Лекции по учебной дисциплине 8 страница

Кажущееся непоследовательным употребление терминов "разоружение" и "регулирование вооружений" является результатом компромисса, достигнутого составителями Устава при создании ООН. Что касается термина "регулирование вооружений", редко встречающегося в официальных и доктринальных источниках, то по своему содержанию он приближается к широко употребляемому термину "контроль над вооружениями".

В отечественной доктрине преобладает мнение о существовании в международном праве общепризнанного принципа разоружения, из которого вытекают двоякого рода обязательства: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем.

Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (например, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), двусторонние (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры в этой области можно классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям).

Актуальной проблемой является регулирование ядерных стратегических вооружений. Термин "стратегические вооружения" условен и ныне охватывает межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носители бомб, баллистических ракет и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны. Сопоставимые задачи способны решать крылатые ракеты морского базирования большой дальности.

В соответствии с ныне действующими обязательствами в отношениях между Россией и США запрещается развертывание систем противоракетной обороны территории страны либо создание основы для такой системы, а для разрешенных систем действуют определенные количественные и качественные ограничения (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Стратегические наступательные вооружения ограничены определенными суммарными уровнями и подуровнями по категориям вооружений, для достижения которых осуществляется их сокращение.

В самом общем виде международный контроль можно определить как методы наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Проверка может осуществляться путем предоставления каждому участнику договора сведений о выполнении обязательств другими участниками. Контроль содействует достижению целей договора, предупреждению и выявлению нарушений его положений и обеспечивает уверенность в соблюдении его положений.

В период после второй мировой войны на протяжении длительного времени разногласия между государствами по вопросам контроля были препятствием на пути реального разоружения, а также использовались как предлог против принятия значимых мер в этой области.

Лекция по теме № 21.

«Правовое положение Антарктиды»

1. Договор об Антарктиде

2. Правовой статус Антарктики.

3. Механизм консультативных совещаний.

4. Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики.

Антарктика - район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли - Антарктида занимает площадь, в два раза превышающую площадь Австралии. А площадь Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км, что примерно равно 10% площади нашей планеты.

Физико-географической границей Антарктики считается линия слияния и перемешивания (конвергенции) холодных антарктических вод с теплыми субтропическими. Граница антарктической конвергенции определяет в то же время границу распространения типичных антарктических экосистем, включая фауну и флору.

Почти весь материк Антарктида, за исключением "горных вершин", постоянно покрыт материковым льдом. Средняя толщина ледникового покрова -1,7 км, а максимальная -4,4 км. Антарктический ледяной покров медленно движется в сторону моря и, сползая, образует над шельфовой частью морского дна ледники, получившие название шельфовых льдов. Из-за недоступности и сурового климата Антарктида длительное время оставалась загадочной землей. Догадки и предположения о существовании "Южной Земли" высказывались много столетий назад, еще в античные времена. Однако в течение многих столетий такого рода предположения не выходили за рамки гипотез. Лишь в XVIII столетии началось проникновение мореплавателей и исследователей в высокие широты Южного полушария. Сюда были направлены французские экспедиции Буве (1738- 1739 гг.) и Кергелена (1772-1773 гг.), а также английская экспедиция Кука (1772-1775 гг.), которые открыли в исследуемых районах несколько островов и провели полезные научные наблюдения. Но эти экспедиции в достигнутых ими широтах не обнаружили таинственного материка.

С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне состоялась Международная конференция по Антарктике. Ее участниками были 12 государств, которые ко времени, созыва Конференции непосредственно вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства, не признавшие этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на длительное время определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной жизни.

Статья I Договора об Антарктике устанавливает: "Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия" (п. 1).

Таким образом, огромная часть земного шара - целый материк и прилегающий к нему большой район - впервые в истории международных отношений была превращена в зону мира, в границах которой запрещается любая военная деятельность и допускается лишь мирная (не военная) деятельность. Запрещение Договором любых военных мероприятий означает, что Антарктика не может быть милитаризована ни в период мира, ни в период войны. Вместе с тем указанное запрещение здесь "любых мероприятий военного характера" свидетельствует о том, что Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов, то есть она является нейтрализованной.

В то же время Договор об Антарктике не препятствует использованию "военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей" (п. 2 ст. I). Это положение было включено по предложению некоторых участников конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудо вания. В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны "о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора".

