Иные направления деятельности прокуратуры

Уголовное преследование исторически является сопутствующим прокурорскому надзору видом деятельности, поскольку решение задачи выявления и устранения нарушений закона неразрывно связано с осуществлением преследования тех, кто закон не соблюдает. Закон о прокуратуре детально не раскрывает содержание уголовного преследования как направления деятельности прокуратуры, его положения содержат лишь указание на то, что «прокуратура… осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ» (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре) и «осуществляя уголовное преследование, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя» (п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре). Однако уголовное преследование как направление деятельности прокуратуры выходит за рамки одного лишь поддержания прокурорами государственного обвинения. Уголовно-процессуальное законодательство определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Такая деятельность осуществляется прокурорами в судебном и досудебном производстве по уголовным делам.

Уголовное преследование в досудебном производстве представляет собой процессуальную деятельность прокуроров, уполномоченных надзирать за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания. При этом прокуроры утверждают обвинительные заключения и обвинительные акты (постановления) по направляемым в суд уголовным делам, руководят процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателей (путем дачи им указаний, согласия на принятие процессуальных решений и т. п.), осуществляют иные полномочия, выходящие за рамки только надзора за деятельностью органов расследования.

В значительной степени прокурорское уголовное преследование реализуется в судебных стадиях уголовного судопроизводства путем поддержания прокурорами государственного обвинения и участия в пересмотре судебных решений вышестоящими судебными инстанциями. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством участие государственного обвинителя обязательно по подавляющему большинству уголовных дел. Поддерживая государственное обвинение, прокурор излагает суду предъявленное подсудимому обвинение; представляет доказательства и участвует в их исследовании судом; выступает в судебных прениях, высказывает суду предложения по вопросам, решаемым в приговоре; изменяет обвинение в сторону смягчения либо отказывается от обвинения, если придет к выводу, что оно не подтверждается представленными доказательствами.

Кроме того, прокурор приносит апелляционные, кассационные и надзорные представления на незаконные и необоснованные решения суда и участвует в их рассмотрении. Прокурор вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговора. По заключению прокурора и с его участием суд рассматривает вопрос о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь отрывшихся обстоятельств.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами[140] является обособленным от прокурорского надзора направлением деятельности. В настоящее время прокуратура не осуществляет надзор за судами, как это имело место ранее, до принятия Закона о прокуратуре. Такое положение определено самостоятельностью и независимостью органов судебной власти.

Действующим законодательством закреплено участие прокурора в той или иной форме во всех видах судопроизводства, т. е. в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел. Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Участию прокурора в рассмотрении судами уголовных дел была дана характеристика при рассмотрении вопросов осуществления уголовного преследования. В отличие от рассмотрения судами уголовных дел, участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских или арбитражных дел не является обязательным. Обращение прокурора в суд или арбитражный суд в порядке гражданского судопроизводства нередко требуется в целях устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека и гражданина. Так, прокурор вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействующим противоречащего закону нормативного правового акта, с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Закон устанавливает широкие возможности прокурора по исковой защите прав и свобод конкретного гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ иски о защите прав, свобод и законных интересов гражданина в определенных сферах (трудовых (служебных) отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования) могут быть заявлены прокурором независимо от возможности предъявления иска самим гражданином на основании его заявления.

Кроме того, формой участия прокурора в гражданском судопроизводстве является вступление его в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных предусмотренных законом случаях. По тем делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, он может приносить представления на незаконные и необоснованные решения суда в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Прокурор вправе принести представление о пересмотре решений суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров возложена обязанность координации деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Полномочия прокурора и порядок реализации такого направления деятельности прокуратуры определены Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567[141].

Основной формой координации деятельности по борьбе с преступностью являются координационные совещания под председательством прокурора, в состав которых на правах членов совещания входят руководители правоохранительных органов или лица, исполняющие их обязанности. Руководители правоохранительных органов на основе одобренных и принятых ими решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры.

В целях подготовки материалов по вопросам, выносимым на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации прокурором могут быть образованы рабочие группы из представителей правоохранительных органов.

Другими формами координации деятельности правоохранительных органов являются:

— обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

— совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

— взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

— издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов, выпуск информационных изданий.

Участие в правотворческой деятельности[142] реализуется прокурорами путем внесения предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. Согласно конституциям (уставам) многих субъектов Федерации прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

В качестве формы правотворческой деятельности можно также выделить участие прокуроров в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов. Прокуроры вправе участвовать в обсуждении законопроектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.

