Женщины и политическое равенство.

Представление о том, что женщины должны быть ограждены от суровой реальности жизни; вплоть до начала 1970-х годов ле­жало в основе законов, касающихся гражданских прав женщин.

До начала 1970-х годов законы о гражданских правах женщин основывались на традиционных представлениях об отношениях между мужчинами и женщинами.В основе этих законов лежалпро­текционизм — представление о женщинах как о сла­бых существах, которые должны быть ограждены от суровой реаль­ности жизни. И они действительно были «ограждены» с помощью дискриминации, действующей при приеме на работу и в других сферах жизни. За некоторыми исключениями, женщины были так­же «ограждены» от участия в выборах вплоть до начала XX века.

В 1878 году Сьюзан Энтони, одна из активи­сток женского движения, убедила сенатора из Калифорнии внести на обсуждение поправку к Конституции следующего содержания: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отри­цаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким- либо штатом по признаку пола». Поправка ставилась на голосова­ние несколько раз в течение 20 лет и ни разу не получила нужного количества голосов. За это время несколько штатов — преимуще­ственно на Западе и Среднем Западе — предоставили женщинам право участия в выборах (пока еще с ограничениями).

В начале XX века движение за предоставление женщинам из­бирательных прав по существу слилось с политической борьбой за изменение Конституции. Эта борьба закончилась в 1920 году при­нятиемДевятнадцатой поправки, благодаря которой американские женщины получили право голоса. Поправка была принята в фор­мулировке, предложенной Сьюзан Энтони в 1878 г.

Значительным шагом на пути завоевания женщинами равных с мужчинами прав было принятие Закона о равной оплате труда в 1963 году. Этот закон предусматривает равную оплату труда мужчин и женщин, если они делают одинаковую ра­боту. Однако чтобы полностью искоренить протекционизм, жен­щинам были необходимы равные возможности при приеме на ра­боту. Они получили их благодаря Закону о гражданских правах 1964 года и последующим законодательным актам. Этим законом была учреждена Комиссия по соблюдению равноправия при тру­доустройстве, которая должна была защищать права тех, кто подвергся агрессивнойдис­криминации по признаку пола (sexism).

Движение в защиту гражданских прав, которое возникло как движение черных, принесло огромную пользу всем меньшинст­вам; по существу, оно было нужно всем американцам. Индейцы получили компенсацию за несправедливое обращение и жесто­кость в прошлом. Испаноязычные американцы осознали важ­ность объединенных действий для достижения экономического и политического равенства. Гражданские права, завоеванные афроамериканцами, распространились на людей с ограничен­ными возможностями. С помощью законодательства о граждан­ских правах и свободах удалось покончить с протекционизмом, который, по сути дела, являлся узаконенной дискриминацией по отношению к женщинам в области образования и трудоустройства.

Программа «Позитивное действие» (affirmative action) — это предоставление бизнесом, работодателями, различными государственными и частными учреждениями дополнительных возможностей для жен­щин, чернокожих, латиноамериканцев и представителей других меньшинств. Оно охватывает целый ряд государственных и част­ных программ, проектов и процедур, включая, например, специ­альный набор привилегий при приеме на работу и учебу, предос­тавление преимуществ и квот при профессиональном образова­нии и обучении, заключении государственных контрактов. Целью всех этих программ является переход от равенства возможностей к равенству результатов.

Американцы стремятся к равенству, но никак не могут прийти к единому мнению, в какой мере равенство должно быть гаранти­ровано государством. В основе конфликта лежит различие между равенством возможностей и равенством результатов.

Равенство результатов может быть гарантировано только при ограничении свободной конкуренции, без которой, как известно, не может быть равенства возможностей. Большинство американ­цев возражает против политики квот и резервируемых средств, ко­торая ограничивает индивидуальную свободу, нарушает естест­венный процесс конкуренции. Основная проблема плюралисти­ческого демократического общества — найти должный баланс между свободой и требованиями равенства.

Литература

Джанда К., Берри Д.М., Голдман Д., Хула К.В. Трудным путем демократии: Процесс государственного управления в США / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - С.504-522.

Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - С.304-333.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г.Водолазова, В.Ю.Бельского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.352-356.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с пол. С.М.Червонной.- 2-е изд. - М.: Логос, 2010. - С.153-183.

Наши рекомендации