Тема: Модернизация стран Западной Европы в 15 – 18 вв.
План:
- Модернизация в экономической подсистеме социума.
- Эволюция в социальной структуре.
- Изменения в политической подсистеме.
- Перемены в духовной сфере общества.
Напомним, что общество как система обладает следующими особенностями: является сложной (состоит из различных подсистем), динамической (развивается, не стоит на месте), открытой (взаимодействует с окружающей средой, то есть природой). В 15 – 18 вв. отношение к природе постепенно меняется: возобладала антропоцентрическая установка, согласно которой человек объявляется господином бытия, а средством человеческого господства над природой – человеческий разум. Начинается модернизация –переход от аграрного общества к индустриальному обществу.
На рубеже средних веков – Нового времени:
1) начался увеличиваться спрос на ремесленные изделия, что привело к возникновению и развитию мануфактурного производства (ручной труд, разделение труда, труд наемных рабочих). Виды мануфактур: а) рассеянные (работа на дому); б) централизованные (работа на производстве);
2) в качестве фактора экономического развития – научно-технический прогресс: а) появление ветряных мельниц; б) изобретение горизонтального токарного станка; в) изобретение специального насоса – помпы для откачки воды. Особенность экономической модернизации: развитие производительных сил и орудий в сельском хозяйстве шел медленнее, чем в промышленности;
3) в сельском хозяйстве – переход от трехполья к многополью, более широкое внедрение органических удобрений. В 17 веке «огораживание» способствовало развитию предпринимательских, капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Также в сельском хозяйстве стали переводить крестьян с натурального оброка на денежный, что свидетельствует о дальнейшем развитии товаро-денежных, рыночных отношений.
4) «революция цен» - 16 – 17 вв. – рост цен в связи с ввозом в Европу из Америки, Африки, Азии большого количества драгоценных металлов – золота и серебра – привела к развитию предпринимательства, товаро-денежных отношений, стали появляться торговые компании, биржи.
Таким образом, к семнадцатому веку в экономике – кардинальные изменения: на смену феодализму – капитализм.
Экономическая модернизация – к изменению в социальной структуре. Особенность: социальная структура западного общества в рассматриваемое время носила переходный характер, то есть вместе сосуществовали классы и страты как феодального, так и капиталистического обществ.
Социальная структура: 1) класс капиталистов или буржуазии - владельцы капиталов (физического, финансового, человеческого) или класс буржуазии; 2) в Англии в 16 веке феодалы стали делиться на: а) «старое дворянство» - ориентировано на сохранение феодальных отношений, на консервацию натурального хозяйства: получали натуральный оброк; б) «новые дворяне» или джентри – были ориентированы на развитие капиталистических, рыночных отношений; 3) класс рабочих или пролетариат – наемники, лишенные средств производства и работающие на капиталиста. Пролетариат: а) промышленный (работал на мануфактурах); б) сельский, или крестьяне (работали на земле). Часть крестьян, которые платили оброк натурой, были втянуты в феодальные производственные отношения, а та часть крестьян, которые платили деньгами были уже встроены в капиталистические отношения.
Таким образом, в социальной структуре – изменения: зародились классы капиталистического общества – капиталисты и рабочие.
В 15 – 18 вв. в политической подсистеме общества происходили и политические изменения. По мере усиления централизованной власти шла трансформация монархической формы правления от сословно-представительной к абсолютной. Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся полнота власти принадлежит монарху. Таким образом, власть короля является абсолютной, полной: ее никто не ограничивает. В сословно-представительной монархии в качестве ограничителей выступают сословно-представительные учреждения. В Англии таковым являлся парламент, во Франции – Генеральные штаты.
В качестве социальной опоры абсолютизма выступало: 1) дворянство (видело в верховной власти источник доходов); 2) предпринимательские круги, то есть капиталисты (видели в централизованной власти гарант стабильности и процветания).
Своей классической формы абсолютизм достиг во Франции, при короле Людовике 14, в восемнадцатом веке. Именно ему приписывают известное изречение: «Государство – это я!».
Однако абсолютные монархи осознавали необходимость перемен, старались проводить реформы, нацеленные на развитие экономики. Своими реформами они преследовали и другую цель, политическую: улучшить управление государством. Такая деятельность абсолютных монархов получила название просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм – эта такая политика абсолютных монархов, которая ориентирована на достижение общего блага. Родоначальником теории просвещенного абсолютизма выступил английский философ Т. Гоббс, который выдвинул идею одновременного существования светского государства при сильной централизованной власти. Наиболее ярко характерные черты просвещенного абсолютизма проявились в деятельности российской императрицы Екатерины Великой и короля Пруссии Фридриха Второго Великого – яркого политика, талантливого полководца. Он поощрял посадку картофеля, реформировал судебную систему: отменил пытки, ввел равенство перед законом, провозгласил независимость суда. Иначе говоря, выступал сторонником развития гражданского общества.
Таким образом, политическая модернизация – в трансформации монархии от сословно-представительной к абсолютной в форме просвещенного абсолютизма, то есть кардинальных изменений не произошло.