Самостоятельным направлением участия органов прокуратуры в правотворческой деятельности является осуществляемая прокурорами в соответствии со ст. 91Закона о прокуратуре антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Выявив в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы, прокурор вносит в орган или лицу, которые издали этот акт, подлежащее обязательному рассмотрению требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре к деятельности прокурора отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

Выше уже отмечалось, что при выявлении в процессе надзора любого административного правонарушения прокурор вправе вынести постановление о возбуждении соответствующего производства. Вместе с тем, согласно действующему законодательству об административных правонарушениях, возбуждение данного производства не во всех случаях обусловлено выполнением прокурором надзорных задач. Частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено более 40 составов административных правонарушений, дела о которых могут возбуждаться только прокурором. К их числу отнесены многие административные правонарушения, посягающие на права граждан, общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения в области охраны собственности, связи и информации, против порядка управления и др. Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам надзорных проверок, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц, которые рассматриваются и разрешаются в соответствии с требованиями КоАП РФ[143].

Согласно ст. 25.11 КоАП РФ в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении, совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. В связи с реализацией прокурорами полномочий, направленных на решение задач законодательства об административных правонарушениях, в юридической литературе высказывается мнение о правомерности выделения такого самостоятельного направления прокурорской деятельности, как «административное преследование»[144].

Глава IV. Органы предварительного расследования

§ 1. Предварительное расследование преступлений:
понятие, цель и задачи, формы

Исключительное право на признание лиц виновными в совершении преступления и назначение им наказания принадлежит суду. Однако суд, в силу принципа состязательности сторон, не вправе возбуждать уголовные дела, выявлять лиц, совершивших преступления, изобличать их, осуществлять уголовное преследование. Законодатель исходит из того, что для обеспечения деятельности суда по рассмотрению и разрешению большинства уголовных дел, для вынесения обоснованных и справедливых приговоров объективно необходимо предварительное расследование.

Предварительное расследование представляет собой урегулированную законом, облеченную в форму правовых отношений деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и других участников, осуществляемую в установленном порядке, назначением которой является доказывание события преступления, виновности лица, его совершившего, и других имеющих значение обстоятельств, а также создание иных предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде.

Расследование преступлений является одним из основных направлений правоохранительной деятельности (правоохранительной функцией). Данную деятельность осуществляют специально уполномоченные государством правоохранительные органы — органы предварительного расследования (предварительного следствия и дознания). Именно эти государственные органы (их должностные лица) возбуждают уголовное дело, принимают его к производству, расследуют, направляя его ход, осуществляют следственные и иные процессуальные действия, применяют меры процессуального принуждения, принимают решения по результатам, за которые несут персональную ответственность. В сферу расследования преступления вовлекаются прокурор и иные участники судопроизводства (потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые, эксперты, понятые и др.). Однако они не осуществляют функцию расследования, а лишь вступают в правовые отношения с органами предварительного следствия и органами дознания.

Деятельность по предварительному расследованию преступлений подробно урегулирована законом. Ей посвящены нормы глав 21, 22, 32, 321, 401, 50, 51 и 52.

Предварительное расследование преступлений наряду с этапом возбуждения уголовного дела является составной частью досудебного производства, которое предшествует фазе рассмотрения уголовного дела в суде. Досудебное производство имеет по отношению к судебному производству подчиненный характер. М. С. Строгович писал, что «органы расследования проводят свою работу до суда и для суда в целях предоставления суду дела в достаточно исследованном виде, чтобы суд имел возможность рассмотреть и оценить всю совокупность обстоятельств дела и вынести правильный по существу приговор»[145]. Расследование можно назвать предварительным еще и потому, что «при его производстве не решается окончательный вопрос о виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Оно приводит не к окончательным, а лишь к предварительным выводам по вопросам, которые возникают по конкретному уголовному делу до направления его в суд»[146]. И хотя часть уголовных дел не доходит до суда по причине их прекращения в досудебном производстве, во многих случаях производство расследования приостанавливается в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, и иными определенными в законе основаниями, главной целью расследования остается создание предпосылок к рассмотрению дела в судебном разбирательстве.

