Перечень методических указаний

КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

КАФЕДРА «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

История

Программа, методические указания для специальности

151001.62 «Технология машиностроения»

Форма обучения - заочная

РПК «Политехник»

Волгоград

ББК

Отечественная история: Программа, методические указания по курсу «Отечественная история» для специальности

151001.62 «Технология машиностроения»

/ Сост. Ильина О.А.; Кудинов Н.И.; Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2006. − c.

Изложены: программа курса, тематика контрольных работ, а также методические указания по проведению семинарских занятий и выполнению контрольной работы, даны рекомендации по использованию литературы. Предназначены для студентов заочной формы обучения.

Илл. – Табл. - Библиогр.: назв.

Рецензент: А.Г. Бондаренко

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета.

ã Волгоградский

государственный

технический

университет, 2007

Составители: Ильина Ольга Алексеевна, Кудинов Николай Иосифович

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.

Программа, методические указания и задания для контрольной работы по курсу «Отечественная история» для направления 120100 «Технология машиностроения» (Код ОКСО 151001)

Под редакцией автора

Темплан 2005., Поз. № .

Лицензия ИД № 04790 от 18.05.01.

Подписано в печать. Формат стандартный 1/8.

Бумага потребительская. Гарнитура ”Times“.

Усл. печ. л. Усл. авт. л.Тираж экз. Заказ

Волгоградский государственный технический университет.

400131 Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28.

РПК «Политехник»

Волгоградского государственного технического университета

400131 Волгоград, ул. Советская, 35.

Отпечатано в муниципальном унитарном предприятии

”Камышинская типография“

Лицензия ИД № 05440 от 20 июля 2001 г.

403882, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Красная, 14.

Общие указания

При изучении дисциплины «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения проводятся лекции, семинарские занятия и консультации. Лекции читаются во время установочной сессии. Семинары организуются во время экзаменационной сессии. Консультации проводятся в течение всего семестра по заранее установленному графику. Основной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа в течение всего предэкзаменационного периода.

Для подготовки к зачету необходимо изучить основные темы занятий, выделить неясные вопросы, которые возникают при изучении литературы, чтобы выяснить их суть у преподавателя во время консультаций.

После изучения литературы перейти к выполнению контрольной работы. Контрольная работа должна выполняться аккуратно, содержать развернутый план, введение, основную часть, заключение и список литературы. Сокращение слов в контрольной работе не допускается. Объем контрольной работы не должен превышать 12 листов. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. На первой странице необходимо написать название и план темы. Каждый пункт плана должен быть выделен в тексте. На последней странице указывается список использованной литературы, который должен состоять не менее чем из 3-4 источников. При этом сначала называются фамилия и инициалы автора, затем - название книги или статьи, место и год издания.

Работа должна быть написана от первого лица, а не от лица изучаемой книги. Кроме того, в тексте должна четко просматриваться позиция автора по освещаемой теме.

Выполненную контрольную работу студент заочной формы обучения должен направить в деканат института, где они регистрируются и проверяются. Если основные требования к контрольной работе выполнены правильно, раскрыто содержание избранной темы, то контрольная работа зачитывается и студенту не возвращается. Если при выполнении работы студентом допущены существенные ошибки - она возвращается ему для исправления. Исправленную контрольную работу необходимо повторно отправить в институт, прилагая первоначальный вариант. Контрольная работа должна быть представлена в институт не позднее 10 дней до начала экзаменационной сессии.

В результате изучения дисциплины студент должен знать: - исторические законы развития мировой цивилизации,

-диалектику взаимосвязи прошлого и настоящего,

- основные проблемы истории России и мировой истории;

- понимать роль исторической науки в жизни общества.

уметь: - работать с историческими источниками и литературой;

- выработать навыки анализа происходивших исторических событий;

- участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам политической и социально-экономической жизни страны.

Для изучения учебной дисциплины «Отечественная история» рекомендуется следующая литература.

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник М.: Проспект, 2001, 220 с.

2. Зуев М.Н., Чернобаева А.А. История России. Учебник для вузов М.; Высшая школа 2000.

3. История России с древнейших времен до конца ХХ века, М., Дрофа, 2004 .

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Учебное пособие. – М.: Проспект, 2004.

5. История Отечества. / Учебное пособие под ред. Е.П. Иванова. – Псков, 1999.

6. История России с древнейших времен до начала XXI века / Учебное пособие под ред. М.Н. Горюнова. – М.: Дрофа, 2005.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. 3-е изд. М.: Норма. – 2003. – 757с.

