Правовое и социальное государство. Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства
Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства. Остановимся на основных принципах правового государства:
1. Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
2. Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
3. Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено".
4. Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пронизаны морально-этическими обязательствами.
5. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ в. в странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран. Социального государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса и солидарности в обществе. Такое государство сглаживает имущественное и другое социальное неравенство, помогает низкодоходным группам, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования. Это проявляется в реализации разнообразных программ государства, направленных на развитие сферы образования, здравоохранения (в различных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования); помощи пенсионерам и другим социально уязвимым группам; в создании новых рабочих мест; в развитии системы переобучения безработных, трудоустройства молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей. Реализация этих прав находится в непосредственной зависимости от уровня экономического развития страны, от перераспределительной политики государства, когда с помощью налогов часть доходов богатых слоев населения перераспределяется в пользу бедных.
Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ. Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге тормозит экономическое развитие. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
- Генезис и признаки государства.
- Функции государства.
- Социальное и правовое государства.
- Формы правления государства.
- Формы государственного устройства.
- Российское государство: форма правления и федеративное устройство.
Возможна игра по странам.
СЛОВАРЬ
1. Государство
Это центральный институт политической системы общества, осуществляющий функции политического управления, реализации политической власти.
2. Государство Правовое
Вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов. Т.п. - это государство, самоограниченное в своей деятельности демократическими и гуманистическими нормами права. Оно несовместимо с беззаконием, самоуправством, диктатурой, субъективизмом, своеволием в политике, характерными для авторитарных и тоталитарных режимов, с разгулом преступности и коррупции, закулисными политическими интригами, клановостью и т.д. Социальной основой действительно Г.п. служит гражданское общество, без признания которого ни государство, ни право не могут считаться легитимными. Именно легитимность государственных и правовых установлений выступает в качестве важнейшей гарантии соблюдения законности и правопорядка в гражданском обществе. Концепция Г.п., выступая против отождествления общества и государства, вместе с тем исходит из недопустимости противопоставление их друг Другу, из признания необходимости достижения их гармонического взаимодействия на правовой основе. Важной чертой Г.п. является реальное осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти - представительной (законодательной), исполнительной и судебной - при особой роли последней, выступающей в Г.п. гарантом соблюдения законности и права. В Конституции РФ записано, что наше государство является Г.п. Но это положение следует рассматривать как выражение стремления достичь в будущем такого государства, ибо становление Г.п. - длительный и сложный исторический процесс.
3. Государство Социальное
Демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов и т.д. Понятие Г.с. широко вошло в оборот сравнительно недавно. Тем не менее, сегодня оно утвердилось и активно используется не только в науке, но и в политике, пропаганде, публицистике и т.д. Отражением этого является, в частности, то, что Конституция РФ 1993 г. объявила наше государство Г.с. Понятно, что это утверждение представляет собой не столько слепок с сегодняшней реальности, сколько стремление достичь поставленную цель - стать Г.с. в будущем. Решение этой задачи тесно связано с преодолением социально-политического, экономического и духовно-нравственного кризиса российского общества, с успешным становлением цивилизованной рыночной экономики и ее социальной переориентацией, утверждением гражданского общества и правового государства, иных социально-политических и нравственных ценностей.
4. Республика
Одна из форм государства - форма правления, при которой высшие органы, государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (обычно парламентами). Исторически Р. возникает в античную эпоху как антипод древним монархиям, как относительно более прогрессивная форма государственного устройства. В основе своей она открывает большие возможности для осуществления принципа народовластия, предоставляя гражданам личные и политические права. В целом же место, роль и значение Р., как и всякой формы, определяется конкретно тем содержанием власти, формой которого она является. За фасадом Р. может скрываться режим личной власти (Ирак, Иран и др.), а в форме монархии может функционировать реальная демократия (Великобритания, Испания и др.). Р. подразделяются на парламентские (парламентарные) и президентские. В парламентских Р. правительство формируется на парламентской основе из представителей партий парламентского большинства и ответственно перед парламентом как верховным органом власти. В таких Р. президент чаще всего имеет чисто номинальные функции (Италия, Индия, Австрия, Швейцария и др.). В президентских Р. правительство формируется президентом и ответственно перед ним как главой государства, избранным внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов (США, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.). В некоторых странах (Франция, Португалия, Финляндия и др.) сочетаются черты парламентской и президентской Р. В ст. 1 Конституции РФ 1993 г. отмечается, что Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ - президентская Р. с сильной властью президента, хотя и включающая в себя некоторые черты парламентской Р.
5. Форма Правления
Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве). Современным государствам присущи две Ф.п.: республика и монархия.
6. Форма Государственного Устройства
Понятие, характеризующее территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти
7. Монархия
Государство, его форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть и передающему ее в порядке наследования. Монархии подразделяются на абсолютные, неограниченные и конституционные, парламентарные, когда власть монарха ограничивается парламентом или иным образом. Примерами первых могут служить М. рабовладельческие и феодальные, а также российская М. до начала XX столетия. Сегодня абсолютных М. (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ и др.) почти не осталось. Что же касается конституционных М., то они весьма широко распространены до сих пор (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Дания и др.). Сегодня их насчитывается около четырех десятков. Иное дело, что чаще всего в развитых странах власть такого монарха носит во многом чисто символический, формальный характер и за ним сохраняются главным образом представительские, церемониальные функции. Иногда выделяются еще теократические М., где глава государства является одновременно и религиозным главой (Оман, Катар и др.).
8. Конституция
Главный закон государства. Конституция является основным документом, регулирующим правовое поле того государства, в котором она принята. Все остальные законодательные документы (кодексы, законы, указы и т. д.) должны не противоречить положениям конституции. По своей сути конституция определяет права и свободы граждан, означивает их обязанности перед государством и в отношениях друг с другом, описывает государственное устройство власти и административное деление страны. Уточнение положений конституции проводится уже в подчинённых законодательных актах. Это связано с тем, что конституция обычно пишется так, чтобы описывать правовое поле государства в самых общих чертах. В России новая конституция (в т. н. «ельцинской» редакции) была принята в 1993 году.