Как было позже установлено участниками Договора, данная информация должна включать, в частности, типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия Договора, время прибытия и пребывания, а также маршруты следования экспедиций. Кроме того, участники Договора установили жесткую систему контроля за выполнением его предписаний.

Договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике. Статья II Договора гласит: "Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, как они применялись в течение Международного геофизического года, будут продолжаться". В течение Международного геофизического года, как известно, не существовало правовых ограничений свободы научных исследований в Антарктике в мирных целях. Любое государство и его граждане, а также международные организации могли беспрепятственно вести научные исследования в нтарктических районах. Договор закрепил этот важный принцип. Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях Антарктики участники Договора согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Всячески поощряется установление отношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении.

Договор об Антарктике отводит существенную роль механизму обеспечения соблюдения, а также совершенствования и конкретизации положений Договора. Одним из важнейших элементов этого механизма являются Консультативные совещания участников Договора, созываемые обычно один раз в два года, не считая специальных сессий. Консультативные совещания созываются для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработки, рассмотрения и рекомендации правительствам государств-участников мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора, включая меры относительно:

a) использования Антарктики только в мирных целях;

b) содействия научным исследованиям в Антарктике;

c) содействия международному научному сотрудничеству в Антарктике;

d) содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных Договором;

e) вопросов, касающихся юрисдикции в Антарктике;

f) охраны и сохранения ресурсов в Антарктике.

Значительное внимание Консультативные совещания уделили также проблеме охраны окружающей среды.

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора 14 государств являются Консультативными сторонами Договора, а еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются Консультативными сторонами. Подавляющее большинство из указанных выше 38 государств являются развитыми государствами.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех Консультативных сторон Договора.

С момента вступления Договора об Антарктике в силу (23 июля 1961 г.) прошло более 30 лет. За истекший период достаточно наглядно выявилась его жизнеспособность. Первоначально он способствовал стабилизации обстановки в Антарктике, а затем благотворно повлиял на развитие позитивных процессов в этом районе с учетом основополагающих принципов и целей ООН. Но его значение вышло за рамки Антарктики, поскольку опыт заключения этого Договора, а также позитивные результаты его функционирования были в определенной степени учтены в Договоре по космосу 1967 года, Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Он до сих пор служит удачным примером осуществления принципов Организации Объединенных Наций при решении конкретных проблем международных отношений. Но это обстоятельство не исключает дальнейшего развития его положений.

Договор об Антарктике является главной составной частью системы Договора об Антарктике, которая включает наряду с указанным Договором действующие в его рамках меры, связанные с ним отдельные международные документы, а также действующие в рамках этих документов меры.

Так, в частности, в рамках Договора об Антарктике и наряду с ним действует стандартная система обмена информацией, которая установила, в частности, перечень вопросов для предоставления обязательных сведений по широкому кругу аспектов деятельности в Антарктике и об используемых там с этой целью средствах. Еще в 1964 году были одобрены Консультативным совещанием принесшие немалую пользу и еще частично действующие "Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики". К наиболее существенным результатам, ставшим тоже частью системы Договора об Антарктике, нужно отнести разработанные консультативными совещаниями отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды Антарктики и во многом заменившие принятые по этим вопросам "Согласованные меры".

В 1972 году была одобрена Конвенция о сохранении антарктических тюленей. Конвенция разрешила отлов только трех из шести видов антарктических тюленей. Она определила допустимые уровни их добычи, охраняемые виды, открытые и закрытые для промысла районы, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту, технические данные орудий лова и приспособлений, порядок предоставления информации о промысле и системы инспекции.

Дальнейшее развитие событий в области международного рыболовства способствовало принятию в 1980 году в рамках Консультативных совещаний Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. К этому времени сложилось положение, когда рыболовный промысел из "обжитых" районов Мирового океана начал перемещаться в отдаленные и суровые антарктические воды открытого моря. Эта ситуация была вызвана установлением исключительных экономических зон шириной до 200 морских миль, в которых за прибрежными государствами признавались суверенные права в целях разведки и разработки естественных богатств. Над частями открытого моря в Антарктике, где сохранялась по-прежнему свобода нерегулируемого рыболовства, нависла потенциальная угроза истощения рыбных ресурсов и гибели уникальных видов антарктической фауны, для которых указанные ресурсы служат основной пищей. Конвенция 1980 года предотвратила такое нежелательное развитие событий.

