Раздел 1. Предмет, задачи и методы исторической науки.
Красиков А. Н.
История: Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и написанию контрольных работ для студентов заочного отделения экономического факультета направлений 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент» - Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2014. – [Электронный ресурс]
Составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального государственного образовательного стандарта по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент».
Методические рекомендации предназначены студентам заочного отделения экономического факультета ВГМХА для оказания им помощи в освоении учебной дисциплины «История» и подготовки к семинарским занятиям, написанию контрольных работ и сдачи экзамена.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина.
УДК 94
ББК 63.3
© Красиков А.Н., 2014
Содержание
1. Цели и задачи курса | |
2. Содержание разделов дисциплины | |
3. Рекомендуемая литература | |
4. Планы семинарских занятий | |
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы | |
6. Методические рекомендации по написанию контрольных работ | |
7. Тематика контрольных работ | |
8. Вопросы к экзамену | |
9. Словарь терминов |
Цели и задачи курса
Предмет «История» занимает важное место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в системе высшего образования. В условиях перехода ведущих стран мира к информационному обществу роль усвоения исторического опыта человечества в целом, своего народа и государства в особенности заметно возрастает. Отечественная история формирует научное мировоззрение, самостоятельную гражданскую позицию будущего специалиста на основе познания основных закономерностей развития нашей страны в контексте общей мировой истории.
Изучение «Истории» осуществляется на I курсе и предусматривает учебным планом лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя, самостоятельную подготовку студентов, написание рефератов, докладов. Формой контроля усвоенного материала являются семинарские занятия, тесты, контрольные работы, собеседование по рефератам, эссе, в конце семестра – экзамен.
Цели освоения дисциплины «История»
– сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировом общественном развитии;
– сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России,
– обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших времён до наших дней;
– формирование представлений о различных происходивших в нашей стране политических, социальных, экономических процессах и их закономерностях;
– расширение культурного кругозора студента;
– ознакомить студентов с теми проблемами отечественной истории, по которым ведутся сегодня дискуссии в отечественной и зарубежной историографии;
– показать противоречивый характер социальных, политических и экономических процессов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды, дать представление об отношении к ним и роли в них различных социальных групп, классов, политических движений.
Задачи дисциплины:
1. сформировать понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;
2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества;
3. воспитание нравственности, морали, толерантности;
4. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
5. способность работать с разноплановыми источниками, способность к эффективному поиску информации и критике источников;
6. умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
7. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет, задачи и методы исторической науки.
Предмет, культурные и общественные функции исторического знания. Особенности истории как науки. Принципы историзма. Методика изучения истории. Понятие исторического источника, их классификация.
Формационный и цивилизационный подходы. Теория модернизаций. Всемирная история и отечественная история. Судьба отечественной исторической науки. Основные этапы российской историографии.