Тема v. россия при петре i (2ч)
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения курса «Отечественной истории» заключается в создании у студентов целостного и объективного представления об историческом пути, пройденном нашей Родиной в течение более чем тысячи лет, в формировании умений самостоятельного анализа событий на основе привлечения разнообразных источников и литературы. Хронологические рамки курса охватывают период с середины IX века (времени формирования древнерусского государства Киевская Русь) и до начала 90-х гг. XX века. Изучение событий и переломных эпох, которыми были богаты отмеченные столетия, позволяет понять особенности становления и развития российской цивилизации, ее оригинальный исторический путь, отличающийся по многим своим показателям и достижениям и от западной, и от восточной цивилизаций. Предлагаемые методические указания призваны помочь студентам в освоении учебного материала, подготовке к семинарским занятиям и экзаменам, а также в самостоятельной работе.
Вместе с тем, на изучение данного курса учебным планом очной формы обучения отводится крайне незначительное количество времени (18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий). Поэтому большое значение приобретает самостоятельная работа студентов при подготовке тем семинарских занятий. В предлагаемой методической разработке приводятся не только темы занятий, вопросы и списки литературы, но и даются дополнительные уточняющие вопросы в пояснительной записке к каждой теме. При подготовке к занятию следует обратить внимание на данные пояснения и попытаться заранее продумать и обосновать свою позицию. При оценке работы студента учитываются не только индивидуальные выступления по одному из предложенных вопросов темы, но и дополнения, замечания, вопросы, показывающие привлечение им разнообразной литературы и источников, что в свою очередь вырабатывает умение самостоятельно мыслить, приобретать новые знания. Для студентов, желающих углубить свои познания в той или иной теме, приведены примерные темы рефератов. После консультации с преподавателем тему реферата можно видоизменить, предложить новую. Главный принцип - развитие самостоятельности, стремление к поиску и осмыслению не- познанного. В обязательном порядке рефераты готовят и защищают студенты, имеющие задолженности по конкретной теме.
Лекционный курс по данной дисциплине, учитывая небольшой его объем и опираясь на имеющиеся у студентов знания фактов и событий, показанные еще во время вступительных испытаний в вуз, построен по принципу анализа широких по содержанию проблем. Среди них можно выделить такие, как эволюция государства и государственных институтов, крестьянский и национальный вопросы в России, «советский проект» и его истоки. Сквозной принцип построения материала позволяет выявить главные тенденции и факторы, влиявшие на развитие общества, не теряясь среди многочисленных фактов.
По окончании изучения курса студент должен знать:
- основные периоды истории российского государства и общества, их особенности, взаимосвязи и взаимозависимость;
- основные тенденции, определявшие тот или иной вектор развития страны в конкретную историческую эпоху;
- различные подходы, существующие в историографии при осмыслении минувшего.
У студента необходимо формировать следующие умения и навыки:
- умение самостоятельно анализировать исторические события, опираясь при этом на широкий круг источников и литературы;
- умение высказывать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
- умение владеть понятийным аппаратом курса;
- навык работы с печатными историческими источниками;
- навык самостоятельной постановки и формулирования исторических проблем.
Итогом изучения курса является экзамен, на котором студент должен показать приобретенные знания и умения. Вопросы к экзамену также приведены в данной работе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история»
ТЕМА I. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ (2 ч) План
1. Феодальный способ производства и его особенности в России.
2. Причины формирования древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории.
3. Политический строй древнерусского государства.
4. «Крещение Руси». Значение принятия Русью христианства.
Источники
1. «Повесть временных лет» о ранней истории славян и варягах на Руси // А.С.Нагаев, В.Н.Огнев Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. М., 1991.
Список литературы
2. Кобищанов Ю.М. Теория большой феодальной формации // Вопросы истории. 1992. № 4-5.
3. Милов Л.В. Общее и особенное российского феодализма // История СССР. 1989. №2.
4. Милов JI.B. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992.№ 4-5.
5. Джаксон Т.Н., Плимак Е.Г. Некоторые спорные проблемы генезиса российского феодализма // История СССР. 1988. № 6.
6. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004.
7. Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985.
8. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987. Т.1.
9. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX -
XII вв.): Курс лекций. М., 2001.
10. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории.
Л., 1980.
