Политическая культура Казахстана: состояние и перспективы развития.
В то же время при оценке партийной системы Казахстана как индикатора уровня развития политического общества можно выделить и некоторые негативные моменты:— невысокий уровень межпартийной конкуренции;— слабое влияние партийных структур на процесс принятия государственно-политических решений и их исполнение;— «вождистский» характер большинства партий;— выраженная ориентация на узкогрупповые интересы;— размытость социальной базы и идеологических установок, преобладание в программных платформах социального популизма;— слабая связь с населением;— парламентский тип деятельности, характеризующийся акти- визацией партии лишь в период электоральных кампаний.
Понятие и функции политической элиты. Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Политическая элита – лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение. В каждом обществе политическая элита занимает главенствующее положение и осуществляет функции политического руководства Функции политической элиты. На первом месте стоит стратегическая функция. Коммуникативная функция . Организаторская функция. Интегративная функция
Классические теории элит (Т.Моска, В.Парето). Теория элит — концепция деления общества на определенные слои.
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене.
Типология политического лидерства. Классическим примером типологии лидерства является разработка немецкого социолога М. Вебера, который выделяет 3 типа лидерства. Традиционное лидерство. Рационально-легальное лидерствою. Харизматическое лидерство.
Херман выделяет 4 типа. Лидер-знаменосец, Лидер-служитель, Лидер-торговец, Лидер-пожарный,.
Основные концепции политического лидерства. В современной политологии существует несколько концепций политического лидерства. Наиболее распространёнными являются: 1. Теория черт 2. Ситуационная концепция 3. Функционализм 4. Теория конституентов. 5. Компенсаторная теория
Понятие, принципы, типы политического прогнозирования. Понятие "политическое прогнозирование" означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества - экономической, социальной, духовной. Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы. политическое прогнозирование должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость
Понятие мировой политики. Геополитика, национальный интерес, национальная безопасность. Мировая политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества. Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Геополитика – это географический разум государства.
Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан. Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей.
Основные Тенденции развития международных отношений. Важной характеристикой современного этапа международных отношений является их динамичность. К началу 80-х гг. завершилась политическая деколонизация. Теперь решения, важные для развития международных отношений, принимаются на всех континентах. В течение последних двух десятилетий в мире стремительно происходили процессы интернационализации экономических и культурных отношений, что послужило основой для интернационализации политических процессов. Нагляднее всего это проявилось в Европе.
Первая тенденция развития международных отношений - рассредоточение власти. Вторая тенденция современных международных отношений - новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности. Третья тенденция развития международных отношений - это формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью проблемы создания всеобщей безопасности.
Казахстан в системе международных отношений. Казахстан и международные организации. За прошедшие 5 лет после обретения государство независимости Р.К. стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государством со 105 из них имеет полит. отношения. В Алмате функционируют 55 посольств и представителей в международных организаций.
Казахстан и международные организации - Институты системы ООН- ОБСЕ- ОИК- ТЮРКСОЙ
Политические аспекты сотрудничества Вступление в Организацию ОБСЕ было продиктовано стремлением Республики Казахстан активно участвовать в общеевропейских процессах,
88. Стратегия «Казахстан-2030» о национальной безопасности. ИЗЛИШНЯЯ ОСТОРОЖНОСТЬ ЛИШНИЙ РАЗ БЕДУ ОТВОДИТ Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития. Второй компонент нашей стратегии - усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, включая Соединенные Штаты Америки. Эти страны начинают осознавать, что создание независимого и процветающего Казахстана отвечает их национальным интересам. В-третьих, мы будем всемерно использовать помощь и содействие международных институтов и форумов, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит поддержку Казахстану со стороны международного сообщества. Пятое - мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране.
Понятие глобализации. Характеристика глобальных проблем современности. Глобализация – как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий становления земной цивилизации, предопределяющий проявление и действие общеобъединяющих культурно-экономических тенденций в мире. Глобализация как более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций в оценке состояния и поисках решений обостряющихся проблем, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и всего человечества, составляющих сущность всеобъемлющей безопасности и самым непосредственным образом влияющих на жизнеспособность биосферы. Глобализация как высшая стадия интернационализации, где в более широком представлении под ней понимается совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях, территориальная и институциональная интеграция рынков