Информация, публикации, статьи: Основы судебной власти

В статье 10 Конституции РФ провозглашены 3 вида государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Такая идея разделения властей принадлежит французскому просветителю Монтескье и призвана обеспечить взаимную подконтрольность всех ветвей власти, управляющих обществом и государством.

Судебная власть осуществляется специально уполномоченными государственными органами, которые имеют властные полномочия и могут принимать решения, обязательные для исполнения всеми органами, общественными организациями и гражданами. На основе вышеизложенного можно сформулировать следующее определение: Судебная власть – способность специально уполномоченного государственного органа (суда) воздействовать на поведение государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, общественных организаций, физических и юридических лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств.

Судебная власть имеет свои отличительные черты. К ним относятся:

а) судебная власть – одна из ветвей государственной власти, занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет свои специфические функции;

б) судебная власть осуществляется только судом как специально уполномоченным государственным органом;

в) судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и принятие общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т. п.;

г) важнейший элемент судебной власти – это правосудие – деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Но судебная власть включает в себя также конституционный контроль; рассмотрение дел об административных правонарушениях; дачу руководящих разъяснений судебной практики; обеспечение исполнения приговоров и судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений государственных и иных органов, должностных лиц. Большинство из этих функций, в конечном счете, направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осуществления правосудия;

д) авторитет судебной власти поддерживается возможностью применения мер государственного принуждения.

Важным элементом судебной власти является статус судей. Статус судей – это их правовое положение, закрепленное в законодательстве. Он является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают.

В наиболее полном виде статус судей определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

Всю совокупность прав и обязанностей судей можно сгруппировать в блоки:

1. права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;

2. права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;

3. права и обязанности судей, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

В соответствии с действующим законодательством кандидатом на должность судей может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Судьей Верховного Суда РФ – гражданин России, достигший возраста 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть лишь гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

С момента назначения на должность судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Специальные требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в рассмотрении судом дела. В список присяжных заседателей не включаются лица:

- не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

- не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.

Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

Присяжный заседатель имеет право:

- участвовать в исследовании всех рассматриваемых в суде доказательств, с тем, чтобы получить возможность самостоятельно, по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;

- задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам;

- участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других производимых в суде следственных действиях;

- просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и неясные для него понятия;

- делать письменные заметки во время судебного заседания.

Присяжный заседатель не должен:

- отлучаться из зала судебного заседания во время слушания;

- общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего;

- собирать сведения по делу вне судебного заседания.

При нарушении обязанностей присяжные заседатели могут быть отстранены председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

Имеются также особые требования, предъявляемые к народнымзаседателям. Народные заседатели избираются в районные (городские) и военные суды, гражданами или военнослужащими соответственно по месту работы либо жительства; в остальные суды – компетентными представительными органами власти. Они призываются к осуществлению правосудия на две недели в году; судебный состав по конкретному делу включает судью (председательствующего) и двух народных заседателей.

Приговор или решение по делу всегда выносится большинством голосов. Как в судебном заседании, так и в совещательной комнате судья, председательствующий по делу, свое мнение по всем вопросам дела высказывает последним, что обеспечивает независимость и самостоятельность народных заседателей. На народного заседателя распространяются все положения статуса судьи – его неприкосновенность и независимость.

Народные заседатели избираются из числа граждан, достигших 25 лет, открытым голосованием сроком на 2,5 года. Они ответственны перед избирателями, подотчетны им и в установленном законом порядке могут быть отозваны до истечения срока полномочий.

Важную роль в становлении и функционировании судебной системы играют органы судебного сообщества. К ним относятся:

- советы судей субъектов РФ, военных округов, флотов, вида вооруженных сил, групп войск;

- съезды судей республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов;

- совет судей РФ, состоящий из собрания судей Высшего арбитражного суда;

- возглавляет судейское сообщество Всероссийский съезд судей

Органы судейского сообщества выполняют следующие функции:

- обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;

- проводят общественную экспертизу проектов законов и других нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

- рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного, ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

- представляют интересы судей в государственных объединениях;

- избирают соответствующие квалификационные коллегии судей, отдельно для общих, военных и арбитражных судов.

Конституционные принципы – это те принципы, которые вытекают из основополагающих правовых идей, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Конституционные принципы правосудия получают развитие в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе, судах, о судьях.