Пояснительная записка
В основе социально-экономического строя средневекового Киевского государства лежали раннефеодальные отношения. В связи с этим вначале необходимо выяснить смысл используемой терминологии. Несмотря на поток критики со стороны ученых и публицистов в последние десятилетия, марксистское понимание терминов «феодализм», «феодальный способ производства» отнюдь не опровергнуто. Оно продолжает жить и наполняться новым содержанием. При изучении первого вопроса выясните значение терминов, таких как «феодальный способ производства», «феодальная рента», «феодальное землевладение», «вотчина». В связи с тем, что Киевская Русь была государством раннефеодальным, отметьте его отличия от классического развитого феодализма. При характеристике вопроса об особенностях феодализма в России следует отметить значительную роль крестьянской общины (верви) в жизни общества, неразвитость на Руси четкой сеньоро- вассапьной структуры и наличие, согласно теории Л.В. Черепнина, «государственного феодализма». Особого рассмотрения требует «теория большой феодальной формации». Характеристике содержания данной теории будет посвящено отдельное выступление студента на первом семинарском занятии.
При изучении второго вопроса необходимо дать общую характеристику норманнской и антинорманнской теорий, привести аргументы и контраргументы обеих сторон. Вместе с тем, необходимо уяснить, что складывание государственных институтов является сложным, длительным и противоречивым процессом. При анализе причин формирования древнерусского государства следует охарактеризовать внешние и внутренние факторы. Среди последних особо можно выделить происходившие в VII - IX вв. процессы имущественной и социальной дифференциации у восточных славян.
В третьем вопросе необходимо не только перечислить и охарактеризовать основные признаки политической системы древнерусского государства, но и выявить ее особенности. Следует отметить, что власть князя была весьма серьезно ограничена демократическими и протоолигархическими структурами - вечем, дружиной, думой.
Обсуждение четвертого вопроса позволит понять значение второго, после образования государства, важнейшего события, определившего на века ход российской истории, особенности национальной психологии и этнического самосознания. При ответе на вопрос необходимо определить причины, заставившие власть и общество в конце X века осуществить переход к
монотеистической религии. Охарактеризуйте процесс распространения христианства, его сложность и неоднозначность. Принятие христианства означало культурный отрыв новых поколений от своих предков-язычников. Вместе с тем, полного разрыва культурной традиции не произошло, православное христианство впитало в себя часть языческих традиций и даже сумело творчески их развить. При обсуждении данного вопроса особо следует остановиться на анализе значения принятия Русью христианства для формирования русского этноса и его самосознания, укрепления внутренних структур государства и упрочения его внешнеполитических позиций.
Темы для рефератов
1. Войны языческой Руси с Византией.
2. Вооруженные силы Киевской Руси.
3. Древнерусское вече.
4. Двоеверие после принятия Русью христианства как историческая реальность.
5. Термин «Русь» в исторической литературе.
ТЕМА II. «ОТ РУСИ К РОССИИ» (2ч)
План
1. Причины феодальной раздробленности на Руси.
2. Борьба русского народа с монголо-татарскими и немецко-шведскими завоевателями.
3. Последствия монголо-татарского ига для Руси.
4. Причины формирования российского централизованного государства в XV веке.
5. Основные этапы формирования российского централизованного государства.
Список литературы
1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М., 1982.
2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV вв. М., 1986
3. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2004.
5. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. М„ 1960.
6. Карголов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966.
7. Кучкин В.А. Русь под владычеством Золотой Орды // Преподавание истории в школе. 1993. № 3.
8. Зимин А.А. Россия на рубеже XV - XVI столетий. М., 1982.
9. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.
Ю.Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.
П.Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII век). М„ 1956. Пояснительная записка
Эпоха с XII по XV вв. была переломной в истории нашей страны. Киевская Русь распалась. Удельные княжества не могли в одиночку эффективно противостоять внешней угрозе. Под вопросом было существование не только новых государственных образований, но и самого древнерусского этноса. Вместе с тем, именно в рамках этого периода возникли общественные силы, возродившие централизованное государство и обеспечившие его независимость. Цель занятия состоит в том, чтобы понять, как через упадок общества и разрушение старого государства формируется новое, на смену Киевской Руси приходит Московская, а восточнославянский этнос сменяется русским.
При подготовке первого вопроса выделите и проанализируйте основные причины феодальной раздробленности, разделив их на группы: политические, экономические, социальные. Как повлияли особенности существовавшей на Руси системы наследования власти по принципу старшинства в роде на ускорение процессов распада государства? Подумайте, можно ли в числе причин, приведших к удельному периоду, назвать этническое старение восточнославянского этноса. Каковы признаки этого процесса? При подготовке используйте теорию этногенеза Л.Н. Гумилева.
