взглянуть на жизнь общества, отделить существенный факт действительности от второстепенного, выявить закономерности экономического развития. Часто стихийно, эмпирически складывается и социальная психология – эмоциональная сторона общественного сознания. Всё это может привести к неправильным выводам, искажённой оценке тех или иных жизненных явлений, преувеличению или недооценке происходящих экономических процессов. Поэтому важно, чтобы в область экономической психологии и обыденного сознания всё больше проникали научные взгляды, повышался теоретический уровень сознания. И здесь средства массовой информации должны сыграть важную роль.

Экономические идеи, факт, явления (знания о них), доведённые СМИ до массовой аудитории, перерабатываются мышлением читателей и радиослушателей, телезрителей, закрепляются в сознании, под влиянием стимулирующих экономических потребностей и интересов психически преобразовываются в убеждения – сплав рационального (знание), эмоционального (чувства) и волевого (волеустремление); убеждения становятся основой моральных норм общества. Убеждения материализуются в поступках и поведении людей, а изменения в сознании дают толчок к возникновению мнения – стремления высказать своё отношение к тиражируемой СМИ идее. Отклики, заметки, корреспонденции читателей, телезрителей, радиослушателей как чуткий барометр общественного мнения, наряду с другими журналистскими материалами, в процессе повторной апелляции СМИ к той же идее привносят в сознание массовой аудитории новые знания и новый импульс развития. Идея, поддержанная мнением уже принявших её людей, вербует себе новых сторонников и приверженцев. Но как надстройка, воздействуя на базис, остаётся зависимой от него, так и общественное сознание, определённым образом влияя на общественное сознание, обусловлено последним. Речь идёт о диалектической связи: общественное мнение – не только результат общественного сознания, но и предпосылка его возможного изменения.

Мерилом эффективности публицистики являются изменения, происходящие в сознании представителей массовой аудитории, в эмоциональных состояниях, волевых усилиях, в системе знаний, убеждений.

Говоря об эффективности журналистики, нельзя обойти вопрос о её качестве. Эту проблему можно осветить, применяя социологические опросы среди потребителей продукции СМИ. Выявим основные плюсы и минусы общеполитических и информационно-коммерческих изданий региональной печати. Материал предложен студентами отделения журналистики Тверского университета, активно сотрудничающими с редакциями СМИ (заметим в скобках, что это наиболее характерные достоинства и недостатки региональных изданий любого региона России).

Плюсы:

* широкий выбор изданий;

* многопартийность;

* достаточно большое количество качественной информации;

* наличие профессиональных авторов в массовой печати;

* выросла роль интерактивной журналистики, общения журналистов с читателями, слушателями, зрителями. Повысился интерес к мнению аудитории, СМИ стараются удовлетворить её интересы;

* разнообразие изданий и точек зрения в целом дают более верное отражение действительности. Людям не навязывают какую-то одну определённую идею, что играет важную роль в формировании личности;

* регионализация СМИ благоприятно сказывается на развитии и информированности провинциальной аудитории;

* журналистика стала богаче – она более раскована, более всеобъемлюща, затрагивает все стороны человеческой жизни, чего не было в советский период, более неожиданна и интригующа;

* упор делается в основном на информативность текста;

* изменился язык: от официально-делового он приближается к литературно-разговорному;

* многие издания отличает прекрасное оформление, иллюстрированность, что повышает интерес к информации.

Минусы:

* Экономическое рабство прессы – зависимость от спонсора, рекламодателя; деньги – современная цензура СМИ; экономическая несвобода сразу же повлекла за собой идеологическую зависимость;

* СМИ способствуют разложению общества, разврат в СМИ; восхваление хама; расцвет "жёлтой", "грязной" прессы;

* дестабилизация средствами массовой информации общественной жизни;

* неуважение газетой своего читателя;

* рост недоверия аудитории к СМИ в связи с усилением манипуляции ими общественным мнением; изданий всё больше – доверия им всё меньше;

* журналисты часто жертвуют своими убеждениями, чтобы прокормить семью;

* взяточничество в журналистике распространяется быстрыми темпами;

* дороговизна изданий;

* низкое качество продукции СМИ;

* снижение уровня культуры в журналистике, ответственности за информацию;

* журналистам не хватает этичности, порядочности по отношению к тем, о ком они пишут;

* чрезмерное количество развлекательных изданий;

* мало аналитичности, глубины в публикациях, поверхностность;

* почти ущла в прошлое обратная связь с аудиторией;

* расцвела теневая, заказная информация;

* за пёстрыми страницами газет и журналов не видно настоящей журналистики; много бесполезных изданий, не несущих в себе никакой добротной, толковой информации; высасывание из пальца, выдувание из пустяка сенсации;

* нарушение основных принципов журналистики – на полосах нередки непроверенные сведения, откровенная клевета, провокации;

* преобладают слухи, заграничные сплетни о знаменитостях; отсутствуют свои, местные новости в массовой прессе;

* из сухого, штампованного языка советского периода газетный текст превратился в издевательский стёб и ёрничество;

* перенасыщенность текстов жаргонизмами, англицизмами;

* практически умерли такие жанры как фельетон;

* практикуется ориентация на западные издания, что не приживается на русской почве.

Наши рекомендации