Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Виды нетарифных ограничений

Процессы, происходящие в мировой экономике, такие, как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, обращающихся во внешней торговле, относительное выравнивание цен на аналогичные товары в различных странах привели к тому, что таможенные пошлины уже не могут полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым к регулированию внешнеторгового оборота. В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нетарифные ограничения (барьеры).

Нетарифные ограничения (НТО) импортных операций - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных позиций импортирущей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Кроме того, НТО используется и в отношении экспортных операций, также для защиты национальных рынков.

Термин НТО охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта. Классификационные схемы, получившие международное признание, в настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов НТО.

При всем многообразии НТО, используемых в качестве барьеров, их можно условно разделить на две крупные группы:

экономические,

административные.

Экономические НТО - это особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные, ответные), различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. Эта группа НТО действует через механизм рынка, удорожая, соответственно, импортные и экспортные товары.

Административные НТО - это эмбарго, лицензирование и квотирование, "добровольные" ограничения экспорта, система государственных закупок товаров, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др. Меры второй группы, помимо рыночных отношений, ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу.

При использовании экономических НТО последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При применении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.

На основе классификаций НТО, разработанных Секретариатом ГАТТ и ЮНИДО, вся совокупность нетарифных мер, регулирующих внешнюю торговлю, разделена на следующие группы:

количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля);

меры валютно-финансовой политики;

меры контроля над ценами;

меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле;

таможенные процедуры;

правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий;

монополистические меры.

Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются, прежде всего, в квотировании и лицензировании. Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

Лицензирование ВЭД является наиболее распространенной формой НТО, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.

Современное лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Существуют две формы лицензирования:

автоматическое;

неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.

Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:

а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;

б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

Неавтоматическое лицензирование (лицензирование) - разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.

Лицензирование в международной торговле отличается большой гибкостью и разнообразием. В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий:

генеральная,

индивидуальная.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.

Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:

а) либо из определенных, перечисленных в ней стран;

б) либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной, или открытой, генеральной лицензией. В связи с тем, что в настоящее время по генеральной лицензии разрешается ввоз (вывоз) большого числа товаров, перечисление их превратило бы ее в громоздкий документ. Поэтому избран другой путь: при необходимости, в генеральной лицензии указываются лишь те товары данной группы, ввоз или вывоз которых запрещен. Одновременно указывается, что все другие товары могут свободно импортироваться (экспортироваться) на основе генеральной лицензии.

Индивидуальная (разовая) лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе). Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, т.е. ее нельзя передавать другому экспортеру или импортеру. Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:

количество;

стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);

страна происхождения товара;

фирма-экспортер (импортер);

срок действия лицензии.

Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется. Индивидуальная лицензия является очень жесткой формой количественных ограничений. Часто к тому же предоставление лицензии обусловлено получением валютных разрешений.

Составным элементом лицензирования является контингентирование.

Контингентирование - установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров, т.е. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени (установление количественных или стоимостных квот).

Квотирования (контингентирование) является одним из традиционных инструментов регулирования внешней торговли. Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежного баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств.

Квоты (контингенты) - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).

Квотная рента - это доход, который возникает вследствие того, что введение квоты искусственно повышает цену импортируемых товаров.

В торгово-политической практике используются следующие виды квот (контингентов):

глобальные;

индивидуальные;

тарифные;

сезонные;

процентные.

Глобальные квоты (глобальные контингенты) устанавливают размер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал).

Индивидуальные квоты (индивидуальные контингенты) представляют собой контингент (общее количество разрешенных к импорту товаров), распределенный по странам-поставщикам.

По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот:

пропорциональные квоты - индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за прошлый (базовый) период;

двусторонние квоты на договорной основе - предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные торгово-политические обязательства по импорту товаров. Такие обязательства обычно закрепляются соответствующими двусторонними соглашениями;

избирательные квоты - ограничение поставки товаров из какой-либо страны или группы стран при свободных закупках из остальных регионов, либо предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.

Тарифные квоты (тарифные контингенты) - это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны. Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Суть их состоит в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон (во время созревания урожая) и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот - обеспечить рынками сбыта национальных производителей.

Процентные квоты - установление импортных квот в процентах от величины экспорта. Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды.