Второй вопрос предполагает не простое перечисление многочисленных битв и нашествий периода монголо-татарского ига. Необходимо разделить изучаемую эпоху (т.е. более чем два столетия) на периоды, поскольку степень насилия и реальных угроз в разное время была неодинакова. Определите и проанализируйте методы, с помощью которых удельные князья и народ в целом боролись с внешним врагом и с Запада, и с Востока. При этом необходимо иметь в виду, что для указанного периода характерна не только борьба с завоевателями, но и стремление к сотрудничеству и сосуществованию с ними.
Изучение третьего вопроса должно показать неоднозначность мнений ученых относительно последствий монголо-татарского ига для Руси. В настоящее время, наряду с традиционной точкой зрения, негативно оценивавшей результаты доминирования Золотой Орды над Русью, активно развиваются и противоположные теории. На первый план они выдвигают отношения сотрудничества и взаимодополняемости, а не угнетения и подчинения. Сравните указанные позиции разных авторов, что позволит более объективно оценить данный период.
При подготовке к четвертому вопросу требуется установить основные группы причин, которые привели к формированию в XV веке московского централизованного государства. Покажите, как и в первом вопросе, какую роль в данном процессе сыграли внутриэтнические процессы, формировавшие русский народ. Не забудьте при этом охарактеризовать и традиционную точку зрения, объяснявшую центростремительные тенденции социально- экономическими и политическими причинами. При этом необходимо отметить,
что интересы разных сословий и социальных групп, желавших централизации, часто были не просто различными, но и даже диаметрально противоположными. Так, крестьяне надеялись, что сильный правитель единого государства поставит надежный заслон на пути ограничения их свободы феодалами, приводившего к крепостной зависимости. Феодалы же, в свою очередь, видели в централизованном государстве силу, способную обеспечить усиление эксплуатации крестьянства.
При ответе на пятый вопрос плана разделите объединительный процесс на этапы. Определите основания для выделения того или иного этапа, охарактеризуйте его содержание. Назовите основные методы, которые использовали московские князья при осуществлении централизации.
Подводя итог изучению темы, попробуйте сформулировать вывод о значении эпохи XIII — XV вв. в истории России и русского этноса.
Темы для рефератов
1. Русь и Золотая Орда: вражда или взаимодействие.
2. Западная угроза Руси в XIII - XV вв.
3. Феодальная война второй четверти XV в. как этап централизации российского государства.
4. Исторический портрет великого князя Ивана III.
5. Формирование русского этноса с точки зрения теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
ТЕМА Ш. ЭПОХА «ГРОЗНОГО» ЦАРЯ (2ч)
План
1. Причины реформ Ивана IV.
2. Политические и государственные реформы 40-50-х гг. XVI в., их значение.
3. Экономические и военные преобразования.
4. Опричнина, социально-политический характер опричнины.
5. Результаты правления царя Ивана IV.
6.
Источники
1. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.
Список литературы
3. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988.
4. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.
5. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.
6. Зимин А.А. Пересветов И. и его современники. М., Л., 1959.
f 5. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982.
8. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987. Т.З.
9. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975.
10. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973.
расколу общества и продолжает оказывать свое влияние до сих пор. Территориальные потери России на северо-западе компенсировались воссоединением с Украиной, активным продвижением на Восток и изучением Сибири. Изучение этих узловых моментов истории XVII века и предложено в плане настоящего семинарского занятия. Не включен в план вопрос о содержании и значении Соборного Уложения 1649г. в связи с тем, что студенты специальности «юриспруденция» подробно изучают данный документ в курсе истории отечественного государства и права, и повторять этот материал в сжатом виде не представляется целесообразным.
При ответе на первый вопрос объясните, почему возникла проблема избрания новой правящей династии, почему это событие происходило на Земском Соборе. Выделите основные политические силы и социальные слои, представители которых принимали участие в Земском Соборе 1613г. Определите основной круг претендентов на царский престол, Выскажите свое мнение о легитимности получения династией Романовых царского престола. Подводя итог, сформулируйте историческое значение народного выбора.
