Иды нетарифных ограничений в мировой торговле.
Вообще к нетарифным барьерам относятся:
– Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
– Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
– Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
Нетарифные барьеры подразделяются на 7 групп по механизму действия:
1). Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
2). Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
3). Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
4). Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
5). Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
6). Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
7). Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.
убсидирование экспорта.
Субсидирование экспорта – государство стимулирует производство продукции на экспорт (путем налоговых льгот и т.д.) с целью развития у себя таких производств или отраслей. То есть это – финансовое содействие экспортеру со стороны государства. Используется государством с целью поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам, для расширения экспорта, овладения внешними рынками. Экспортная субсидия создает более благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках.
В мировой практике экспортные субсидии, как правило, применяются в форме полного либо частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов, либо в виде прямого субсидирования экспорта, как это, например, делается в США в процессе продажи зерновых на мировых рынках, чтобы поддержать тем самым своих отечественных фермеров.
3. Роль Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирной торговой организации (ВТО) в развитии международного обмена.
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.
Функции ГАТТ:
1). воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;
2). выполнение функций форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;
3).урегулирование споров.
Таким образом, целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.