Лекция по теме № 22.

«Международное право охраны окружающей среды»

1. Основные направления международного сотрудничества по охране окружающей среды.

2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства.

3. Международно-правовая охрана Мирового океана.

4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира.

5. Международно-правовая охрана окружающей среды oт загрязнения радиоактивными отходами.

Международное право охраны окружающей среды (международное право окружающей среды, международное экологическое право, интерэкоправо) – это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды в целях охраны и рационального использованияприродных ресурсов.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям: 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктику и почву.

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядер­ных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями. Таким образом, Женевская конвенция 1958 г. содержит лишь общий запрет радиоактивного загрязнения морской среды и атмосферы, имея в виду в первом случае захоронение отходов, а во втором — деятельность, связанную с применением радиоактивных материалов, и не содержит запрета на захоронение радиоактивных отходов в море.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Тема 1. «Международное право - система права» (2 часа)

1. Понятие и предмет регулирования международного права.

2. Система международного права.

3. Основные принципы международного права.

4. Понятие и виды норм международного права.

5. Реализация международно-правовых норм

6. Международные правоотношения; понятие, содержание, виды.

7. Соотношение международного и внутригосударственного права.

Исполнение. Опираясь на учебный материал в ходе дискуссионного обсуждения студенты предлагают свою аргументацию выводов по вопросам семинара.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Роль международного права в становлении и развитии международных отношений.

2. Соотношение международного и внутригосударственного права.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны ответить на заданные вопросы, рассказать о возникновении международного права и периодизация его истории. Также студенты должны дать понятие современного международного права и раскрыть его роль в развитии международных отношений; раскрыть вопрос о волеизъявлении в международных отношениях и процессе образования международно-правовых норм, а также дать понятие нормы международного права; назвать классификацию этих норм;

Студенты должны дать понятие общепризнанным принципам и нормам международного права, раскрыть их сущность, значение в развитии международного сотрудничества; назвать функции международного права, ответить в чем заключаются его особенности; рассказать о соотношении международного и внутригосударственного права. Рассказать о внешней политике и международном праве. Раскрыть вопрос о влияние научно-технического прогресса на становление и развитие международного права.

Тема 2. Нормы международного права. (2 часа)

1. Понятие нормы международного права.

2. Императивные нормы международного права: понятие, особенности процесса создания, юридическая сила.

3. Виды норм международного права.

4. Эффективность норм международного права.

5.Международные правоотношения: понятие и состав.

Исполнение. Опираясь на учебный материал в ходе дискуссионного обсуждения студенты предлагают свою аргументацию выводов по вопросам семинара.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Процесс образования нормы международного права (этапы).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

В ходе семинарского занятия студентам предлагается ответить на вопросы, касающиеся понятия, определения, создания, структуры и видов норм международного права. Студенты должны рассказать о видах норм, обязательно назвать ее составляющие элементы, определить субъектов, которые создают номы международного права.

Тема 3. Источники международного права. (2 часа)

1. Понятие и виды источников международного права.

2. Международный договор — основной источник современного международного права.

3. Международно-правовой обычай. Соотношение международного договора и обычая.

4. Заключительные акты международных конференций.

5. Обязательные резолюции международных организаций.

Исполнение. Опираясь на учебный материал в ходе дискуссионного обсуждения студенты предлагают свою аргументацию выводов по вопросам семинара.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1.Международный договор как особый источник международного права.

2. Судебный прецедент как источник международного права.

3.Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студентам предлагается ответить на вопросы, касающиеся источников международного права. Они должны раскрыть понятие источников международного права, назвать эти источники, дам им классификацию, раскрыть их суть на примере международного договора и обычая. Рассказать о взаимодействии международного договора и обычая. Кроме того, необходимо назвать вспомогательные источники международного права.

Сказать, что говорится в Конституции РФ о международных договорах РФ. Кратко рассказать об основных положениях Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.

Тема 4. Субъекты международного права. (2 часа)

1. Первичные и вторичные субъекты международного права.

2. Суверенитет и иммунитет государства.

3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость.

4. Международная правосубъектность международных организаций. 5. Международная правосубъектность государственно-подобных образований. Вольные города.

6. Индивид как субъект международного права.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Правосубъектность, суверенитет и невмешательство в международном праве.