При изучении второго вопроса нужно учитывать, что ослабление государственных структур в начале XVII века дало возможность православной церкви побороться за повышение своего политического статуса. Процесс этот шел для церкви достаточно успешно вплоть до второй половины века. Рост ее влияния на политику особо не ставился под сомнение, пока патриархом служил отец царя. При Алексее Михайловиче ситуация существенно изменилась. Воспользовавшись необходимостью проведения малопонятной большинству населения реформы, патриарх Никон попытался заполучить контроль над светской властью. Однако окрепшие государственные структуры не позволили реализоваться данному плану и сумели не только отправить властного патриарха в отставку, но и свалить на него ответственность за непопулярную реформу, идеологически и политически выгодную государству. Сама церковная реформа началась не вдруг, не по единоличному решению Никона. При подготовке вопроса определите основные причины, вызвавшие необходимость проведения реформы. В чем заключался интерес государства и церковной верхушки, готовивших преобразования. Подумайте также над вопросом, какое влияние на замысел и разработку реформы оказало воссоединение Украины с Россией. Почему Никон при подготовке изменений опирался не столько на бывших соратников из «Кружка ревнителей древнего благочестия», сколько на мнение украинских и зарубежных православных священнослужителей? Подводя итог, сформулируйте историческое значение реформы и возникновения раскола для церкви, общества и государства.
Изучая вопрос о воссоединении Украины с Россией покажите, каким было положение православного населения в пределах Речи Посполитой, каковы причины его тяготения к Москве. Определите движущие силы антипольского движения и его хронологические рамки. Попробуйте разделить процесс воссоединения на этапы и дать им характеристику. Проанализируйте результаты воссоединения Украины с Россией.
XVII век - это век великих русских географических открытий, начала освоения и заселения Сибири жителями европейской России. Определите причины, заставлявшие первооткрывателей, несмотря на грандиозные трудности, продвигаться «за Камень» и по сибирским просторам. Какие группы населения принимали в этом процессе наиболее активное участие и почему? Применимо ли к этому процессу гумилевское понятие «пассионарности»? Назовите самые известные экспедиции XVII века и их результаты. Определите способы колонизации Сибири. Подводя итог изучению вопроса, определите историческое значение русской колонизации Сибири в XVII веке.
Темы рефератов
11. Исторический портрет царя Алексея Михайловича.
12. Правовое положение крестьян в XVII веке.
13. Церковная реформа глазами старообрядцев.
14. Положение православного населения Речи Посполитой в XVII веке.
15. Проблема основания города Кургана в исторической литературе.
ТЕМА V. РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I (2ч)
План
1. Предпосылки преобразований.
2. Военные реформы Петра I.
3. Изменения в системе центрального управления.
4. Экономическая и фискальная политика Петра I.
5. Церковная реформа.
6. Итоги и «цена» реформ.
Источники
1. Российское законодательство X - XX вв. М., 1986. Т.4.
Список литературы
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. JL, 1989.
4. Баггерс Ханс. Реформы Петра Великого. М., 1985.
5. Буганов В.И. Петр Великий и его эпоха. М., 1988.
6. Головатенко А. Реформы Петра I: истоки и последствия // История России: спорные проблемы. М., 1993.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989. Т.4.
8. Павленко Н.Н. Петр Великий. М., 1990.
9. Сташенко Л.А., Софроненко К.А. Государственный строй России в первой четверти XVIII века. М., 1973.
Пояснительная записка
Эпоха императора Петра I воспринимается как время бесчисленных реформ, радикально изменивших облик России. При этом остается в тени, что многие из его начинаний на самом деле была порождением еще XVII века. Резкий цивилизационный разлом в обществе, произошедший в годы его правления, закрепощение всех сословий, приведшее к понижению их статуса,
заставляли и современников, и потомков отграничивать Россию Петра от Руси допетровской.
Цри подготовке первого вопроса выделите основные группы причин, обусловивших начало преобразований. Какую роль сыграла Северная война в начале серии преобразований? Могла ли Россия, в условиях военной угрозы и экономического отставания от соседей, сохранить приверженность курсу на традиционализм? Насколько были подготовлены реформы с политической, юридической, финансовой точки зрения. Изучение самих реформ предполагает знакомство с основными законодательными памятниками той эпохи, такими как «Генеральный регламент», «Табель о рангах», «Артикул воинский» и др. Дайте оценку законодательным памятникам той эпохи. Какие новшества вводили они в армии, в общественный и политический строй, правовую систему России. Как они способствовали формированию в стране нового политического строя - абсолютизма. Почему допетровские порядки нельзя назвать абсолютизмом, несмотря на то, что формально власть царя и тогда никем и ничем не ограничивалась?
При изучении развития экономики России в начале XVIII в. охарактеризуйте ее особенности и отличия от западноевропейской. Необходимо учитывать, что царизм пытался насадить в России капитализм, но с местной феодальной спецификой. Экономические реалии того времени предполагали использование на мануфактурах принудительного труда посессионных крестьян, прямое вмешательство государства в сферу производства и торговли, протекционизм, строительство предприятий за счет средств государственной казны с дальнейшей их приватизацией.