Запрет на импорт определенного товара

Эта мера может вводиться полностью и без всяких исключений (например, с целью экономии иностранной валюты или защиты национального производства от конкуренции). Возможны временные и сезонные запреты. Сезонные запреты применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов с целью ограждения внутригосударственных производителей от иностранной конкуренции в периоды достаточного наличия того или иного сезонно созревающего продукта. К временным запретам на импорт прибегают по веским причинам, имеющим нестабильный и краткосрочный характер проявления. Например, в 1996 году был временно запрещен импорт породистых лошадей в ЕС из России в связи обнаруженными случаями заболевания лошадей конским сапом.

Фактическим запретом на импорт является отказ в выдаче лицензий (обычно по соображениям платежного баланса). Иногда применяется запрет на импорт из отдельных государств, в торговле с которыми данная страна имеет большой дефицит.

Наряду с этим возможны запреты импорта и экспорта, представляющие собой вынужденные меры, признанные международной практикой, эмбарго. Они могут выступать в открытой и завуалированной форме.

Эмбарго (открытая форма запрета) - полное запрещение торговли определенным товаром или товарами.

Соглашения об ограничении экспорта

Количественные ограничения в области экспорта являются в значительной степени вынужденными и определяются объективными причинами. Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке вызвало появление нового вида количественных ограничений, ставшего известным под названием "добровольного ограничения экспорта".

Добровольное ограничение (самоограничение) экспорта (ДОЭ) - соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт "добровольно", чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера.

Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта.

К таким инструментам относятся, прежде всего, косвенные налоги, которые включаются в цену товара:

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы;

налог на продажу (налог с оборота);

налог на потребление.

Цель уравнительных налогов и сборов - создание единого налогового режима для иностранных и отечественных товаров. Согласно правилам ГАТТ, импортные налоги не должны превышать размера налогообложения аналогичных товаров внутреннего производства, не должны создавать дополнительного барьера, защищающего товары отечественного производства.

К импортным товарам, пересекающим границу, применяются также дополнительные налоги и сборы.

Дополнительные сборы - это платежи, которые взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем они не имеют внутреннего аналога.

Они предназначены для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей, и имеют целевой характер. В число налогов и сборов, связанных с оформлением грузов на таможне, входят:

сборы в связи с таможенным оформлением грузов (налог на таможенную очистку товара);

гербовый сбор;

статистический сбор;

консульский сбор;

муниципальный сбор;

фрахтовый сбор;

портовый сбор (сбор на развитие портового хозяйства);

сбор на развитие экспорта;

налог на переводы иностранной валюты;

сбор за импортную лицензию;

налог на транспортные средства;

сбор на благотворительные цели.

Валютные методы регулирования импорта могут оказывать серьезное воздействие на цены товаров, объем и структуру товарооборота и его географическое распределение. Валютное регулирование широко применяется для борьбы с конкурирующими иностранными товарами.

Одним из важных методов валютного регулирования в течение многих лет являются валютные ограничения.

Валютные ограничения - ограничения свободы ведения валютных операций, устанавливаемые государственной властью в законодательном порядке.

Главная задача валютных ограничений - сокращение оттока валюты и валютных ценностей из страны для уравновешивания платежного баланса и поддержания курса национальной валюты. При режиме валютных ограничений импортеры должны обращаться в валютные органы за разрешением на получение и расходование иностранной валюты. Органы валютного контроля, предоставляя валюту для импортной сделки, могут разрешить или запретить импортную операцию.

В настоящее время режим валютных ограничений применяется главным образом в ряде развивающихся стран. В промышленно развитых странах валютные ограничения подставляют собой резервное оружие в системе современного протекционизма.

Система множественности валютных курсов - установление валютными органами страны нескольких курсов своей национальной валюты, которые дифференцируются в зависимости от географического направления торговли и структуры импортируемых товаров.

Обычно официальный курс сохраняется для наиболее необходимых товаров, в то время как другие товары оплачиваются по коммерческим курсам или с покупкой иностранной валюты через аукционы. При действии этой системы для расчетов по определенным импортным операциям курс национальной валюты может быть установлен на более низком уровне (по сравнению с рыночным). Это означает, что импортер за ввозимый товар должен заплатить большую сумму в национальной валюте. Такой обменный курс (более низкий для национальной валюты) будет фактически удорожать иностранные товары и по своему экономическому эффекту будет равноценен введению таможенной пошлины той же величины.