2. Правопреемство субъектов международного права.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

В ходе данной темы студентам нужно дать понятие и виды субъектов международного права. Рассказать о государствах как о главных субъектах международного права; назвать основные права и обязанности субъектов международного права.

Также студенты должны раскрыть вопрос о международной правосубъектности государств. Дать понятие государственного суверенитета. Раскрыть суть суверенного равенства государств.

Назвать простые (унитарные) и сложные государства и их союзы и постоянно нейтральные государства.

Тема 5. Признание и правопреемство в международном праве. (2 часа)

1.Понятие и значение признания.

2. Виды и формы признания.

3. Понятие и значение правопреемства. Теория правопреемства.

4. Правопреемство государств в отношении международных договоров.

5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов.

6. Континуитет России.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1.Правосубъектность, суверенитет и невмешательство в международном праве.

2. Признание государств. Правопреемство государств.

3. Правопреемство субъектов международного права.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студентам предлагается раскрыть поставленные вопросы, дать понятие правосубъектности наций и народов, а также раскрыть суть международного признания.

Рассказать о признании субъектов международного права, дать понятие признания и раскрыть его международно-правовое значение, назвать формы (виды) признания, а именно признание де-юре и де-факто. Также нужно рассказать о признании государств, правительств и наций, борющихся за свое освобождение. Раскрыть суть признаниея воюющей стороны.

Также необходимо раскрыть сущность и понятие правопреемства государств. Сказать о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных долгов и архивов; рассказать о правопреемстве в связи с прекращением существования СССР.

Тема 6. Территории в международном праве. (2 часа)

1. Понятие и виды территорий в международном праве.

2. Государственная территория: понятие, состав.

3. Понятие государственных границ. Понятие делимитации и демаркации государственных границ. Международные и пограничные озера и реки.

4. Правовой режим Арктики.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Принцип территориальной целостности государств и его значение в современных международных отношениях.

2. Государственные границы, их виды.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Студенты должны раскрыть понятие территории в международном праве, принцип территориальной целостности государств и нерушимости границ, назвать виды правового режима территории, раскрыть понятие государственной территории; охарактеризовать международную территорию общего пользования и территорию со смешанным режимом.

Кроме того, назвать государственные границы, обозначить их виды. Раскрыть понятие делимитации и демаркации границы; раскрыть сущность Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Тема 7. Население. (2 часа)

1. Понятие населения. Состав населения государства.

2. Понятие гражданства.

3. Понятие и правовое положение лиц без гражданства.

4. Понятие и правовое положение беженцев.

5. Политическое убежище.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Международное право об уважении прав и свобод человека.

2. Правовой статус беженцев.

3. Правовое положение вынужденных переселенцев.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать понятие и состав населения в международном праве. Раскрыть вопросы международного сотрудничества по вопросам защиты политических, экономических и гражданских прав человека. Определить суть Устава ООН в отношении прав человека. Также, студенты должны раскрыть содержание принципа уважения прав человека, охарактеризовать Всеобщую декларацию прав человека, Пакты о правах человека, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Студенты должны раскрыть международно-правовые вопросы гражданства, дать определение понятию гражданства. Приобретение и утрата гражданства. Натурализация. Перемена гражданства при территориальных изменениях. Двугражданство. Беженцы и вынужденные переселенцы. Правовые положения иностранных граждан.

Конституция РФ о гражданстве. Закон РФ «О гражданстве РФ». Законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах». Международные договоры РФ, других государств СНГ по вопросам гражданства.

Тема 8. Международные споры. (2 часа)

1. Основные виды международных разногласий: спор и ситуация.

2. Непосредственные переговоры. Классификация переговоров. Консультации. Посредничество. Добрые услуги. Международная примирительная процедура: следственные комиссии, согласительные комиссии.

3. Международные третейские суды (арбитраж). Арбитраж adhос и постоянный арбитраж.

4. Разрешение споров в органах международных организаций.

5. Международный Суд ООН.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать понятие средств мирного разрешения международных споров. Дипломатические переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество. Международные следственные и согласительные комиссии. Международный арбитраж (третейское разбирательство).

Международное следственное разбирательство. Международный Суд ООН, его юрисдикция. Решения и постановления Международного Суда, его консультативные заключения.

Наши рекомендации