Итак,цель предварительного расследования состоит в том, чтобы датьправовую оценку деянию, обладающему признаками преступления, и создать иные предпосылки для рассмотрения уголовного дела в суде. Это должно способствовать реализации назначения всего уголовного судопроизводства, сформулированного в ст. 6 УПК РФ, а именно защите: 1) прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Достижение цели предполагает разрешение задач предварительного расследования:

1. Раскрытие преступления. Решение этой задачи предполагает: установление в ходе предварительного расследования наличия (или отсутствия) уголовно наказуемого деяния; обнаружение всех его элементов (эпизодов); выявление лица (лиц), совершившего(их) деяние; осуществление правильной юридической оценки содеянного.

2. Изобличение виновных в совершении преступления — задача не менее важная и трудоемкая. Осуществляя уголовное преследование, орган предварительного расследования доказывает виновность лица, совершившего общественно опасное деяние, для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правового воздействия. В то же время на него возлагается обязанность устанавливать обстоятельства, не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие его ответственность. Лицо, производящее расследование, должно предоставить обвиняемому возможность использовать все права для защиты от обвинения.

3. Обеспечение участия обвиняемого в производстве по делу. Эта задача разрешается путем применения к лицу, преследуемому в уголовном порядке, мер процессуального принуждения. Поскольку судебное разбирательство, по общему правилу, проводится при обязательном участии подсудимого, то при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, лицо, ведущее предварительное расследование, вправе избрать одну из мер пресечения (подписку о невыезде, залог, заключение под стражу и др.). Если же применение той или иной меры принуждения не было своевременным или эффективным, ввиду чего обвиняемый (подозреваемый) скрылся, следователь организует его розыск (ст. 210 УПК РФ).

4. Принятие мер к установлению вреда, причиненного преступлением, его возмещению. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. УПК РФ предусматривает обеспечение возмещения потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, и возможность компенсации морального вреда (ч. 3 и 4 ст. 42). Обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу, являются характер и размер вреда (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Своевременное принятие мер к установлению и возмещению последнего — одна из задач уголовного судопроизводства в целом и его части — предварительного расследования. Исполнение данной задачи возлагается на органы, осуществляющие расследование по уголовному делу.

5. Профилактика преступлений, оказание воспитательного воздействия на граждан. Правовое воспитание в уголовном судопроизводстве, в том числе на стадии предварительного расследования, призвано решать комплекс практических задач, в число которых входят: ознакомление граждан с нормативными предписаниями и формирование у них уважения к праву; выработка умения применять положения права в конкретных ситуациях; воспитание понимания необходимости и потребности точного исполнения закона; формирование активного отрицательного отношения к правонарушениям и лицам, их совершающим; воспитание умения отстаивать субъективные права и законные интересы, как свои, так и других лиц, а также государственные и общественные интересы в предусмотренном законом порядке. Правовое воспитание — это средство профилактики совершения новых преступлений. На снижение уровня преступности направлены и принимаемые в ходе расследования меры по установлению и устранению способствовавших совершению преступлений обстоятельств, выявление которых входит в обязанности следователя, органа дознания, дознавателя (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Выделяются и другие задачи предварительного расследования.

Формы предварительного расследования.Согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия или дознания (рис. 10).

Хотя деятельность по расследованию преступлений в рамках обеих форм внешне сходна (что предопределено общими задачами предварительного расследования), фактически она имеет различия:

1) по органам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность, и по степени их процессуальной самостоятельности. Предварительное следствие осуществляют только следователи; дознание — органы дознания (дознаватели), а в отдельных случаях — следователи (например, в соответствии с пп. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Следователь является лицом, обладающим процессуальной самостоятельностью. Возражение следователя на указания руководителя следственного органа по основным, принципиальным вопросам уголовного дела предполагает приостановление их исполнения. Самостоятельность дознавателя, несмотря на законодательные шаги, направленные на ее расширение, нельзя признать полной. Дознаватель вправе обжаловать указания начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, прокурора, но это не влечет приостановления их исполнения;

2) по субъектам, осуществляющим контрольно-надзорные функции, и объему их полномочий. В рамках предварительного следствия контроль преимущественно реализуется руководителем следственного органа, полномочия прокурора по надзору здесь носят усеченный характер. При производстве дознания, напротив, приоритет отдается надзору, осуществляемому прокурором, хотя также имеет место и ведомственный процессуальный контроль начальника органа дознания и начальника подразделения дознания;

3) по характеру подследственных дел. Предварительное следствие является основной формой расследования, производится по большинству уголовных дел. Дознанию подследственны менее опасные преступления, которые более просты с точки зрения расследования. Производство дознания, как правило, связано с осуществлением административных функций того или иного органа дознания (ч. 3 ст. 150 УПК РФ);