На завершающем этапе занятия необходимо проанализировать основные результаты реформ, выделить их положительные и отрицательные стороны. Являлись ли преобразования результатом продуманной политики или они осуществлялись спонтанно? Какую цену заплатил народ за резкий рывок первой четверти XVIII в. Удалась ли модернизация «по Петру»? Компенсировались ли потери общества от радикальных методов проведения преобразований и всеобщего «похолопления» полученными достижениями? Вспомните, при этом, какие новшества, активно вводимые Петром, начали внедряться в России еще до него.
Темы длярефератов
1. Возникновение российского флота при Петре I.
2. Православная церковь в период правления Петра I.
3. Возникновение российского чиновничества при Петре I.
4. Эволюция положения крестьянства в ходе петровских преобразований.
5. Сопротивление феодальной аристократии петровским реформам.
6. Народное сопротивление петровскому реформаторству.
ТЕМА VI.МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
(в последней трети XIXвека) (2ч )
План
1. Изменение положения крестьянства после реформы 1861г.
2. Развитие сельского хозяйства России:
а) пережитки крепостничества;
б) появление капиталистических черт в сельском хозяйстве.
3. Строительство железных дорог и их влияние на развитие внутреннего
рынка.
4. Формирование основных промышленных районов страны.
5. Особенности российского капитализма последней трети XIX века.
Источники
1. Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995.
2. Конец крепостничества в России: документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
3. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. М., 1984-1994. Т.7. Документы крестьянской реформы. М., 1989.
Список литературы
1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
2. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 5.
3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
4. Литвак Б.Г. Переворот 1861г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
5. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. М., 1999.
6. Ленин В.И. Развитие капитализма в России // В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.З.
7. Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. 1850-1880гг. М., 1978.
8. Соловьева A.M. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975.
9. Соловьева A.M. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990. Пояснительная записка
Изучение данной темы позволяет понять, как развивалась экономика России после «долгожданных» либеральных реформ, выводивших страну на капиталистические рельсы. В связи с тем, что студенты специальности «Юриспруденция» подробно изучают основные законодательные акты периода Великих реформ в курсе ИОГП, не представляется целесообразным их простое повторение в курсе отечественной истории. Нам следует проанализировать последствия реформ для экономики и социальной сферы. При этом, конечно, не обойтись без привлечения документов, в первую очередь «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Опираясь на данный документ и научную литературу, определите основные изменения, которые произошли в положении российского крестьянства после реформы. Отметьте положительные и отрицательные последствия преобразований. Какие
новшества появились в системе сельского самоуправления и организации хозяйственной сферы? Подумайте, были ли готовы крестьяне психологически к отмене власти барина над ними и их имуществом. Только ли один сплошной негатив несло в себе крепостное право?
В тесной связи с первым находится второй вопрос плана. Выявите, какими путями пошло развитие сельского хозяйства России после реформ, какие факторы способствовали ускорению, а какие тормозили перевод аграрной экономики на путь капитализма. Выделите основные пережитки традиционного феодально-общинного строя, сохранившиеся после преобразований, установите причины их живучести. Подумайте, почему государство старалось сохранить влияние этих пережитков в российской деревне, законсервировать их. Как вы думаете, с какими трудностями сталкивались крестьяне, желавшие организовать ведение хозяйства по-капиталистически? Выскажите свое мнение, возможно ли в российских условиях ведение эффективного, производительного хозяйства не общинными методами.
Третий вопрос темы посвящен строительству железных дорог в России. Это была первая, осуществляемая часто беспланово, программа капиталистической индустриализации России. Определите причины необходимости железнодорожного строительства в России. Отметьте роль, которую сыграло государство в организации и подготовке железнодорожного бума. Какую роль сыграл частный российский и зарубежный капитал в этом деле. Как повлияло строительство железных дорог на развитие внутреннего рынка России, ее связи с зарубежными партнерами и в становлении капиталистических отношений в целом. Назовите наиболее значимые магистрали, построенные в пореформенный период. В тесной связи со строительством железных дорог находится проблема формирования и территориального расположения промышленности. Назовите старые индустриальные районы нашей страны. Почему после отмены крепостного права старая русская промышленность пережила длительный глубокий упадок, а надежды на толпы крестьян, ищущих работу в городах и на заводах, не оправдались. Где и почему возникли новые производственные регионы после 1861г. Охарактеризуйте роль частного и иностранного капитала в становлении современной промышленности. Согласны ли вы с утверждением, что с приходом иностранного капитала Россия становилась полуколонией западных государств.
