Пример 15.5: Задавание вопросов в фокус-группах

В исследование того, как работники и менеджеры понимают корпоративные изменения и связанные с ними перемены во внутренних коммуникациях, Pepper и Larson задавали вопросы о следующих аспектах:

· Мысли людей об организационной культуре;

· Различия культуры в бизнес-подразделениях и на рабочих местах;

· Как коммуникация управлялась в период изменений;

· Ключевые уроки, полученные о хорошей и плохой коммуникации в компании.

(Pepper and Larson, 2006: 70)

Если вы столкнулись с крайними точками зрения внутри группы, то обычно это можно нейтрализовать в конечном счете реакциями большинства, хотя проблема может появляться, если доминирующий участник захватывает дискуссию и ведёт группу в другом направлении. Реальная опасность того, что это случится есть в асинхронных беседах, так как в то время как вы войдёте в дискуссию, тема уже может быть сдвинута в сторону от темы вашего исследования. Международные участники, например, могут отписываться в течение тех двенадцати часто, что вы будете спать и не в состоянии управлять дискуссией. Это говорит о том, что вам необходимо регулярно проводить мониторинг групповой дискуссии.

Иногда групповые конфликты могут быть показательны, так как они отражают контрастные позиции по отношению к теме. Однако, хотя эффективные модераторы используют конфликт, чтобы раскрыть причины противоположных точек зрения, вы также должны удостовериться что не существует никакой личной враждебности межуд участниками. Узнать больше о техниках интервью, как онлайн, так и лицом к лицу, можно вернувшись к главе 14. Особенно обратите внимание на секции про задавание вопросов и разведывание.

Этические проблемы

В фокус-группах, равно как ив других исследованиях, этические проблемы такие как конфиденциальность, анонимность и беспристрастность должны быть рассмотрены (см. главу 4). Конфиденциальность может быть проблематична в групповом интервью, если члены группы обсуждают различные варианты в другой среде и ситуациях. Напоминайте участникам сохранять их обсуждение конфиденциальным. Анонимность не может быть гарантирована в традиционных фокус-групповых исследованиях, так как члены группы в состоянии идентифицировать других участников, даже если в ваших письменных отчётах вы будете использовать только имена. Следующая проблема касается того, что вам необходимо

Быть беспристрастным и справедливым в управлении групповой дискуссией. Если кто-либо из участников делает обидные для остальных замечания, либо выказывает предрассудки, вы должны найти способы с этим совладать.

Вовлеченность интервьюера

Как исследователь, вы являетесь фасилитатором или модератором группового интервью. Обычно, один исследователь фасилитирует группу, однако двое модераторов лучше в случае, если дискуссия очень бурная и сложная. Иногда модераторы распределяют роли так, что один поддерживает дискуссию, а второй думает наперёд о новых темах, чтобы представить их в удобный момент. С другой стороны, каждый модератор может руководить своей темой, однако когда двое модераторов работают параллельно, необходимо чтобы они были хорошо осведомлены о стилях интервьюирования друг друга.

Качества эффективного модератора совпадают с теми, что присущи интервьюеру широкого профиля: гибкость, открытость, умения извлекать нужную информацию, а также способность слушать и интерпретировать. Вдобавок, так как вы занимаете лидирующую роль, вы должны обладать безупречными социальными и судейскими навыками. Это позволит вам, во-первых, подвести группу к эффективному взаимодействию. В этом случае они позволят вам контролировать и направлять дискуссию без принуждения участников или необходимости так или иначе спорить с ними. Эти навыки особенно важны в управлении онлайн дискуссиями, так как участникам легко потерять внимание без прямого контакта глаз.

Создание открытого и безопасного группового климата является вашей первостепенной задачей при модерировании традиционных или онлайн фокус групп. Вы должны быть способны стимулировать дискуссию и понимать интересы и идеи участников. Если чувства группы вам близки и понятны, взаимодействие будет открытым и непринужденным, и участникам будет комфортно раскрывать свое восприятие рассматриваемой темы и чувства относительно неё. Однако, одной из сложностей интернет-исследований является невозможность прочувствовать атмосферу групповой динамики в той же степени, как в традиционном фокус-групповом интервью.

Если дискуссия «поплыла» или если время ограничено, возможно возрастет необходимость вашего вовлечения как интервьюера. Такая тактика быстрее подводит дискуссию к сущности темы.

Полезный совет

Если вы хотите проверить реальные чувства участников, попридержите свои вопросы. В идеале, большая часть дискуссия будет их развивать спонтанно из динамики группового взаимодействия. Участники будут отталкиваться от комментариев предшественников и через групповое взаимодействие вспоминать забытые чувства и мысли. Таким образом, будут возникать новые идеи, о которых вы до этого не помышляли. Даже ранящая информация может поддерживаться голосами остальных (Morgan, 1997).

Наши рекомендации