Задами и направления деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры направлена на обеспече­ние в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов гра­ждан и организаций, а также общественных и государ­ственных интересов.

Для выполнения указанных задач органы прокура­туры в соответствии с Конституцией осуществляют четыре функции, именуемые направлениями деятель­ности прокуратуры:

1) прокурорский надзор;

2) предварительное следствие по уголовным делам;

3) участие в рассмотрении дел судами и поддержа­ние государственного обвинения в судах;

4) координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борь­бу с преступностью и коррупцией, а также дея­тельности по борьбе с преступностью иных орга­низаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокурорский надзор - это деятельность прокурату­ры по осуществлению надзора за точным и единооб­разным исполнением на территории государства зако­нов и иных нормативных правовых актов. Рассматри­ваемая функция является основным (доминирующим) направлением деятельности прокуратуры.

В свою очередь прокурорский надзор как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора. В зависимости от специфики объектов проку­рорского надзора (вида органов, за которыми осуще­ствляется надзор) выделяют пять отраслей прокурор­ского надзора:

· надзор за исполнением законодательства при осу­ществлении оперативно-розыскной деятельности;

· надзор за исполнением закона в ходе досудебно­го производства, при производстве предваритель­ного следствия и дознания;

· надзор за соответствием закону судебных поста­новлений, а также за соблюдением законодатель­ства при их исполнении;

· надзор за соблюдением законодательства при ис­полнении наказания и иных мер уголовной от­ветственности, а также мер принудительного характера;

· надзор за исполнением законодательства. В рам­ках данной отрасли осуществляется надзор за всеми остальными поднадзорными прокуратуре объектами (республиканскими органами госу­дарственного управления и иными государствен­ными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распо­рядительными органами, общественными объе­динениями, религиозными организациями и дру­гими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуаль­ными предпринимателями).

При характеристике надзорной деятельности про­куратуры следует учитывать, что в государстве имеются институты, за которыми прокуратура не вправе осу­ществлять надзор (Президент, Парламент, Правитель­ство, неподведомственные Правительству государствен­ные органы и др.).

Для осуществления прокурорско-надзорной деятель­ности законодательство предоставляет прокурорам широкий круг полномочий. Их совокупность принято подразделять на две группы:

· полномочия по выявлению нарушений законов, причин нарушений и лиц, причастных к нару­шениям законности (право требовать объясне­ния от должностных лиц и граждан; проводить проверки исполнения законодательства; запра­шивать необходимую информацию и др.);

· полномочия по устранению нарушений закон­ности и привлечению виновных лиц к установ­ленной законом ответственности (право принесения протестов, представлений, вынесения по­становлений, предписаний, объявления офици­альных предупреждений, дачи указаний и др.).

Конкретный состав и характер полномочий проку­рора в той или иной отрасли прокурорского надзора неоднороден. В частности, в рамках осуществления над­зора за исполнением законодательства полномочия прокурора носят распорядительно-рекомендательный характер, а при осуществлении надзора за исполнени­ем законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — обязывающий характер.

Вторым направлением деятельности прокуратуры является проведение предварительного следствия по уго­ловным делам. В этих целях в структуре органов проку­ратуры имеется следственный аппарат. Следователи прокуратуры расследуют уголовные дела, отнесенные УПК к их компетенции. Помимо этого прокурор вправе принять к производству любое уголовное дело, подслед­ственное иным органам предварительного расследования.

Третье направление деятельности прокуратуры — под­держание государственного обвинения в суде по уголовным делам и участие в рассмотрении дел судами. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде первой инстанции по всем уголовным делам публичного и част­но-публичного обвинения, а в предусмотренных зако­ном случаях — и по делам частного обвинения.

В рассмотрении судами первой инстанции граж­данских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. Кроме того, прокурор по своей инициативе впра­ве вступить в дело, принятое судом к рассмотрению от других лиц. В хозяйственных судах первой инстан­ции прокурор участвует в делах, возбужденных по инициативе прокуратуры.

Помимо суда первой инстанции, прокурор прини­мает участие в рассмотрении дел судами вышестоящих инстанций.

В рамках четвертого, из указанных направлений дея­тельности прокуратуры, Генеральный прокурор Респуб­лики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориаль­ных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвую­щих в борьбе с преступностью. С этой целью образует­ся возглавляемое прокурором координационное сове­щание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борь­бе с преступностью.

Наши рекомендации