Изменения затронули и духовную подсистему социума. Эти изменения, в частности, выразились в: 1) эпохе Возрождения – идеология раннебуржуазной культуры (гуманизм, антропоцентризм, светский характер); 2) в Реформации церкви, в возникновении протестантизма. Правда, стоит отметить, что с 40-ых гг. 16 века католическая церковь перешла в наступление и стала бороться с протестантами. Этот процесс получил название контрреформации. Ее апогей – Варфоломеевская ночь, которая произошла в 1572 г. во Франции: католики расправились с протестантами. Погибло более 3 тысяч человек. Тем не менее, протестантизм распространялся дальше, становился более популярным. В итоге протестантизм – различные формы: а) кальвинизм в Швейцарии (Ж. Кальвин); б) гугеноты во Франции (Генрих Наварский); в) в Англии - англиканство. Его возникновение – с английским королем Генрихом Восьмым. В англиканской церкви ее главой является английский король; г) в Германии – лютеране; 3) в эпохе Просвещения (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт, А. Смит, Вольтер, Монтескье, Ж.Ж. Руссо). Просвещение –это идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно можно назвать следующие исторические или хронологические рамки Просвещения: 1689(завершилась в Англии «славная революция») – 1725 гг. (во Франции началась Великая революция).
Просветители, в особенности Вольтер, выступали с антиклерикальными идеями, то есть против засилья церкви. «Раздавите эту гадину», - призывал Вольтер.
Социально-политические взгляды Франсуа Мари Аруэ или Вольтера имели также и антифеодальную направленность. Он выступал за свободы печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, Вольтер считал неизбежной социальное неравенство.
Вольтер выступал за право людей на счастье и свободу. Человек свободен, потому что он имеет сознание свободы. В своих трудах он рассматривал историю не как проявление божественной воли, а как творчество самих людей. Исторический процесс, согласно Вольтеру, определяется развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Немалую роль, по его мнению, в истории играют выдающиеся личности – просвещенные монархи. Вольтеру принадлежат труды и по истории России. В частности, его иентресовала личность Петра Великого.
Философы эпохи Просвещения обосновывали идеи, которые, с одной стороны, шли в разрез с феодализмом, а с другой – шли в ногу с новым временем – эпохой капитализма. Так, например, А. Смит выступил сторонником развития капиталистических отношений. Он дал классическое определение спроса как платежеспособной потребности, считается основателем политэкономии.
А. Смит считал, что рынок – это саморегулирующийся механизм, который сам себя регулирует с помощью «невидимой руки», то есть спроса и предложения. Отсюда следовал вывод: рынок не нуждается в государственном регулировании. А. Смит выявил и еще одну закономерность: люди, вступая в рыночные отношения, преследуют эгоистические цели, но, тем не менее, достигают общего блага.
Идеи А. Смита легли в качестве концептуальной основы во многие современные экономические теории. Например, монетаризма, либертаризма. Идеи А. Смита также пытались реализовать и на практике. Например, в ходе либеральных реформ 90-ых годов двадцатого века, в России. Тогда ставилась цель – достижение макроэкономической стабилизации. То есть то, о чем писал А. Смит.
Д. Локк полагал, что у человека есть неотчуждаемые права. К ним относил право на жизнь, свободу, собственность. Также является автором концепции разделения властей.
На развитие политической мысли оказали влияние социально-философские идеи Монтескье и Руссо о необходимости разделения властей, о недопущении монополизации политической власти. Именно в выстраивании системы сдержек и противовесов видели философы гарант ограничения власти. Положение о том, что власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную присутствует во многих конституциях, в том числе и российской 1993 года.
Б. Спиноза очень многое дал для понимания сущности свободы. Свободу Спиноза трактовал как господство человека над самим собой и как познанную необходимость.
Г. Лейбниц и Р. Декарт были не только выдающимися философами, но и математиками. Если немецкий ученый изобрел интегралы, то французский – систему координат, которую называют декартовой. Еще Р. Декарт раскрыл эвристические возможности дедуктивного метода, выступал в гносеологии сторонником рационализма. Его фраза «мыслю, следовательно, существую», известна на весь мир.
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был И. Кант. В трактате «Ответ на вопрос: что есть Просвещение?» Кант подытожил основные идеи Просвещения, которое стремится освободить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом их решений был собственный разум. «Будь смел … и используй собственый разум. Это девиз Просвещения». Таким образом, рационализм, веру в могущество человеческого разума можно отнести к характерным чертам Просвещения.
Отметим, что и в духовной сфере – кардинальные изменения: на смену теоцентризма – антропоцентризм, вместо обоснования бытия Бога – религиозно-философское обоснование предпринимательских отношений, веру в Бога заменила вера в могущество человеческого разума.
Подведем итоги. В рассматриваемый период зарождались капиталистические отношения, появилось мануфактурное производство, развивались товаро-денежные отношения, рыночное хозяйствование вытеснило окончательно натуральное. В социальной сфере произошла социальная трансформация общества (появились новые классы – класс капиталистов и рабочих). В духовной сфере – критика феодальной идеологии, появление философии, представители которой отстаивали такие буржуазные ценности как: политическая свобода, гражданское общество. Философия Возрождения, Реформации, Просвещения носила ярко выраженную буржуазную, антифеодальную направленность. Политическая модернизация проходила гораздо медленнее: наблюдался переход от асолютизма к просвещенной монархии при сохранении монополизации политической власти в руках монарха. Неравномерное протекание модернизационных процессов не могло не вызвать в ближайшем будущем революционных потрясений, поскольку наблюдался социальный конфликт между базисной основой и надстроичными элементами.