Правообразование, правотворчество, нормотворчество, законотворчество: соотношение понятий

Правотворчество — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования

Субъективной деятельности законодателя предшествуют объективные процессы правообразования. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу. Таким образом, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других.

Вопрос состоит только в том, включать правотворчество в правообразование как вторую фазу всего процесса или рассматривать правообразование и правотворчество как самостоятельные процессы, объединив их, например, понятием «установление» права. Последнее кажется предпочтительным, хотя единственно правильный ответ дать нельзя, поскольку социологическая теория права и основанная на ней правовая система признает правообразование в ходе судебного процесса, что одновременно расценивается как правотворчество. Но мы могли бы сказать, что в одних правовых системах вопрос о том, что является правом, а что им не является, решает законодатель, а в других — суд. Кстати, тот и другой могут ошибиться и принять решение вразрез с объективным процессом правообразования.

Правообразование — это процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права в недрах общественных отношений и до их закрепления в законе. Более того, еще до вмешательства законодателя могут сложиться вполне объективированные правила (например, обычаи), которыми начинают руководствоваться. Эти правила могут получить признание в обществе, и только потом они становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются законодателем в нормативных правовых актах как общеобязательные.

Таким образом, правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития, а правотворчество — всегда творческая деятельность и обусловлена государственным волеизъявлением. Последнее, в силу разных причин, может и не согласовываться с общественной закономерностью, заявлять о себе вопреки ей. Обеспечение гармонии — это уже практическая проблема. В теории правового государства всегда констатируют несоответствие закона праву, когда законодатель возводит в закон свой произвол.

В процессе правообразования имеет место взаимодействие самых разных факторов — экономических, социальных, политических. Большую роль приобретает общественное сознание во всех его формах (нравственное, политическое, религиозное и т. д.). В формировании правового сознания здесь участвует не только интеллектуальное, элитарное, но и обыденное мнение. Только потом, уже в правотворческой деятельности, решающее значение приобретут позиции чиновников, депутатов, иногда специалистов-правоведов. Но и сознание людей обусловливается жизненными отношениями в целом и теми конкретными обстоятельствами, которые рождают потребность в правовом регулировании.

Как правило, формирование права проходит в столкновении мнений и действий, порой в непримиримой борьбе. Государство потому и подключается к установлению права, что нет единства среди участников возникших общественных отношений, есть противоречия, есть борьба. Всеми ощущается необходимость в авторитетном установлении меры прав и обязанностей сталкивающихся сторон. Впрочем, государство может и не дожидаться реальных столкновений. Часто оно имеет цель предотвратить нежелательное развитие общественных отношений и вмешивается в процесс на ранней стадии формирования права. Действуя различными методами, государство способствует развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений. Правотворчество — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования созданием юридически обязательного нормативного акта.

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

Законотворчество является исключительной монополией представительных высших органов государства (в Украине — Верховной Рады) либо народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях. Законотворчество — важная составная часть правотворчества, заканчивающаяся принятием законов. Результат правотворчества — все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и др. Они появляются на свет вследствие сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов.

С другой стороны, законотворчество представляет собой частный случай правового нормотворчества, которое также может носить и подзаконный характер (в этом случае его разновидностью будет подзаконное нормотворчество как процесс создания, изменения или отмены подзаконных нормативно-правовых актов, таких как нормативные приказы или постановления, рассчитанные на неопределенный круг лиц и многократное применение). Законотворчество в строгом смысле является процессом принятия законов как нормативно-правовых актов особой значимости, внесения в них изменений либо их отмены.

Наши рекомендации