Правотворчество и законотворчество
А) Понятие и соотношение
Законотворчество и правотворчество являются отнюдь не синонимами.
Отличие:
Правотворчество | Законотворчество |
1) по определению | |
это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов (законов, подзаконных актов), совершаемая компетентными органами | деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов (законов) |
2) по цели | |
Регулирование общественных отношений | создание закона (законодательного акта) |
3) по соотношению как «часть» и «целое» | |
Правотворчество «целое»: включает в себя законотворчество | Законотворчество «часть» - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая |
3) по роли государства | |
Наряду с государственной властью могут заниматься негосударственные субъекты, обладающие соответствующими полномочиями (в качестве наиболее образного примера может рассматриваться правотворческая деятельность муниципальных образований, которые в соответствии с Конституцией не являются государственными органами, однако наделяются рядом государственных функций, к числу которых вполне можно отнести и правотворческую) | Представляет собой монополию государства (высшие законодательные органы (парламенты)) |
Б) Этапы и основные стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс как составная часть правотворческого процесса
Правотворчество представляет собой длящийся во времени процесс, охватывающий ряд стадий. Для каждой стадии характерен свой набор процедур. К числу таких стадий относятся:
1. Подготовка проекта НПА:
- начинается с принятия решения о его подготовке и отражаются в планах законопроектной работы парламента, правительства, ведомств и т.п.
- определяется правотворческая потребность (необходимость принятия данного НПА, формирование концепции НПА, определение возможных затрат, негативные последствия , определение места акта в действующем законодательстве и т.п.)
Обсуждение проекта НПА.
- привлечение специалистов к работе над проектом
- вовлечение общественности в обсуждение НПА (выяснение общественных симпатий)
- этапы редакций НПА (окончательная редакция)
3. Принятие НПА – официальное придание акту общеобязательной силы, выражение в нем общей или государственной воли.
4. Официальное опубликование (обнародование) НПА – способы обнародования и опубликования определены в конкретном законодательстве.
Составной частью правотворческого процесса является законодательный (законотворческий) процесс - вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. Сущность законодательного процесса составляет, как отмечалось, формирование государственной воли, выступающей содержанием правовых норм.
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104 КРФ) инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.
Стадии законодательного процесса детально регламентированы, игнорирование какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве.
КРФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законотворческого процесса:
1) Стадия законодательной инициативы
2) Стадия обсуждения законопроекта
3) Стадия принятия закона
4) Стадия подписания закона
5) Стадия опубликования закона.