Для понимания принципов правосудия крайне важно определить их основные отличительные черты. К таким отличительным чертам следует отнести:

1. Принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства;

2. Общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в силу решение обязательно для всех органов, организаций, юридических, физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения влечет применение мер принуждения (вплоть до лишения свободы);

3. правосудие осуществляется только двумя способами:

а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение законных мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных

4. правосудие осуществляется только судом (судьей);

5. правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет состав суда, лиц, участвующих в судебном заседании, их права и обязанности, стадии разбирательства и т.п.

Необходимо остановиться на значении принципов правосудия. Наиболее важными представляются следующие положения:

1. принципы правосудия определяют его основные черты, поэтому все другие нормы о правосудии должны им соответствовать;

2. принципы правосудия обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осуществлении, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия;

3. принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия;

4. принципы правосудия имеют большое значение для правильного толкования всех других норм о правосудии, поскольку содержат информацию о целях и направленности конкретного правового акта.

Среди множества Конституционных принципов правосудия следует особо выделить следующие:

1. законность;

2. осуществление правосудия только судом;

3. независимость судей;

4. осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

5. обеспечение прав каждому на обращение в суд за защитой своих интересов;

6. презумпция невиновности;

7. состязательность и равноправие сторон;

8. гласность разбирательства дела в суде;

9. языка судопроизводства и обеспечения пользования родным языком при осуществлении судопроизводства;

10. участие граждан в осуществлении правосудия.

I Среди всех принципов правосудия всегда на первое место выдвигается принцип законности. Основной смысл и содержание этого принципа заключается в следующих требованиях:

1. соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие конституции РФ;

2. при определении нормативного акта, подлежащего применению при разрешении конкретного дела, суд обязан учесть юридическую силу нормативных актов, а при их противоречии друг другу применить нормативный акт, обладающей большей юридической силой. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.

Принцип законности является универсальным правовым принципом, однако в сфере правосудия он приобретает особое значение в силу важности и ответственности этого вида деятельности.

С принципом законности тесно связаны правовые гарантии обеспечения прав человека при осуществлении правосудия. Это крайне важно, поскольку осуществление правосудия всегда связано с определенным ущемлением прав и свобод человека и гражданина и такое ущемление может быть очень существенным (вплоть до лишения свободы и даже жизни). В связи с этим принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия приобретает особое значение.

Правовыми гарантиями обеспечения прав человека при осуществлении правосудия являются:

а) право на жизнь и исключительный характер смертной казни;

б) при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.);

в) неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также возможность человека обжаловать указанные действия (в том числе и в судебном порядке);

г)специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почты, прослушивание переговоров и т.п.);

д)неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость по общему правилу проникновения в жилище без согласия лица, в нем проживающего;

е) установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свободы человека.

II. Важнейшим принципом также является осуществление правосудия только судом.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации».

В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов. Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды. Систему судов в РФ составляют:

- Верховный Суд РФ;

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- Верховные суды республик;

- Краевые, областные суды;

- Суды городов федерального значения;

- Суды автономной области и автономных округов;

- Районные суды;

- Военные суды;

- Мировые судьи;

- Федеральные арбитражные суды округов;

- Арбитражные суды субъектов РФ.

III. Принцип независимости судей означает, что судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием.

Указанный принцип направлен на предотвращение какого-либо влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной власти, а также вышестоящих судов).

Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия, расцениваются как административное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности.

Принцип независимости судей обеспечивается путем:

а) жесткой регламентации процедуры осуществления правосудия;

б) определения оснований и порядка приостановления или прекращения полномочий судей;

в) неприкосновенности

судей;

г) установления права судей на отставку;

д) создания органов судейского сообщества;

е) материального и социального обеспечения судей.

Для реального обеспечения принципа независимости важны понятия компетентности и беспристрастности суда. При этом надо иметь в виду следующие положения:

- Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на эти должности;

- Каждому гражданину обеспечивается право на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры.

- Рассмотрение дела обеспечивается надлежащим составом суда.

Так, следует особо отметить возможные составы суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.

- один судья – профессионал (в случае рассмотрения районным судом дела о преступлении, максимальное наказание за которое не превышает пяти лет лишения свободы);

- один судья - профессионал и два народных заседателя (по всем делам, кроме тех, которые судья рассматривает единолично);

- три судьи-профессионала (с согласия по всем делам, кроме дел, подсудных районному суду);

- один судья–профессионал и двенадцать присяжных заседателей (по ходатайству подсудимого в судах среднего звена субъектов РФ, где предусмотрено рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни).

