Партийная система в России.
Партийная система России начинала формироваться в конце XIX — начале XX в. Возрождение многопартийности в стране начиналось в начале 90-х гг. XX в. Одной из особенностей современной российской партийной системы является то, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживают президент, правительство, губернаторы), незаслуженно получает значительное количество голосов. Особенно значим «административный ресурс» в малых городах и сельских районах, где роль средств массовой информации существенно ограничена, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В силу этого позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе. На данный момент в России существует огромное количество партий, но тех, которые играют более менее значительную роль, несколько:
Единая Россия: Медведев Дмитрий Анатольевич
Коммунистическая партия РФ: Зюганов Геннадий Андреевич
ЛДПР:Председатель – Жириновский Владимир Вольфович
Патриоты России: Семигин Геннадий Юрьевич
Объединенная демократическая партия Яблоко: Явлинский
Республиканская партия, Партия народной свободы (ПАРНАС): Касьянов Михаил Михайлович; сопредседатель – Немцов Борис Ефимович и Рыжков Владимир Александрович
Справедливая Россия: Левичев Николай Васильевич, руководитель фракции - Миронов Сергей Михайлович
Гражданская платформа: Прохоров Михаил Дмитриевич
В декабре 2011 г. в выборах в Государственную Думу приняли участие только семь партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России». Проходной барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия» — 49,3 % голосов (238 мест в Думе), КПРФ — 19,2 % (92 места), «Справедливая Россия» — 13,2 % (64 места), ЛДПР — 11,7 % (56 мест).
30. Социально-политические процесс: понятие и сущность.
В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения в сфере политики. Он раскрывает две формы политического волеизъявления граждан: 1) способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов (участие в выборах, членство в партиях и т.д.); 2) формы принятия и реализации властных решений, осуществляемых лидерами и элитами.
В сущности, политический процесс охватывает все действия рядовых граждан и представителей элит, как поддерживающих правящий режим, так и находящихся в оппозиции. Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, "завоевывает" общество. Внутреннее же содержание политического процесса - как бы технология власти, совокупность локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменения её состояний во времени и пространстве. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Можно предложить и такое определение:политический процесс - это развитие и взаимодействие политических сил ради использования власти для решения задач и реализации интересов, идей и концепций при решении политических проблем.