Партийная система и партийная организация

Далее Вебер обращается к рассмотрению партийной системы и партийной организации, чтобы понять фигуру партийного чи­новника сообразно ее месту в историческом развитии (17).

Во всех политических союзах с периодическими выборами власть имущих, политическое предприятие необходимо явля­ется, по мнению Вебера, предприятием претендентов. Это зна­чит, что относительно небольшое количество людей, заинтере­сованных в первую очередь в участии в политической власти, со­здают себе посредством свободной вербовки свиту, выставляют себя или тех, кого они опекают, в качестве кандидатов на вы­борах, собирают необходимые голоса избирателей. Вожди и их свита как политически активные элементы свободной вербовки и пассивная масса избирателей для избрания вождя — суть не­обходимые жизненные составляющие любой партии, утверждает Вебер.

Фактически власть находится в руках тех, кто непрерывно ве­дет работу внутри партийного предприятия, или же тех, от кого его функционирование находится в финансовой или личной за­висимости. Главное здесь, по мнению Вебера, то, кому подчинен весь этот человеческий аппарат. Данное обстоятельство имеет особое значение для отбора вождей партии. Вождем, по наблю­дениям Вебера, становится лишь тот, в том числе и через голову парламента, кому подчиняется аппарат. Создание таких аппара­тов означает наступление плебисцитарной демократии.

Партийная свита, прежде всего партийный чиновник (чинов­ник с постоянным окладом) и предприниматель (организатор выборной компании), ждут от победы своего вождя личного воз­награждения — постов или других преимуществ. Это, по мнению Вебера, "харизматический" элемент всякого вождизма, одна из его движущих сил. Но партийный аппарат может оказаться и во власти партийного чиновника, прибравшего к рукам текущую работу, поскольку наряду с экономическими возможностями у ловкого политика имеются возможности удовлетворить и свое тщеславие (17).

Партийные руководители. Как, прежде всего, в соответствии с какой способностью происходит отбор политических вождей? Конечно, считает Вебер, определяющей здесь (наряду с волей, имеющей, по его мнению, решающее значение) является власть демагогической речи (17). Ее характер изменился с древних вре­мен. Тогда она обращалась к рассудку. В настоящее время, что­бы привести массы в движение, работа в большей мере ведется чисто эмоционально. Данное положение Вебер называет "дикта­турой, покоящейся на использовании эмоциональности масс". Друг другу противостоят совершенно беспринципные партии, сугубо карьеристские организации, которые для каждой предвы­борной борьбы составляют свои меняющиеся от обстоятельств программы. Партии, по убеждению Вебера, полностью и исклю­чительно сориентированы на важнейшую для патронажа над должностями борьбу, а внутри партий идет ожесточенная борьба по вопросу о выдвижении кандидатов (17). Итак, резюмирует Вебер, фигурой, всплывающей на поверхность вместе с этой сис­темой плебисцитарной партийной машины, является "босс". Это политический предприниматель, который на свой страх и риск обеспечивает голоса кандидату в президенты. Босс необходим для организации партии и постепенно прибирает ее к своим ру­кам. Он ищет только власти, как источника денег и ради нее са­мой.

Руководство партиями со стороны плебисцитарных вождей, считает Вебер, обусловливает "обездушивание" свиты, ее духов­ную пролетаризацию. Чтобы подойти вождю в качестве аппарата управления, свита должна слепо повиноваться, т.е. быть маши­ной. Но выбирать можно только между вождистской демокра­тией с "машиной" и демократией, лишенной вождей, то есть гос­подством "профессиональных политиков" без призвания, без ха-ризматических качеств, которые делают человека вождем ("гос­подство клики").

В основном, по мнению Вебера, три качества являются для политика решающими: страсть (в смысле ориентации на сущес­тво дела, которому он служит), чувство ответственности и психо­логический глазомер (способность с внутренней собранностью и спокойствием воспринимать реальность, устанавливать дистан­цию по отношению к вещам и людям). Основная проблема при этом заключается в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть и холодный глазомер. "Инстинкт власти", счи­тает Вебер, также относится к нормальным качествам политика, если только стремление к власти не становится предметом сугубо личного самоопьянения (17).




Политика и этика. По мнению М. Вебера, политика исполь­зует весьма специфическое средство — власть, за которой стоит насилие. Абсолютная этика отвергает всякое насилие и сопря­женное с ним зло (17). В связи с этим Вебер разъясняет, что всячески этически ориентированное действование может подчи­няться двум фундаментально различным, непримиримо противо­положным максимам: оно может быть ориентировано либо на "этику убеждения" (абсолютная этика Евангелия), либо на "этику ответственности" (этика кармы, предполагающая расплату за последствия своих действий).

М.Вебер, как уже отмечалось, считал возможным выделить три самых общих типа, три способа отношения к миру, заклю­чающие в себе соответствующую установку, предопределяющую направленность жизнедеятельности людей, вектор их социально­го действия. Первый из них он сопрягает с конфуцианским и даосистским типом религиозно-философских воззрений, полу­чившим распространение в Китае, второй — с индуистским и буддистским, распространенным в Индии, третий — с иудаист-ским и христианским, возникшем на Ближнем Востоке и рас­пространившемся в Европе, а впоследствии и в Америке. Пер­вый из них М.Вебер определил как приспособление к миру, вто­рой — как бегство от мира, третий — как овладение миром. В каждом из этих способов отношения к миру уже заключен, как в зародыше, соответствующий "образ" и "стиль жизни" людей — этически определенная модификация формы их существования (17).

РЕЗЮМЕ

1. Социологическое учение М. Вебера о власти различает три легитимных типа господства: легальное (или формально-рацио­нальное), патриархальное и харизматическое. Стремление к уча­стию во власти представляет собой содержание политики. По­литическое господство организуется наподобие предприятия, в котором различается руководство, штаб управления и материаль­ные средства.

2. Все политические, партийные организации направлены на борьбу за патронаж над управленческими должностями. Про­тивостоять этому можно за счет целенаправленной подготовки профессиональных управляющих, высококлассных специалистов государственного управления, свободных от партийной принад­лежности.

3. Основные подсистемы любой партии включают вождей, их свиту и массы избирателей. Фактическая власть при этом нахо­дится в руках тех, кто ведет работу внутри партии. Главное здесь то, кому подчинен партийный аппарат (яркий пример — пар­тийное, а затем государственное восхождение Сталина).

Глава IS. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МИРОУСТРОЙСТВА К.ЯСПЕРСА

Наши рекомендации