4) по способам наделения преследуемых лиц статусом подозреваемого и обвиняемого. В рамках предварительного следствия уголовное преследование осуществляется как в отношении подозреваемого, так и в отношении обвиняемого. При производстве дознания отсутствует (по общему правилу) такой этап деятельности, как привлечение лица в качестве обвиняемого: преследуемое лицо фигурирует в статусе подозреваемого вплоть до окончания дознания. В случае если уголовное дело возбуждено только по факту и в ходе дознания получены достаточные сведения, дающие основания подозревать лицо, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 2231УПК РФ). При производстве предварительного следствия возможность постановки лица в статус подозреваемого путем уведомления о подозрении отсутствует;

5) по срокам производства.Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости указанный срок может быть продлен до 3, 12 месяцев, а в исключительных случаях — и более (ст. 162 УПК РФ). Предельный срок предварительного следствия законом не установлен. Дознание же осуществляется в более короткие сроки. Общий срок дознания составляет 30 суток, этот срок может быть продлен еще до 30 суток. В необходимых случаях продление срока допускается до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, — до 12 месяцев (ст. 223 УПК РФ). Более того, при определенных условиях (когда подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, не оспаривает правовую оценку деяния и др.) дознание может быть проведено в сокращенной форме, предусмотренной гл. 321 УПК РФ, в срок, не превышающий 15 (при продлении — 20) суток (чч. 1 и 2 ст. 2261УПК РФ);

6) по итоговым решениям и порядку окончания предварительного расследования. Итоговым документом предварительного следствия является обвинительное заключение, дознание может быть завершено обвинительным актом, а дознание в сокращенной форме — обвинительным постановлением.

Рис. 10. Отличие предварительного следствия от дознания

Таким образом, предварительное расследование является важной составной частью уголовного судопроизводства, позволяющей установить лицо, совершившее преступление, собрать доказательства, изобличающие его в совершении преступления, и тем самым осуществить подготовку к рассмотрению дела в суде, а также решить иные задачи.

Предварительное расследование осуществляется в двух отличных друг от друга формах, что обусловливает наличие двух групп органов, выполняющих функцию расследования: органов предварительного следствия и органов дознания.

§ 2. Органы предварительного следствия

История развития органов предварительного следствия России ведет свое исчисление с 25 июля[147] 1713 г., когда Петр I именным Указом основал следственную канцелярию М. И. Волконского, ставшую первым государственным органом России, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия[148]. В 1714–1715 гг. возникли еще три подобные следственные канцелярии — ведения В. В. Долгорукова, И. Н. Плещеева и И. С. Чебышова. Нормативная основа их деятельности лишь в самом общем виде регламентировалась в кратких учредительных актах. Каждая из канцелярий создавалась для предварительного следствия по определенной категории дел. Учреждение подобных канцелярий, которые позднее стали именоваться «майорскими», не означало еще образования целостной системы органов предварительного следствия.

В период проведения судебной реформы 8 июня 1860 г. именным Указом Александра II были введены 993 должности судебных следователей в 44 российских губерниях. К Указу прилагались три законодательных акта: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок»[149]. Настоящими документами определены полномочия следователей, решены основные вопросы, связанные с организацией предварительного следствия. Развитие российских органов предварительного следствия продолжилось в связи с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г.[150] Следователи были отнесены к числу особых должностных лиц судебного ведомства, имеющих судейское звание и сопряженные с ними служебные привилегии. Следователи состояли при окружных судах, пользовались правами членов последних лишь с некоторыми исключениями. На должность судебного следователя могло быть назначено лицо, имеющее высшее юридическое образование, прослужившее по судебной части не менее трех лет. Назначать и смещать следователя мог только император по представлению министра юстиции. Устанавливалось достаточно высокое материальное содержание следователя. Это обеспечивало его независимость.

После Октябрьской социалистической революции институт судебных следователей был ликвидирован. Декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» возложил предварительное следствие по уголовным делам на местных судей единолично. Кроме того, расследованием преступлений занимались следственные комиссии при военно-революционных комитетах, штабы Красной армии, следственные аппараты в органах государственной безопасности (ВЧК). В 1918 г. созданы следственные комиссии окружных судов, которые осуществляли расследование наиболее опасных преступлений, должности следователей были введены в Рабоче-Крестьянской милиции. Следственные органы в период гражданской войны нередко создавались и в иных государственных образованиях.