Дополнительная литература

1. Абалихин Б.С. Утро Победы. – Волгоград: Ниж-Волж.кн.изд-во. – 1986. 128 с.

2. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М.: «Политиздат». – 1991. – 286 с.

3. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л.: «Наука» - 1988. – 241 с.

4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ XVIII в. – Л.: «Лениздат». – 1989. – 495 с.

5. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи. - / Вопросы истории. - №7 – 1989.

6. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. – М.: «Мысль» - 1986. – 239 с.

7. Бабин А.И. Канун и начало Великой Отечественной войны. М.: Знание. – 1991. – 64 с.

8. Батюк В.И., Пронин А.В. Почему Трумэн «пощадил» СССР // Военно-исторический журнал - №3, №5. – 1996.

9. Борисов А.Ю.- Мюнхенская трагедия. - М.: 1989.

10. Борисов Ю.С. Эти трудные 20-30-егоды // кн. Страницы истории Советского общества. М.: Политиздат. 1989. – 447 с.

11. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. М.: Международные отношения. – 1994.

12. Бутенко А.И. Откуда и куда идем. М.: Политиздат. 1990. – 180 с.

13. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: «Наука» - 1989. – 192 с

14. Бурлацкий Ф.Ф.- Вожди и советники., -М., : Политиздат 1989.

15. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат. – 1989. – 43 с.

16. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII века. – М.: - 1988.

17. Введение христианства на Руси. – М.: «Мысль». – 1987 – 362 с

18. Верт Н. История советского государства 1900-1991. М.: Прогресс Академия. – 1994. – 543 с.

19. Волобуев О.В., Кулешов С.В. Очищение: история и перестройка. М.: Из-во Агентства печати Новости. – 1989. – 288 с.

20. Восстание декабристов. – М.: «Наука». – 1986. – 398 с.

21. Вторая мировая война: истоки и причины // Вопросы истории. - №6 – 1989.

22. Горинов М.М. НЭП: поиск путей развития. М.: Знание. – 1990. – 64 с.

23. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Миг истории: Русские земли в XII-XV вв. – М.: «Молодая гвардия». – 1988. – 333 с.

24. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 г. – Л. – Лениздат. – 1989. – 388 с.

25. Гордон Л.А, Клопов Э.В. Форсированный рывок конца 20-30-х годов: исторические корни и результаты // кн. Страницы истории Советского общества. М.: Политиздат. 1989. – 447 с.

26. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было?: размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. М.: Политиздат. – 1989. – 318 с.

27. Дайте России покой!... // Новое время. - №51 – 1990.

28. Деникин А.И. - Очерки русской смуты. - М.,: 1991.

29. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

30. Ельцин Б. Исповедь на заданную тему. М. – 1990.

31. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. (Любое издание).

32. Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых. М.: Республика. – 1992. – 349 с.

33. История отечества: люди, идеи, решения. – М.: «Политиздат». – 1991. – 336 с.

34. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Екатеринбург: «Ника». – 1994. – 301 с.

35. История современной России 1985-1994. М.: ТЕРРА. – 1995. 253 с.

36. Как была крещена Русь. – М.: «Просвещение». – 1990. – 318 с.

37. Какурин Н.Е. как сражалась революция. Т.2. М.: Политиздат. – 1990. – 431 с.

38. Карамзин Н.М. История государства российского. В 12-ти томах. Т.I . – М.: «Наука». – 1989. – 430 с.

39. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.

40. Карпачев М.Д. истоки российской революции: легенды и реальность. М.: «Мысль». – 1991. – 269 с.

41. Карр Э. - История Советской России. - М.,: -М. ,: Политиздат, 1990.

42. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1923 . М.: Интер-Версо. – 1990. – 208 с.

43. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. М.: Республика. – 1993. – 383 с.

44. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах, Т.I. Курс русской истории. Ч. I. – М.: «Мысль». – 1987. – 430 с.

45. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М.: Интерпракс. – 1994. – 267 с.

46. Колоколов Б. Неординарный Хрущев // Международная жизнь. - №8. – 1997.

47. Кооперативно-колхозное строительство в СССР. 1923-1927. М.: Наука. – 1991. – 428 с.

48. Кораблев Ю.И. Гражданская война 1918-1920 годов: новые подходы // кн. Страницы истории Советского общества. М.: Политиздат. – 1989.

49. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М.: «Высшая школа». – 1993. – 445 с.

50. Кувшинов В.А. Политические партии в России в 1917 году // Вопросы истории. – 1990. - №1.

51. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. – М.: «Молодая гвардия». – 1988. – 238 с.

52. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было – М.: «Панорама». – 1991. – 32 с.

53. Лебедев Н.М. Пестель – идеолог и руководитель декабристов. – М.: «Мысль» - 343 с.

54. Лельчук В.С. Курс на индустриализацию и его осуществление. // кн. Страницы истории советского общества. М.: Политиздат. – 1989. – 447 с.

55. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. Полн. Собр.соч. Т.31.

56. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полное собрание сочинений. т.3.

57. Леонтьев Г.Л. Стратегия мира и безопасности. М.: Международные отношения. – 1987. – 126 с.

58. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М.: «Политиздат». – 1991. – 300 с.

59. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деятельность Александра II. – М.: «Владос». – 1994. – 293 с

60. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. – М.: Международные отношения. – 1990. – 443 с.

61. На пути к рыночным отношениям. В.И. Ленин о НЭПе. М.: Политиздат. 1991. – 271 с.

62. Непролетарские партии в России. Под ред. И.И. Минца. М.,: Мысль 1987.

63. Нечкина М.А. Декабристы. – М.: «Наука». – 1984. – 183 с.

64. Нечкина М.А. День 14 декабря 1825 г. – М.: «Мысль». – 1985. – 256 с

65. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: «Политиздат». – 1983. – 445 с.

66. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? М.: Политиздат. – 1991. – 239 с.

67. Опенкин Л.А. «Оттепель»: как это было. – М.: Знание. – 1991. – 64 с.

68. Очерки русской культуры XVIII в. – М.: МГУ. – 1990. – 382 с.

69. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: - 1990. – 591 с.

70. Погружение в трясину (анатомия застоя) М.: Прогресс. – 1991. – 704 с.

71. Подвигина Н.Л. очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII-XIII вв. – М.: «Высшая школа» - 1976 – 152 с.

72. Пушкарев С.М. Обзор русской истории. – М.: «Наука». – 1991. – 389 с.

73. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев: Деникин, Юденич, Врангель. // сост. С.А. Алексеев. М.: Отечество. – 1991 . – 508 с.

74. Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М.: МГУ. – 1989.20 с.

75. Родзянко М.В. Воспоминания. -Терра - 1991.

76. Русское православие: вехи истории. – М.: 1989.

77. Самсонов А.М. Сталинградская битва. – М.: Наука. – 1989. – 630 с.

78. Самсонов А.М., Ржешевский О.А. О коренном переломе во второй мировой войне. //Вопросы истории. – 1987. - №4.

79. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. М.: «Знание». – 1991.

80. Соловьев С.М. Об истории древней России. – М.: «Просвещение». – 1993. – 544 с.

81. Соргин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. М. – 1994.

82. Спаситель русской деревни // Диалог. - №2 – 1991.

83. Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России. (Начало XX века). М.: «Мысль». 1977. – 366 с.

84. Спирин Л.М. Россия 1917 г.: из истории борьбы политических партий. М.: «Мысль». – 1987. 333 с.

85. Страна гибнет сегодня: воспоминания о февральской революции 1917 года. – Н.: Книга. 1991. – 480 с.

86. Страницы истории советского общества. М.: Политиздат. 1989. – 447 с.

87. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 – 1929. История и личность. М.: Прогресс. – 1991. – 478 с.

88. Тепцев Н.В. Аграрная политика на крутых поворотах 20-30-х годов. М.: Знание. – 1990. – 62 с.

89. Титов В.Е. Православие. – М. – 1967.

90. Три века: Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник в 6-ти томах. Т.6. М.: «Патриот». – 1995. – 334 с

91. Трукан Г.А. Был ли неизбежен Октябрь? М.: Знание. – 1991. 63 с.

92. Урок дает история. – М.: Политиздат. – 1989. – 448 с.

93. Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939. М.: Прогресс. – 1991. – 437 с.

94. Фурсенко А. У края пропасти. Карибский кризис. 1962 г. // Звезда. - №9. – 1989.

95. Хрестоматия по истории СССР. Учебное пособие для пединститутов в 2-х томах - М.,: Просвещение 1989 г.

96. Чуйков В.И. Сражение века. – М.: Сов. Россия. – 1975. – 400 с.

97. Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: взгляд через десятилетия. М.: Просвещение. – 1992. – 189 с.

98. Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. М.: Политиздат. – 1992. – 382 с.

Перечень методических указаний

Содержание учебной дисциплины

Наши рекомендации