Глава X. Политико-правовая идеология правового государства. прав человека относят личные (гражданские) и политические права;
прав человека относят личные (гражданские) и политические права;
ко второму поколению— социальные, экономические и культурные права; а ктретьему поколению — формирующиеся права человека и права народов (коллективные права): право на мир, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие, в том числе право на коммуникацию.
2. Разделение властей. Для уменьшения опасности посягательства на права и свободы человека и гражданина путем ее чрезмерной концентрации в руках одного лица или одного органа в либеральном правовом государстве предусматривается разделение государственной власти на несколько ветвей:законодательную, исполнительную и судебную.4
При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга па основе системы взаимных «сдержеки противовесов». Это означает, в частности, что законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов и отстраняя от должности тех ее представителей, которые эти законы нарушают. Исполнительная (правительственная) власть контролирует и сдерживает власть законодательную через право законодательной инициативы, право вето (отклонение закона) и право роспуска законодательной власти. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки на соответствие конституции принимаемых ими правовых актов.
Специфика устройства некоторых государств предполагает возможность выделения дополнительнопрезидентской власти иконтрольной власти. Это возможно, если президент не является главой
4 Истоки данного принципа можно усмотреть уже в античной теории «смешанного государства». Свое классическое обоснование он нашел в труде Ш. Л. Монтескье «О духе законов». «Если, — писал этот (французский мыслитель, — власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем» (Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.С. 290).
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
исполнительной власти и имеет собственные независимые ни от кого полномочия, а контрольная власть (например, прокуратура) не входит в систему исполнительной власти.
В сложных государствах разделение властей имеет место не только«по горизонтали», но и«по вертикали». Так, субъекты федерации полностью самостоятельны при решении всех вопросов в пределах своего ведения. В то же время субъекты федерации обязаны подчиняться федеральной власти во всех вопросах, относящихся к предмету ведения федерации.
3. Верховенство правового закона. Это означает, во-первых, то, чтозакон находится во главе иерархии источников норм права,и ни один из них не может ему противоречить; во-вторых, то, что далеко не каждый закон с точки зрения либеральной правовой теории являетсяправовым. Таковым может быть только закон, не противоречащий правам и свободам человека и гражданина. Если бы любой закон мог считаться правовым, то тогда и правовым государством пришлось бы признать любое государство, в котором действуют общеобязательные законы, даже если эти законы лишают человека свободы, превращая его в раба.
4. Взаимная ответственность граждан и государства. Тесно связанная с теориейобщественного договора классическая концепция либерального правового государства понимает последнее как своеобразное акционерное общество, которое существует только для удовлетворения интересов акционеров и которое не имеет в отношении них никаких самостоятельных прав. Поэтому рассматриваемый принцип и предполагает равенство и взаимность ответственности государства и каждого гражданина. Однако провести данный принцип до конца невозможно ввиду особенностей правосубъектности государства. А потому если гражданин выступает перед государством в качестве субъекта всех возможных видов ответственности, включая уголовную, то государство может отвечать перед гражданином лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный ему вред. Например, в Конституции РФ имеется ст. 53, которая гласит: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».