Таким образом, судебно-следственная система России этого времени характеризуется множественностью структурных форм, что объясняется активным поиском наиболее эффективного их построения для вновь созданного государства. Функция предварительного расследования начала передаваться различным ведомствам и органам, последовательно превращаясь в инструмент для достижения политических целей, редко совпадающих с задачами установления юридической истины. Наметился поворот к администрированию процедуры расследования[151].

В дальнейшем следователи были выведены из судов и полностью подчинены прокурорам. С 1934 г. следственные подразделения выделены в структуре Народного комиссариата внутренних дел и в органах государственной безопасности СССР посредством ведомственного нормативного регулирования. Принятые 25 декабря 1958 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик[152] наделили правом производства предварительного следствия лишь следователей прокуратуры и органов безопасности. Однако попытка обеспечить производство предварительного следствия только силами этих следователей не удалась. 6 апреля 1963 г. следственный аппарат был создан в системе министерства охраны общественного порядка (ныне — МВД России).

В 60–80-х гг. XX столетия посредством принятия ведомственных нормативных актов шло развитие внутренней структуры следственных аппаратов органов прокуратуры, КГБ (ФСБ), МВД.

В период проведения судебно-правовой реформы конца 1990-х — начала 2000-х гг. вновь предпринимались попытки реформирования системы органов следствия в целом. В частности, имели место ликвидация и возрождение следственных подразделений в органах государственной безопасности. В 1995 г. создавался следственный аппарат в федеральных органах налоговой полиции. В связи с ликвидацией последней он был упразднен в 2003 г. и образованы следственные подразделения в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Летом 2007 г. следственный аппарат прокуратуры был выделен в самостоятельную структуру — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. 27 сентября 2010 г. Указом Президента РФ на его базе создан Следственный комитет Российской Федерации, а Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ[153] данное следственное подразделение выведено из системы органов прокуратуры в качестве самостоятельного федерального государственного органа.

Таким образом, в настоящий момент система органов предварительного следствия представлена совокупностью следственных подразделений, входящих в структуру четырех ведомств: Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

От принадлежности к тому или иному ведомству зависит структура органов предварительного следствия. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о построении следственного аппарата различных ведомств.

Следственный комитет Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1182[154] создан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и является его правопреемником. В соответствии с Указом Президента России от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»[155] в систему Следственного комитета входят: 1) центральный аппарат Следственного комитета; 2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; 3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета. В Следственном комитете учреждаются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, экспертов, ревизоров, специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и др.

К ведению следователей Следственного комитета Российской Федерации отнесены дела об особо тяжких и тяжких преступлениях против жизни и здоровья (убийство; причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступлениях против конституционных прав человека и гражданина, о должностных и воинских преступлениях и др. Кроме того, следователи данного ведомства расследуют дела о преступлениях, совершенных лицами, обладающими особым правовым статусом, указанными в ч. 1 ст. 447 УПК РФ (судьи, депутаты и др.), должностными лицами ФСБ, МВД и т. п. или в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (п. 1 ч. 2 ст. 151, п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Следственный аппаратФедеральной службы безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[156], Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»[157] на данный орган исполнительной власти в числе прочих возлагается задача организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к его ведению. Следственные подразделения имеются в центральном аппарате ФСБ России, его территориальных органах (т. е. в управлениях (отделах) на уровне субъектов Федерации), а также в войсках. Здесь имеются должности следователей, старших следователей, старших следователей по особо важным делам и др.

На следователей органов Федеральной службы безопасности возложено расследование большинства дел о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия и др.), о незаконном пересечении границы Российской Федерации, о производстве или распространении оружия массового поражения и т. д. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Самым сложным по структуре является следственный аппарат органов внутренних дел, построенный в соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе МВД России, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации»[158], а также приказами МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422» (в ред. приказа МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333)[159], от 26 января 2009 г. № 52 «Об утверждении типового положения и типовой структуры следственного управления при УВД по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям»[160]. Он включает:

1) Следственный департамент МВД России;

2) следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам; следственные управления управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

3) следственные управления (отделы) линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

4) главные следственные управления (управления, отделы) МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Федерации;

5) следственные управления (отделы, отделения, группы): управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям (в том числе по нескольким муниципальным образованиям); управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах; линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; следственный отдел Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».

Следователи ОВД имеют специальные звания с приставкой «юсти

Наши рекомендации