В последнем вопросе темы следует обобщить полученные знания. Выскажите свое мнение, почему российский капитализм формировался со значительными особенностями от западной капиталистической системы. Подводя итог, отметьте главные достижения, противоречия и отрицательные стороны эпохи модернизации страны в пореформенный период.
Темы длярефератов
Крестьянская община в пореформенный период.
Отношение крестьян к реформе 1861г.
Формирование промышленного пролетариата в России в последней трети XIX в.
Способы первоначального накопления капитала в пореформенной России.
Роль частного капитала в строительстве железных дорог.
ТЕМА VII. ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ 10-20 гг. XX века (2ч)
План
- Февральская революция 1917 г., ее причины, движущие силы, значение.
- Октябрьская революция 1917 г., ее причины, движущие силы, значение.
- Формирование советской системы власти.
Список литературы
1. Катков Г.М. Февральская революция. М., 1997.
2. Харитонов B.JI. Февральская революция в России//Вопросы истории. 1993.№11-12.
3. Волобуев П.В. Булдаков В.II. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5-6.
4. Октябрьская революция: ожидания и результаты. Научная конференция в Москве // Отечественная история. 1993. № 4.
5. Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история. 1994. № 1.
6. Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917- 1923 гт. М., 1995.
7. Леонов С.В. Советская государственность: замыслы и действительность (1917 -1920 гг.) // Вопросы истории. 1990. № 12.
8. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Поли. собр. соч. Т. 33.
9. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Полн. собр. соч. Т.Н. С. 1-131.
Ю.Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 239-241.
П.Ленин В.И. Марксизм и восстание // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 242-247.
12.Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т: 31. С. 113-118.
1 З.Ленин В.И. Задачи революции // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 229-237.
Н.Троцкий Л.Д. Преданная революция. М., 1991.
1. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.
2. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й. (1901-1939). М., 2002.
3. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. М. 2002.
18.0льденбург С.С. Царствование императора Николая II. М., 2003.
Пояснительная записка
Сочетание невиданного экономического и социального роста России начала XX века, тягот первой мировой войны и деятельности антигосударственных сил внутри страны привело в 1917 г. к двум различным по своему характеру революциям, изменившим политический строй и провозгласившим решительный разрыв с историческим прошлым. В связи с этим, прежде чем приступать к рассмотрению вопросов темы, необходимо дать определение термину «революция». Существующая литература дает этому понятию очень большой круг объяснений. Сравните между собой различные определения термина «революция».
Определите основные причины революций 1917 г. Какое объяснение по этому поводу дают авторы исторических сочинений. Проанализируйте особенности позиции В.И. Ленина. Что нового добавили в изучение данной проблемы С.Г.Кара-Мурза, В.В.Кожинов. Проанализируйте видение февральской революции, изложенное Сергеем Ольденбургом. Сделайте самостоятельные выводы, основываясь на изученных материалах. Вместе с тем, следует четко понимать, что у истории нет сослагательного наклонения и революции 1917 года есть свершившийся факт. Определите значение и роль этих революций в истории нашей страны, выделите основные черты их сходства и различия.
Для понимания третьего вопроса необходимо выстроить четкую схему сформировавшейся в годы гражданской войны системы советской власти. Назовите основные структуры государственного управления, перечислите их главные функции. Запомните наименования советских органов управления. Почему в России послереволюционного периода невозможно было сформировать систему управления по принципу «разделения властей». Интересно, что до событий первой мировой войны этот принцип являлся реальностью политической жизни. Почему в условиях, сложившихся к январю 1918 г., Учредительное собрание не имело широкой народной поддержки, тогда как ранее именно под лозунгом его созыва организовывались «народные» выступления против царя? Насколько новая система власти отвечала потребностям и чаяниям людей? В то же время, можете ли вы проследить параллели между советской системой власти и традиционной формой управления Россией, существовавшей до либеральных реформ Александра II и демократических реформ Николая II. Какую роль играла большевистская партия в деле управления государством и экономикой? Попытайтесь выделить общее и различия в терминах «совет» и «парламент».
Темы для рефератов
1. Власть и февральская революция 1917г.
2. Армия и революции 1917г.
3. Роль политических партий в организации Октябрьской революции 1917г.
4. Народ и февральская революция 1917г.
5. Принципы функционирования советской системы власти.