Предусмотрен законом и состав судей при рассмотрении дел в гражданских, арбитражных, а также в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях.

Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями.

В арбитражных судах по первой инстанции судьей единолично, тремя судьями профессионалами или судьей и двумя арбитражными заседателями.

В кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях: всегда в коллегиальном составе суда.

Для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:

- имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (родственники сторон или обвиняемого, друзья, свидетели и т.п.);

- участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и прочие)

IV. Следующий принцип гласит: "Правосудие осуществляется на основе равенства всех перед законом и судом".

Равенство перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение равных обязанностей и единообразное возложение ответственности

Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т.п.), процессуальными правами и обязанностями для защиты своих интересов. Это означает, что порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле.

Законодательство устанавливает определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в отношении отдельных категорий лиц: депутатов, прокурорских работников, судей, членов избирательных комиссий и пр.

V. Одним из важнейших принципов является право граждан на судебную защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод: действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это право реализуется следующими положениями закона:

- подозреваемый, обвиняемый, подсудимый наделяются широким комплексом прав, позволяющим им самим эффективно защищать свои права и законные интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: они вправе знать, в чем их обвиняют, давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц, представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т.п.;

- подозреваемому, обвиняемому, подсудимому предоставляется право пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний;

- на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и суд возлагается обязанность содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого: разъяснять им их права, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т.п.

VI. Общепризнанным международным принципом правосудия является презумпция невиновности, которая гласит: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из презумпции невиновности следует:

1. обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию;

2. недоказанная виновность равняется доказанной невиновности;

3. неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

VII Приобретает особое значение в современных условиях принцип состязательности и равноправия сторон.

Наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.

Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих доводов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказательств и т.п. При этом суд, не становясь на позицию ни одной из сторон, принимает необходимые меры по ведению судебного заседания, разъясняет сторонам их права и обязанности, исследует доказательства и т.п.

VIII Принцип гласности и открытого разбирательства дел.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.

Изъятия из принципа открытого разбирательства дел:

- на заседании по уголовным делам не допускаются лица моложе шестнадцати лет;

- доступ посетителей может быть ограничен из-за недостаточности площади зала судебного заседания;

- возможно проведение закрытых заседаний для обеспечения охраны государственной тайны, при разбирательстве дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцати лет, о половых преступлениях, в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других лиц, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случае, предусмотренных федеральным законом, и происходит с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор или принятое решение всегда оглашается публично.

IX .Принцип языка судопроизводства.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осуществлять перевод полно и правильно под угрозой уголовной ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопроизводства, в переводе на понятный язык. Услуги переводчика всегда предоставляются бесплатно.

X. Участие граждан в осуществлении правосудия.

Формы привлечения граждан к осуществлению правосудия:

- народные заседатели – избираются собраниями коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях на срок до пяти лет из числа граждан РФ достигших 25-летнего возраста (для военных судов народные заседатели могут избираться из числа военнослужащих, достигших 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. При разбирательстве уголовных и гражданских дел народные заседатели пользуются теми же правами, что и председательствующий судья – профессионал, кроме полномочий по ведению хода рассмотрения дела;

- присяжные заседатели – привлекаются к разбирательству уголовных дел. Присяжные заседатели отбираются из числа граждан РФ, достигших25-летнего возраста и отвечающих определенным в законе требованиям, путем случайной выборки. Отбор присяжных заседателей, участвующих в рассмотрении конкретного уголовного дела, осуществляется судом с участием сторон и соблюдением установленной в уголовно-процессуальном кодексе РФ процедуры. Присяжные заседатели при рассмотрении и разрешении уголовных дел вправе принимать решение (вердикт) только по вопросу виновности или невиновности подсудимого, а в случае признания виновным – заслуживает ли он снисхождения или особого снисхождения;

- арбитражные заседатели, которые при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными правами с судьей-профессионалом;

- общественные обвинители и защитники, выполняющие функции обвинения и защиты по уголовным делам от лица общественности;

- представители общественных организаций и трудовых коллективов при разбирательстве в судах гражданских дел.

Завершая изложение вопроса о принципах правосудия, следует отметить, что их действие проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводств) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

Сказанное позволяет сделать вывод, что принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности. Это позволяет говорить о наличии системы принципов правосудия.

Наши рекомендации