Россия в системе мировой экономики.

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положе­ние России на международной арене, ее политические и экономиче­ские связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Рос­сийской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благо­приятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в каче­стве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских со­бытий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для пе­реговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили стра­ны Европейского Сообщества. В 1993—1994 гг. были заключены со­глашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей уда­лось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке пла­тежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государст­ва поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Россия активно включалась в решение важнейших международ­ных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифициро­вала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.

В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоот­ношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средст­вами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взя­тые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организа­ции расширить свое влияние на Восток.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республика­ми бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятст­вования в торговле с США. Постоянными экономическими партнера­ми являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афгани­стане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились метал­лургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами быв­шего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители прода­вались и этим государствам. Ответными предметами торговли высту­пали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли со­кратилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в со­став СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними зани­мали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, опреде­лившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с го­сударствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энер­гетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импорт­ных поступлений преобладали товары народного потребления и про­довольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финан­совая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициати­ве был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с цен­тром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Ка­захстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной ор­ганизации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политического сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязатель­ства стран Содружества выполнять международные обязательства, выте­кающие из договоров бывшего Союза ССР. В частности, подтвержда­лось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и о ликвидации ракет сред­ней и меньшей дальности (1987 г.).

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывши­ми республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами госу­дарств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территори­альных вопросов. Экономические и стратегические интересы Рос­сии в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Феде­рацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на ме­ждународной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближ­него зарубежья.

Наши рекомендации