При установлении курса национальной валюты на более высоком по сравнению с рыночным уровне будет происходить удешевление иностранных товаров.

Субсидии и финансовые льготы

Государственные субсидии и финансовые льготы покрывают часть издержек производства национальных производителей и повышают конкурентоспособность товаров внутри страны.

Субсидии (государственные субсидии) - финансовые средства, предоставляемые государством за счет средств государственного бюджета национальным производителям, в обмен на которые оно не получает товары и услуги.

Современная практика промышленно развитых стран выработала многочисленные, разнообразные и разнохарактерные виды и формы субсидий. С точки зрения механизмов осуществления поддержки различают следующие виды субсидий:

прямые;

косвенные;

перекрестные.

Прямые субсидии - это непосредственные выплаты прямых денежных дотаций, т.е. компенсация национальным производителям части произведенных ими производственных затрат.

Косвенные субсидии - это форма скрытого замаскированного дотирования производителей.

В современных условиях они применяются гораздо чаще, чем прямые субсидии и осуществляются в виде:

освобождения производителей от уплаты внутренних налогов и предоставления им различных налоговых льгот;

продажи по заниженным ценам государственных товаров и услуг (в частности, льготные тарифы на электричество, связь, транспорт);

предоставления государством кредитов на льготных условиях;

покупки государством у отечественных компаний товаров и услуг по завышенным ценам и ряда других мер.

Перекрестные субсидии - это дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора посредством мер государственного регулирования.

Перекрестное субсидирование осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен (типичный пример перекрестной субсидии - установление заниженных тарифов на транспортировку некоторых категорий товаров, когда возникающие убытки покрываются за счет высоких цен на перевозки других товаров).

При всем разнообразии и разнохарактерности перечисленных мер у них в конечном итоге одна цель: повысить конкурентоспособность национального производства путем снижения издержек производства. Эти меры финансовой поддержки ограждают внутренний рынок от иностранной конкуренции и создают скрытый протекционистский барьер.

Мерой протекционизма в данном случае является отношение денежной величины субсидии, полученной национальным производителем, к цене товара за вычетом полученной субсидии. По своему конечному эффекту субсидирование национального производства равноценно введению таможенной пошлины, численно равной предоставленной субсидии.

Импортный депозит - это своеобразный импортный залог, который импортер должен внести на расчетный счет таможенного органа перед закупкой иностранного товара (до пересечения иностранным товаром таможенной границы).

Этот залог вносится в иностранной или национальной валюте. Сумма его устанавливается в виде определенной части стоимости импортной сделки. По внесенному в банк импортному депозиту импортер процентов не получает и по прошествии нескольких месяцев (срок устанавливается заранее) сумма залога возвращается. Импортные депозиты в современных условиях стали распространенным средством сокращения импорта. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают денежные издержки импортеров по совершению импортной операции и удорожают импортный товар, подобно тому, как это делает таможенная пошлина.

Протекционистское воздействие импортных депозитов зависит от целого ряда причин, в числе которых следует выделить:

размер вносимого депозита по отношению к стоимости импортируемого товара;

срок, на который вносимые средства замораживаются на счете в банке;

товары, в отношении которых эта система применяется.

Меры контроля над ценами

Меры контроля над ценами вводятся с целью поддержания или стабилизации внутренних цен, а также для предотвращения ущерба, который может нанести нечестная торговая практика иностранных конкурентов. К ним относятся:

административное фиксирование цен, которое заключается в том, что власти страны-импортера, принимая в расчет внутренние цены производителя или потребителя, устанавливают верхние и нижние пределы цен, либо увязывают их с ценами мирового рынка (используются такие методы, как установление официальных цен, минимальных импортных цен или базовых цен импорта);

"добровольное" ограничение экспортных цен - это ограничительное соглашение, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня.

Предотвратить возможный ущерб национальной экономике или восполнить его последствия из-за поставок зарубежных товаров по неоправданно низким ценам или субсидируемых властями страны-экспортера призваны антидемпинговые и компенсационные меры. Между тем чрезвычайный характер нарушений международной торговой практики, обусловливающий введение указанных мер, требует их особого рассмотрения. Логически оправданным является их включение в перечень мер по защите экономических интересов страны во внешней торговле.

Меры контроля над ценами до сих пор в России не применялись. В арсенале средств нетарифного регулирования нет специальных таможенных доплат для поддержания внутренних цен на определенном уровне.

Наши рекомендации